Кстати, вот ссылка на полное выступление Дэна Ариэли Как за счёт нерациональности людей заработать больше (видео)
Настоящим продажникам (тем, кто включает голову) будет крайне полезно посмотреть.
Сарычева Люда, Мегаплан
Никто не хочет принимать неправильные решения. Но каждый делает это регулярно.
Классическая экономика утверждает, что люди логичны, хороши в расчетах и корыстны.
В действительности все иначе. Люди иррациональны: они прокрастинируют, забывают об обещаниях, попадаются на уловки маркетологов и отказываются от личной выгоды в пользу альтруизма.
Двадцать лет назад сформировалась наука, которая исследует причины и механизмы иррациональности. Это поведенческая экономика.
ПривычкиЭволюция создала привычки, чтобы освободить мозг от рутины в пользу стратегических задач. Порой этот механизм играет с нами злую шутку. Дэн Ариэли, профессор университета Дьюка и автор трех книг по поведенческой экономике, написал об этом статью. Я ее перевела, адаптировала и выбрала самое главное для рассылки:
С привычками вообще советуют быть осторожными. Не только в сфере финансов. Механизм привычек виноват в том, что даже самые ответственные и любящие родители забывают детей в машинах на солнцепеке. Совет: пересматривайте свои привычки и новые финансовые решения. Необязательно быть бездушным роботом и отказаться себя баловать «Тублероном», но полезно различать опасность в своих «безобидных» решениях. |
Экономическое и моральноеЛюди стремятся поступать правильно и ставят эту ценность выше материальной выгоды. В США был случай: ассоциация пенсионеров попросила юристов снизить стоимость юридических услуг для своих подопечных. Юристы отказались. Их попросили обслуживать пенсионеров бесплатно — юристы согласились. Мы живем одновременно в двух мирах: в первом преобладают экономические нормы, а во втором моральные. Если человек пересечет эту черту в общении, то испортит отношения навсегда. Представьте, что будет, если после свидания вы намекнете девушке, что потратились на кино, цветы и ресторан. Есть и научные подтверждения этой теории. В конце 90-х ученые Ури Гнизи и Альдо Растичини наблюдали за работой детских садов в одном из городов Израиля. Учреждения открывались в 7:30 и закрывались в 16:00. Некоторые родители опаздывали к закрытию и забирали детей позже. Дети из-за этого беспокоились, капризничали, а воспитатели задерживались на работе, причем бесплатно. Четыре недели ученые подсчитывали количество опозданий, а потом запустили эксперимент. Чтобы бороться с безответственностью родителей, руководство одного из садов ввело штрафы для тех, кто забирает ребенка позже 16:10. Все ждали снижения количества опозданий, потому что штраф — это наказание, и оно должно простимулировать родителей. Но получилось ровно наоборот. Родителям оказалось проще заплатить деньги, чем приезжать вовремя. Постепенно опозданий стало в два раза больше.
На этом история не закончилась. Руководство осознало провальность затеи со штрафами и отменило их. Снизился ли уровень опозданий до прежней отметки? Нет. Детские сады переступили черту отношений с родителями. Когда родители опаздывали до введения штрафов, они испытывали чувства вины, то есть жили в мире моральных норм. Но эти нормы руководство заменило рыночными: я плачу деньги, чтобы за моим ребенком присматривали подольше. Экономический стимул выместил моральный, и вместе с ним хорошие отношения с родителями. Совет: не смешивайте личные отношения и денежные вопросы. А в том, чтобы иногда быть альтруистами, как американские юристы, нет ничего плохого. |
Люди следуют собственным правилам
Люди стремятся соответствовать своим ценностям и представлениям о том, что правильно. Этим объясняется принцип последовательности, о котором мы уже писали. Мы сами выбираем ориентиры для своего поведения и сами же попадаем в их ловушку. Допустим, вы считаете правильным поддерживать хорошие отношения с соседями. Вы с ними здороваетесь, перебрасываетесь парой фраз а-ля «чудная сегодня погодка» и убавляете громкость музыки после 10 вечера. Все идет прекрасно: соседи считают вас славным парнем, благодарят зато, что вы поменяли лампочку в подъезде и всегда дружелюбно здороваются. Кажется, что в этом нет ничего опасного. Но только до тех пор, пока сосед Анатольич не приходит к вам занять полтинник до понедельника. Отказать неудобно: вы же соседи. Вы хотите поддерживать образ славного парня и боитесь обидеть Анатольича. Поэтому одалживаете полтинник, а через пару недель еще один, а потом еще и еще. Это превращается в что-то вроде обязательства. Сосед понимает, что вы не откажете, а вас напрягает вся эта ситуация, но вы ничего не меняете, потому что хотите соответствовать своим же ожиданиям. Вы считаете правильным поддерживать хорошие отношения с соседями и требуете от себя соблюдать этот принцип. Эти ребята не считают Афоню славным парнем. Кадры из фильма «Афоня» Совет: дайте себе право нарушать свои правила, когда они идут вам во вред. Если вы привыкли всегда приходить вовремя, но назначаете встречу с другом, который постоянно опаздывает, позвольте себе тоже задержаться. Избавите себя от томительного ожидания. А Анатольич обойдется и без вашего полтинника. |
Люди плохо просчитывают возможностиЧто вы выберете: 900 долларов сейчас или 1000 через месяц? А если предложат другую альтернативу: 1000 долларов через месяц или 1100 через месяц и три дня? Скорей всего, в первом вопросе вы выбрали 900 долларов, а во втором — 1100, хотя разница в сумме в обоих случаях одинаковая. Мы плохо оцениваем долгосрочную перспективу и сильнее беспокоимся о настоящем. Поэтому мы легко меняем возможный отпуск на Сейшеллах через полгода на сиюминутное желание купить джинсы на распродаже. Нам проще принять решение здесь и сейчас, чем оценить выгоду, отсроченную во времени. Помню, как пришла в магазин, выбрала, что хотела и подошла на кассу. Продавец пробивает товар и говорит: «У нас сейчас действует акция. Если купите еще один продукт этой марки, то бальзам для губ получите бесплатно». О чем я должна была подумать: «Мне не нужен ни второй продукт, ни бальзам, так зачем же я сейчас буду тратить лишние деньги?». Как поступила я: «Какая удача! Да, заверните еще вот это». «Черные пятницы» — фестиваль иррационального поведения. Источник фото — Brandfuturesgroup.com Пока я не прочитала книжку о поведенческой экономике, я ни раз приходила домой с ненужной парой носков, гигантской бутылкой йогурта «15 % в подарок» и прочей ерундой. Обычно у нас мало времени, чтобы принять рациональное решение. А последствия ошибки кажутся настолько незначительными, что мы не боимся ее совершить. Мы думаем: «Ну и что, что на 15 рублей дороже, зато можно выиграть поездку в Италию». Но мы не просчитываем, что эти 15 рублей — лишь одно звено в цепочке бессмысленных трат. В итоге они выливаются в большие деньги, которые мы могли бы отложить на беспечную старость. Совет: принимайте ярлычок «акция» как сигнал об опасности. Вроде яркой окраски у насекомых. Игнорируйте их и строго придерживайтесь списка покупок. Розовая наклейка сигнализирует об опасности. Источник фото — Danissimo-club.ru Если продавец предлагает что-то докупить уже на кассе, просто возьмите за правило говорить «нет». Продавец, конечно, посмотрит на вас как Ленин на буржуазию, а вы все равно не поддавайтесь. Сэкономите кучу денег. |
Эмоциональные решенияВ пятницу мы точно решаем сесть на строгую диету с понедельника. Приходит понедельник, мы просыпаемся с тем же твердым намерением, пьем кефир и заедаем сельдереем. Но, по мере возрастания чувства голода, наша твердость теряется, и к вечеру мы уже не в силах удержаться от бутербродика или шоколадки. Так происходит, потому что мы принимаем решение в разных состояниях. Когда мы говорим: «Я сяду в понедельник на диету», — скорей всего, в этот момент мы сыты и довольны. Но когда приходит вечер понедельника, нами движут чувство голода и недовольство. И мы сдаемся. А теперь вы захотели сделать бутерброд То же самое с деньгами. Сначала мы даем себе слово начать откладывать деньги со следующей зарплаты, а потом день зарплаты приходится на пик летней распродажи. И мы думаем: «Ну со следующей я точно начну копить». Совет: попробуйте принимать решения в том состоянии, в котором вы будете в результате. Так вы лучше оцените свои возможности и более гибко подойдете к решению проблемы. Например, если вы решите сесть на диету в голодном состоянии, вы не просто запретите себе есть после 6 вечера, а придумаете, какие продукты себе позволить в это время и в каком количестве. |
Страх потериОт чего вы больше расстроитесь: если ваш лотерейный билет за 100 рублей не принесет выигрыш или если карманник украдет у вас сторублевую купюру? Исследования показывают, что для большинства людей вторая перспектива неприятнее. Дело в том, что мы слишком держимся за то, что имеем. Нам страшнее потерять, чем не приобрести. Иногда из-за этого мы упускаем выгоду. Представьте, что вы владеете акциями американской компании. Компания крупная, поэтому цена акций стабильно растет, хотя и несильно. Вдруг проходят слухи, что через неделю их стоимость упадет, потому что компания снимает с производства один из продуктов. Начинающие инвесторы на этом прогорают. Они в панике скидывают акции, чтобы остаться в плюсе. У них еще нет большого опыта торговли на бирже, поэтому страх потери побеждает. Зато опытные инвесторы в это время покупают подешевевшие акции. Они знают, что их цена все равно будет расти, значит прибыль обеспечена.
Иррациональное поведение у трейдеров чревато финансовыми потерями.
Схожий механизм работает в азартных играх: человек представляет, что выигрыш уже его, надо лишь попробовать еще разок, и он уйдет домой со своими деньгами. В итоге уходит без денег, часов и обручального кольца. Совет: пытайтесь создавать дистанцию между собой и своими материальными ценностями. Представьте, что они вам не принадлежат. Это поможет оценивать вещи более объективно. Например, когда вы решите продать свою старую машину, представьте, что она не ваша, и тогда вы не завысите ее стоимость из-за своих приятных воспоминаний. |
ОбобщимМы постоянно принимаем иррациональные решения, но эти решения довольно предсказуемы, потому что основываются на одних и тех же механизмах:
Следовательно, с иррациональным поведением можно бороться.
Иррациональность имеет объяснение. Изначально люди жили в тесных общинах, мыслили одинаково, а их главными задачами было — добывать еду и производить потомство. Рыночные отношения появились сравнительно недавно. У нас нет отдела в мозге, ответственного за финансовые решения. И все-таки нельзя сказать, что люди глупы: мы запустили человека в Космос, победили чуму и создали рассылку Мегаплана. Значит, не идти на поводу лени и дурных привычек тоже сумеем. |
Люда СарычеваПисатель Мегаплана |
Новости МегапланаВ одной из февральских рассылок мы писали, что хотим рассказать о наших клиентах. Тогда откликнулось много компаний, и мы начали делать первые истории. Теперь у нас появился портал о клиентах Мегаплана, где мы пишем про успешные, интересные компании. На этой неделе мы опубликовали первые рассказы. Если компания пользуется Мегапланом — это хороший знак. Скорее всего, у нее просвещенное руководство, ответственные сотрудники и довольные клиенты. Если вы работаете в реальном секторе, в сфере туризма или финансов, продаете или строите недвижимость и пользуетесь Мегапланом, мы готовы рассказать о вас на нашем клиентском портале. Пусть все знают, какие вы классные. Пишите мне: writer@megaplan.ru В этой рассылке я посоветовала игнорировать акции маркетологов. Но в Мегаплане нет маркетологов. Поэтому не пропускайте традиционную майскую акцию Мегаплана. Если вы давно хотели перейти на платную версию, расширить функционал или докупить лицензии, то сейчас самое время: megaplan.ru/promo Будьте рациональны. |
Поделиться: |
|
Кстати, вот ссылка на полное выступление Дэна Ариэли Как за счёт нерациональности людей заработать больше (видео)
Настоящим продажникам (тем, кто включает голову) будет крайне полезно посмотреть.