Презентовать всем подряд
Наш исполнитель договорился о презентации. Заходит в кабинет, ему приносят кофе, он уже подключил ноутбук к проектору, и тут клиент говорит:
-
«Сейчас еще подойдет Анечка из отдела маркетинга и наш президент Михаил Елизарович. Возможно, с ним будут другие члены правления. И еще я попросил нашего ассистента Ксюшу посмотреть, так сказать, свежим взглядом»
Это очень опасная ситуация. Сейчас в кабинет зайдут люди, совершенно не знакомые с проектом. Они размажут вашу работу по стенке. Не потому, что работа плохая, а потому, что их спросили.
Карл Теодор Фон Пилоти. Убийство Цезаря
Самыми лютыми окажутся те, кто младше по рангу — они будут выслуживаться перед начальством:
-
— Какой-то очень резкий монтаж, — скажет Анечка из отдела маркетинга, которая внезапно прозрела в области монтажного дела.
-
— И цвета какие-то непозитивные, — вторит ей бизнес-ассистент Ксения, неожиданно раскрывшаяся как эксперт по цветокоррекции.
От этих замечаний клиент расстроится. Раньше ему все нравилось, а теперь он думает, что все нужно переделать. Но если эти замечания можно будет позже снять, то комментарий Михаила Елизаровича вы не снимете:
-
— Что-то вы фигню какую-то сделали. Я вообще не понимаю, зачем вы сделали этот ролик.
И все: ваш клиент утонул. Теперь не только вы сделали плохую работу, но и он вместе с вами. Даже если вам заплатят, ваша работа не увидит свет. Слышите треск за спиной? Это провалился ваш проект.
Теперь отмотайте назад и не допустите эту ситуацию.
Еще до презентации договоритесь с клиентом, кто на ней будет. Возможно, вам действительно понадобится третья сторона — например, директор по развитию, который будет с помощью этого ролика привлекать новых партнеров. Возьмите его в команду проекта, покажите, что его мнение важно. Хорошо бы, конечно, подключать его к проекту с первого дня.
Если перед презентацией на горизонте появляется кто-то новый, срочно переманивайте клиента на свою сторону:
-
Заставьте его сомневаться: вдруг ему сейчас что-то не понравится? А он тут же, без подготовки, показывает это коллегам и начальству. Какие будут последствия? Ваше предложение — сначала согласовать работу между собой, и потом уже провести презентацию для всех.
-
Осторожно выясните, какое отношение к проекту имеют все эти люди. Если они будут дальше работать с вашим продуктом, то договоритесь об отдельной презентации. Если они нужны «для свежего взгляда», расскажите клиенту об эффекте фокус-группы.
Эффект фокус-группы
На фокус-группе людей за круглым столом, показывают новый продукт и спрашивают «Что думаете?» Люди смотрят друг на друга, на продукт, опять друг на друга, опять на продукт.
И начинается:
-
— Я, конечно, не эксперт, но мне кажется, что упаковка какая-то непривлекательная.
-
— Тут все слишком броское. Я бы не купила такое.
-
— Все такое яркое, а я люблю более спокойные цвета. Они лучше смотрятся в магазине.
Люди умничают. Друг перед другом, перед ведущим, перед собой. Когда ты спрашиваешь «Как тебе?», человек в первую очередь хочет показать свою экспертность. А как еще показать экспертность, если не раскритиковать?
В итоге люди критикуют продукты, которые без вопросов купили бы в обычной жизни. И критикуют не потому, что продукт плохой, а потому что критиковать приятно. Их же спросили. Как тут не покритиковать?
-
Часто клиент боится, что ему работа понравится, а конечному потребителю — нет. И он предлагает спросить мнение если не у сотрудников, то хотя бы у конечных потребителей. Не ведитесь на это. Это та же фокус-группа. Нужно не спрашивать мнение, а смотреть за реальным поведением людей. А для этого нужно выпустить продукт, а не ждать одобрения секретарши.