Консалтинг умер. Да здравствует Бизнес Девелопмент, или Фирма гарантирует ..

Аватар пользователя Пётр Мороз

Консалтинг умер. Да здравствует Бизнес Девелопмент, или Фирма гарантирует ..Мороз Пётр

Последнее время довольно часто слышу от людей, занимающихся различными видами консалтинга, что работать всё труднее, заказчиков меньше и они прижимистее, и перспективы не очень-то, и вообще «таперича – не то, что давеча…»

Попробуем разобраться в этом вопросе. Чтобы не городить слишком сложную систему, предлагаю разделить то, что называется ёмким словом «Консалтинг» на три неравных части.

Часть первая. Открытые (публичные) и массовые корпоративные семинары. То есть, учёба. При наступлении «холодов», то есть нелёгких времён, именно эта часть попадает под сокращение первой, что совершенно понятно. Во-первых, среди лекторов не столь много профессионалов, действительно знающих предмет заведомо лучше аудитории и владеющих пламенной речью. И во-вторых, надо признать, что постепенно, год за годом, основы бизнес-культуры таки проникают в массы. Если лет пять ещё назад понятие «воронка продаж» было известно далеко не всем, то сегодня, почти все приходящие на собеседование менеджеры по продажам знают, о чём идёт речь. Поэтому семинары-лектории теряют свою востребованность для значительной части аудитории, той, которая уже побывала на всяких семинарах, и ей по второму разу неинтересно, надо что-то новенькое. И соответственно, постепенно наступает момент, когда «халява больше не прокатывает» и, чтобы быть востребованным лектором, надо действительно им быть, а таких людей, согласитесь, немного. Поэтому, моё мнение таково, что на фоне общего снижения потребности в «общеобразовательных семинарах для новичков», ещё и возрастают требования к тем лекторам, которые остаются работать на этом поле. Так что, действительно, деньги становится зарабатывать труднее, и квалификация будет требоваться для этого всё большая. И это – нормально.

Сюда же я отношу как открытые, так и корпоративные бизнес-тренинги. В принципе, всё, что я сказал выше про семинары, можно отнести и к тренингам, с той лишь разницей, что если на семинаре только рассказывают, что правильно и что неправильно, то на тренинге ещё и показывают и даже дают попробовать. Но общий подход – тот же, и тенденции поэтому – те же.

Часть вторая. Консалтинг именно в плане консультирования собственников и руководителей бизнеса, по разным вопросам. Общим принцип можно выразить словами – «А сейчас мы Вам покажем и научим, как Вам правильно вести себя в бизнесе». Действительно, в бизнесе много людей, которые готовы учиться и воспринимать наработки и опыт консультанта. Готовы делать и строить бизнес своими руками и мозгами. Но есть «но» - многие собственники или руководители бизнеса обладают компетенциями не меньшими, чем бизнес-тренеры, пытающиеся их чему-то учить, поскольку сами сидели на тех же семинарах и проходили те же тренинги. И второе «но» - постепенно руководители начинают понимать, что придумывать и внедрять самостоятельно весь комплекс управленческих решений и действий – это не совсем их задача. Или, скажем так, не всегда это следует делать именно им самим, а лучше и правильней поручить это профессиональной команде, которая не столько научит делать всё самостоятельно, сколько объяснит, что откуда берётся, согласует общее видение перспективы и сделает эту работу, гарантировав результат. И вот тут «классический» консалтинг даёт сбой, ибо консультанты саму работу-то и не делают, они только рассказывают, как её надо делать, но – не делают! Что вызывает вполне естественную реакцию заказчика, который хотел бы за те же деньги получить не просто обучение достижению результата, без каких-либо гарантий по сути, но и сам результат, с гарантиями его адекватности и долговременности достигнутого эффекта. В целом, с такого рода консалтингом происходит похожая история, что и с семинарами – поскольку результат не гарантирован, то востребованность снижается.

Таким образом, мы можем плавно перейти к третьей части, к третьей модели взаимоотношений с заказчиками, которую можно назвать «развитием и построением бизнеса», или business development, если кому-то больше нравится терминология на зарубежном языке. Этот подход, фактически, представляет сочетание двух подходов – лекций и занятий для понимания, что же будет сделано, чтобы заказчик был в теме и осознавал, что и для чего делается, и непосредственного исполнения требуемых действий совместно с персоналом заказчика. Вот в этом слове «совместно» и заключается та особенность этого подхода, которая делает его наиболее перспективным, и среди тех моих знакомых, которые жаловались бы на «плохие времена в консалтинге», нет ни одного, кто работал бы именно в этом формате. Напротив, именно у этих людей и команд всё хорошо и перспективно. Совместная работа по внедрению проекта предотвращает непонимание, как надо делать, что нередко имеет место быть после семинаров и тренингов. Люди семинар прослушали, тренинг прошли, всё поняли, вроде бы, но применить – не смогли. Почему? А потому, что для применения и внедрения решений требуется больший уровень компетентности, чем просто для рассказа о том, как надо применять и внедрять. Как говорится, «языком болтать – не мешки ворочать», извините за мой французский. Работа в формате business development снимает эту проблему и даёт заказчику гарантию достижения результата. Это с одной стороны, а с другой – совместная работа с заказчиком в корне отличается от аутсорсинга тем, что заказчик на уровне ответственных исполнителей принимает непосредственное участие и в разработке задания, и в его реализации, что повышает их реальную компетентность на уровне навыков, а не просто «начитанность» на уровне «правильных знаний».

А всё почему? А потому, что «фирма гарантирует», да ещё и обучает, по ходу дела, куда же без этого?

То есть, я считаю вполне очевидным, что из рассмотренных трёх форматов работы именно последний является перспективным, хотя, конечно, по сравнению с двумя другими рассмотренными форматами работы, и компетентности он требует намного большей. Что, впрочем, совершенно нормально в плане требований к росту профессионализма во время окончания периода халявы, а именно это время мы сейчас и живём. Так что и вести себя надо соответственно.

И напоследок - хорошая новость! Заслуживающие доверия источники сообщают, что наступивший год будет намного лучше, чем следующий за ним, что безусловно вселяет оптимизм и подвигает на достижение новых достижений прямо сейчас ))

Источник публикации: 
Поделиться:

Красиво написано. Я вот только не понял фразы "А потому, что «фирма гарантирует»"

Что фирма гарантирует? Покажите мне хотя бы одного тренера-консультанта, который был давал ГАРАНТИИ не на словах, а подписался под ними. Я таких не знаю. 

Аватар пользователя SergeiZ
Не в сети

Кровью, кровью подписался!!!!wink


Сохраняйте тонкую грань между "удержать покупателя" и "прогнуться под покупателя"

Другими словами - Нужно работать, а не оправдываться!