Грамотный маркетинг
Всё зависит от вас
Сарычева Люда, Мегаплан
ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Сегодня в рассылке дайджест книги Джона Миллера «Проактивное мышление».
На прошлой работе учили: «Будьте не просто активны, будьте проактивны». В то время меня это ужасно раздражало, само слово казалось надуманным. Теперь я прочитала книгу Джона Миллера и лучше поняла, что это значит.
Проактивное мышление — это личная ответственность за то, что происходит вокруг нас. Ее не получают от рождения, ее развивают.
Джон Миллер — бизнес-тренер, основатель консалтинговой компании. В книге он рассказывает, как избавиться от психологии жертвы и развить личную ответственность с помощью авторской методики «Вопрос за вопросом».
Личная ответственность Мы постоянно сталкиваемся с перекладыванием вины и даже не замечаем, как сами поступаем так же.
Вы, наверняка, припомните с десяток подобных историй из своей жизни:
Все это грани неразвитой личной ответственности. Гораздо меньше вы встретите обратных примеров: хорошо обслужили, помогли в сложной ситуации, оперативно решили проблему.
В рассказе Довлатова был персонаж, который говорил: «Это уже не хамство, но еще не сервис». Я не раз замечала, как приятно удивляет минимальный уровень доброжелательности ко мне как к клиенту. Это еще не сервис, это просто хорошее обслуживание: продавец подробно рассказала о товаре и подсказала, какой не покупать, администратор в бассейне помнит, на какие дни выписать абонемент, кассир отказалась пробить шампанское без паспорта. У рядового сотрудника не всегда есть возможность продемонстрировать сказочный сервис, зато проактивное мышление доступно каждому. Достаточно перестать бояться брать на себя ответственность и с любовью отдаваться своему делу. Проактивное мышление вознаграждается. Через пару месяцев Миллер снова заехал в ресторан и узнал, что Джейкоба повысили. |
Запрещенные вопросы Миллер разработал собственную систему «вопрос за вопросом». Она помогает развивать личную ответственность и избавляться от психологии жертвы. Для этого надо заменить вопросы-жалобы на вопросы-действия.
Эти вопросы непродуктивны, потому что не ведут к решению. Они лишь показывают, что человек, который их задает, — жертва обстоятельств и не в состоянии что-либо изменить. Миллер вообще рекомендует избавиться от «почему». Ещё два класса «неправильных» вопросов: «кто» и «когда».
В первом случае мы перекладываем ответственность на другой отдел, сотрудника, начальника и попадаем в порочный круг обвинений. Во втором — подразумеваем, что нам остается только ждать. Несколько лет назад я работала журналистом в газете и писала статью о заброшенном памятнике архитектуры в центре города. Для расследования нужны были комментарии официальных лиц, и я отправила по факсу запрос в пресс-службу горадминистрации. Я не любила туда звонить, поэтому отправила и села ждать. День жду, два жду. Звонить лень, а сроки по статье поджимают. Ходила и жаловалась: «Когда же они ответят? Никто работать не хочет!». И не звоню. Приходит вечер четверга, статьи нет, верстка номера в понедельник, ответ не получила. Откладывать некуда, пришлось звонить. Позвонила, со мной мило так поговорили, к утру прислали ответ. Заняло это три минуты, а работу я затянула на 4 дня.
|
Правильные вопросы
Если есть «неправильные» вопросы, должны быть и правильные. По версии Миллера, «правильные» вопросы начинаются со слов «Что?» и «Как?»
Если неправильный вопрос выражает позицию человека, неспособного что-либо изменить, то правильные вопросы побуждают к действию и формируют проактивное мышление. В книге автор приводит длинный список неправильных вопросов на 8 страниц и переформулирует их в духе личной ответственности. На мой взгляд, это притянуто за уши: важно не первое слово в вопросе, а посыл, с которым его произносят.
Если повнимательней посмотреть на «неправильные» вопросы, окажется, что почти все они риторические. Вывод: риторические вопросы — зло. |
Коллективная ответственностьКоллективной ответственности не бывает, это оксюморон. Если клиент приходит с претензией, отвечать перед ним придется кому-то одному. Даже физически все сотрудники не смогут выстроиться «свиньей» перед недовольным посетителем и совместно ответить на жалобу.
Картинка из книги «Проактивное мышление» Случай с официантом Джейкобом в начале рассылки — отличный пример коллективной ответственности. Цель компании — внимательно относиться к каждому клиенту. Ей следовали и официант, и менеджер. Задумайтесь, что бы сказал ваш прямой руководитель, если бы вы отправили его за кока-колой для клиента? Если он не готов на такой поступок, то не ему учить подчиненных миссии компании. |
Продуктивные собранияЕсли вы работаете в крупной корпорации, вам, наверняка, знакома практика регулярных обсуждений результатов работы. Сотрудники на них скучают, руководители показывают бессмысленные слайды с непонятными графиками. Время идет, работа стоит, результат нулевой. Критика — один из способов развить проактивное мышление. Когда получаешь качественную обратную связь, волей-неволей начинаешь работать над ошибками и профессионально развиваться. Микаэл Гелецян — менеджер продукта в компании «Иннова». Хотя это крупная компания с несколькими офисами и двумя сотнями сотрудников, ребята избавились от тривиального подхода к собраниям. Микаэл рассказывает, как заставить коллективные встречи приносить максимум пользы: «Критика в Иннове — регулярная встреча на уровне проектной команды или отдела. Сотрудники могут принять участие сразу в нескольких собраниях: менеджера продукта могут пригласить на критику отдела дизайна, фронтенд-разработки или руководителей проектов. Основная цель — дать каждому участнику отрицательную и положительную критику. Важно делиться с человеком не только тем, что плохо, но и тем что хорошо. Развивать свои положительные качества — порой даже важнее. Процесс и правилаУ каждой встречи есть регламент. Если участников около десятка, она обычно занимает большую часть рабочего дня. Как проходит собрание:
И так для каждого участника. Главное — уважать правила, требовать их соблюдения от других и, в первую очередь, от себя. Как дать хорошую критикуСуществуют простые рекомендации:
Самый важный момент: не нужно копить отрицательную критику месяцами, чтобы вылить ее на этой встрече. Одна из задач процесса — научиться давать обратную связь часто и по делу не только на встречах. Не обсудить проблему с человеком до собрания — больший провал, чем накосячить самому.
РезультатКогда очередь доходит до меня, я все записываю на диктофон. Во время критики смотрю в глаза человеку и всегда говорю „спасибо“ в конце выступления. Даже если не принимаю критику. После собрания я понимаю топ-5 своих задач до следующей критики и несколько раз прослушиваю запись. Потом делаю это еще разок за день до нового собрания. Правильная критика бесценна. Она помогает получить ясный список того, что надо делать, чтобы стать круче. Когда-то именно благодаря критике мне удалось осознать основные свои промахи и слабые стороны».
|
Теория малых дел
Мы часто бываем недовольны тем, что происходит вокруг нас: инспекторы ДПС берут взятки, чиновники не благоустраивают двор, сосед поставил машину так, что и пройти нельзя. Мы постоянно хотим изменить других людей.
Миллер приводит банальную истину: личная ответственность начинается с меня. Мы можем изменить только себя. Когда мы сами меняемся, мир и люди вокруг нас тоже начинают незаметно меняться.
Мне рассказывали историю про одну старушку. В ее подъезде часто собиралась компания подростков, они пили пиво, мусорили и шумели. Старушка не стала грозить полицией и расправой, не выгоняла их. У нее дома было много книг и она стала днем выносить их в подъезд и класть на подоконник, где обычно собирались подростки. Поначалу они смеялись над этим, рвали книжки, разбрасывали их. Постепенно они привыкли к ним и стали читать. Подружились со старушкой, начали сами просить у нее книги.
Изменения не будут быстрыми, но ради них стоит запастись терпением.
Купить на ОЗОН бумажную или в цифре
Поделиться: |
|
- Категория:
- Авторы:
- Сложность материала:
- Теги:
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии