Как основать три интернет-магазина
Сарычева Люда
Наши герои
|
Что продаватьКирилл Рогалев, «яМайка»: Дизайн первой партии делал сам. Правда, дизайном это назвать сложно — скорее, оформленные надписи. Разработал сам, коряво, изучал дизайнерские программы методом тыка. Форумы в интернете, уроки, помощь друзей и — дизайн готов. Сейчас, конечно, я бы руки за такое оторвал горе-дизайнеру, но тогда прокатило. С тех пор не рисовал. Если приходят в голову идеи, прошу ребят наших нарисовать: благо, в штате 10 дизайнеров, которые работают в абсолютно разных стилях.
Дизайнеры «яМайки» Мелита и Артем Катерина Лукьянова, «Танго и Кэш»: Среди клиентов есть много увлеченных настольными играми людей. Они хорошо разбираются в них, следят за новинками. Когда нам удается стать для них авторитетом, такие покупатели становятся постоянными и рассказывают о нас своим знакомым. Пока у нас это получается, значит решение остановиться на одном виде товара было верным.
Екатерина Растворова, «ЛемонПринт»: По продукту у нас было два критерия выбора. Первое — у визиток самый большой объем полиграфического рынка. Второе — сделать их клиенту через онлайн-редактор проще, чем что-то еще. Например, в ЛемонПринте есть листовки, их покупают менее охотно, потому что подготовить их сложнее: нужно придумать текст, графику, все это разместить. Такие вещи чаще продаются по акциям. С визитками проще. Клиент либо выбирает дизайн в нашей галерее и подправляет его на свой вкус, либо загружает свой готовый макет, либо с нуля создает себе визитку прямо на сайте. Даже если надо делать визитки корпоративно на 30 сотрудников, это несложно. Для таких мы создаем онлайн-кабинеты, где можно удобно создать всю партию и отправить на печать. Поэтому выбор продукта был связан с особенностями рынка и самой услугой онлайн-редактора: пользователю интересно и легко с ним работать. |
Где брать деньги на стартКатерина Лукьянова, «Танго и Кэш»: В течение первого года работы помимо оборотных средств мы финансировали магазин еще на 50-70 тысяч рублей ежемесячно. Сейчас работаем за счет оборотных средств. Настольные игры — низкомаржинальный бизнес, после всех издержек и налогов чистая прибыль составляет 20%.
Изначально формат интернет-магазина выбрали из расчета, что в него довольно низкий порог вхождения: не нужно арендовать помещение под магазин, нанимать сотрудников. Однако мы очень зависим от поставщиков: часто игр, которые очень нужны, нет в наличии, и мы не можем отработать заказы. На самоокупаемость магазин вышел на второй год. Мы изо всех сил работаем над тем, чтобы о нас узнало больше людей, и стараемся стабильно поддерживать в ассортименте самые ходовые товары. Сейчас посещаемость магазина растет. Наша задача — сохранить и увеличить число лояльных покупателей. Кирилл Рогалев, «яМайка»: Вскоре поняли, что на свои развиваться уже не сможем (это был период открытия первых студий, когда нужно сразу много денег) и решили брать кредит. Мы кредитуемся до сих пор в одном и том же банке, куда я просто пришел как-то в футболке и джинсах, изложил идею, показал отчетность, бизнес-план и через две недели получил кредит. После возврата первого кредита был второй, третий. Чтобы не прогадать с кредитом, сначала мы просчитываем план для нового проекта. Если он сможет сам себя кормить «с запасом» (то есть даже если что-то вдруг пойдет не так, все равно сможем отдавать кредит) тогда просто идем и берем деньги. Екатерина Растворова, «ЛемонПринт»:
Денег потребовалось не так много: для первых инвестиций хватило личных накоплений. Плюс наша команда стала участником программы по развитию ИТ-стартапов «Микрософт Бизспарк» и бесплатно получила технологии и серверные возможности. С ними мы и создали наш интернет-магазин и онлайн-редактор. Теперь планируем привлекать внешние инвестиции, чтобы задействовать офлайновую рекламу. Печать визиток онлайн — новый продукт для России, люди просто не знают о такой возможности. Вовлечение этих людей в онлайн-покупки — большая статья расходов. |
С чего начать и как развиватьсяКирилл Рогалев, «яМайка»: Когда только открылись, сидели на заводе на окраине Питера. Потом оказалось, что клиенты хотят общаться: советоваться с дизайнером, мерить футболки, печатать свои рисунки. Открыли студию в центре города.
Оборудование было самое простое, с технологией теплопереноса. Дешево и сердито, но цветовая гамма ограничена, а клиенты захотели полноцвет. Мы пошли им навстречу и купили более дорогой принтер. Потом клиенты захотели полноцвет на темной ткани, и мы купили самый крутой принтер. Это было в 2009 году. В нашем городе мы были первые, кто поверил, что это надо и что это окупится. Потом оказалось, что клиенты готовы нести нам корпоративные заказы. А это уже совсем другое оборудование и цены. Открыли корпоративный отдел: 3000 футболок за смену — не вопрос. Мы с самого начала слушали клиента, поэтому у нас пока нет конкурентов. Кто-то торгует просто футболками и не печатает, кто-то делает только розницу, кто-то делает принты, а самих футболок при этом не держит, кто-то торгует только онлайн. Мы решили делать все, и пока получается. Катерина Лукьянова, «Танго и Кэш»: Посетители приходят сюда с друзьями, чтобы попробовать игры. Продавцы все рассказывают, помогают определиться с покупкой. Так мы обретаем постоянных клиентов. В интернете сделать выбор сложнее: покупатель не может потрогать коробку, вскрыть ее, сыграть. Для тех, кто покупает онлайн, мы постепенно придумали несколько способов помочь с покупкой:
Такая фотография помогает представить размер заказа. Источник — «Танго и Кэш» Екатерина Растворова, «ЛемонПринт»: Визитки «ЛемонПринта» Первые полтора года мы разрабатывали сайт: от верстки до сложного бэкенда. Затем создали собственную технологию печати и потом ее унифицировали: мы начали сотрудничать с типографиями в разных городах, и нужно было подогнать технологию под их процессы. Для этого пришлось досконально изучать все типографское дело. Когда мы видим, что продажи стабильно растут, понимаем, что силы и время потратили не зря. |
СложностиЕкатерина Растворова, «ЛемонПринт»:
Вторая проблема — найти надежных партнеров. В «ЛемонПринте» мы отказались от централизованной печати и стали печатать в типографиях в других городах России. Так доставка становится быстрее и дешевле. Сложность в том, чтобы оборудование в типографии соответствовало нашим требованиям качества печати, а в регионах таких мало. Иногда находим подходящих партнеров через официальных поставщиков типографского оборудования. В Москве другая проблема: типографии хотят видеть своими клиентами только крупные компании, меньше «Газпрома» им неинтересно. С такими работать тяжело, они не заинтересованы в сотрудничестве. Но самый большой риск в работе с партнерами — не получить свою выручку. Мы почти не работаем по предоплате: типография получает заказ, печатает, доставляет курьером клиенту, получает деньги и перечисляет на наш расчетный счет. С этой моделью расчета они могут просто не отдать деньги. Для борьбы с такой ситуацией можно брать у контрагента депозит, он хранится на счете и покрывает подобные риски. В целом, самые хорошие партнерские отношения складываются с теми, кого нам порекомендовали. Кирилл Рогалев, «яМайка»: В Москве гораздо сложнее, сражаемся до сих пор. Сложно строить бизнес удаленно. Студиями в компании занимается отдельный человек, мой партнер, она же координирует работу персонала компании. Когда открылись в Москве, партнеру пришлось туда переехать для налаживания процессов. Катерина Лукьянова, «Танго и Кэш»: Мы сотрудничаем сразу с несколькими логистическими компаниями, и в каждой свои правила и формы расчета. Это очень тормозит работу, потому что все приходится заполнять вручную. Еще одна сторона логистики — сроки доставки. Поскольку мы работаем на всю Россию, часть заказов едет довольно далеко, не все покупатели готовы ждать посылку неделю и отменяют заказ, а мы несем убытки. Когда клиент оплачивает товар наличными, возникает дебиторская задолженность. Логистическая компания передает заказ покупателю, и деньги идут ей. Когда накапливается определенная сумма, они переводят нам нашу часть. Пока эти деньги копятся, нам нужно закупать новые игры, оплачивать рекламу и другие расходы. Чтобы компенсировать такой разрыв, мы открыли офлайн-точку, откуда деньги идут сразу в компанию. Пока ее хватает для компенсации задолженности.
Вторая самая большая сложность — поддерживать ассортимент. Мы стараемся закупать самые популярные игры. К сожалению, не всегда удается угадать со спросом. Поставщики и дистрибьютеры тоже подводят: выпускают интересные игры маленьким тиражом, он быстро расходится, и новых поставок ждем месяцами. И здесь мы ничего сделать не можем. |
Реклама и продвижениеКатерина Лукьянова, «Танго и Кэш»: Сейчас это для нас самый эффективный канал привлечения. Мы начали работать с низкочастотными запросами, где конкуренция минимальна. При таком подходе по ряду игр мы оказались на первой странице Яндекса или Гугла. Сейчас развиваем уникальный контент, пишем статьи и обзоры игр. Теперь мы работаем без рекламы, о нас узнают напрямую через поисковики и Яндекс-маркет (на нем мы просто поддерживаем положительный баланс средств). На Яндекс-маркет попадают люди, которые знают, что ищут, им не надо рассказывать про игру, они приходят, чтобы купить. Поэтому для нас это хороший трафик. Параллельно мы работаем над повышением удобства сайта. В Яндекс-метрике устанавливаем цели, смотрим, какие элементы навигации используют пользователи, и думаем, как их улучшить.
Екатерина Растворова, «ЛемонПринт»: Яндекс-директ — классический генератор продаж для онлайн-торговли. Он стабильно приносит необходимый доход, но не соответствует необходимым нам темпам развития. При этом основная конкуренция в директе проходит с классическими типографиями. Мы накопили хорошую базу лояльных клиентов. С ними мы получаем большой объем трафика на электронных рассылках и сарафанном радио. Измерить его, конечно, сложно, но наши клиенты часто рассказывают о сервисе знакомым, что помогает привлекать новых. СEO-канал приносит основную прибыль в регионах. На рекламу мы тратим 10-15% прибыли. На специальные акции выделяем отдельный бюджет. Показатели эффективности зависят от каналов: например, стандартный Яндекс-директ дает нам конверсию 5%. Кирилл Рогалев, «яМайка»: |
Свой бизнес — это...
Кирилл Рогалев, «яМайка»:
Я бы сказал, это часть жизни, я не отношусь к этому как к работе. Это ремесло, это занятие, дело, жизнь сама по себе. Кто-то сажает цветы, а мы растим компанию. Это возможность сделать мир лучше, дать людям то, чего им не хватает, помочь. Одним словом, жизнь.
Кирилл в футболке своей же компании
Катерина Лукьянова, «Танго и Кэш»:
Свой бизнес — это образ жизни и возможность реализовать себя. Часто приходится работать над собой, доказывать, что усилия не напрасны. Зато, когда видно результат, появляется неудержимое желание работать в этом направлении дальше. Много идей, много проектов, мало денег на их реализацию. Это сложно, но очень интересно и подтверждает мое убеждение, что нерешаемых задач не существует.
Екатерина Растворова, «ЛемонПринт»:
Свой бизнес — это возможность видеть результат своей работы. Я инициативный человек, поэтому хочу оперативно добиваться изменений, повышать свою эффективность. Когда работаешь по найму, эти возможности сильно ограничены. Все инициативы проходят медленно, результат может проявляться больше года. А в своем бизнесе все в твоих руках.
Люда СарычеваПисатель Мегаплана |
От АвтораЯ люблю делать покупки в интернете и оплачивать их онлайн. Здорово, что в нашей стране этот рынок растет. Еще лучше то, что появляются люди, которые стремятся вести бизнес честно и выдавать продукт хорошего качества. Мы любим российский бизнес и хотим, чтобы его было много. Поэтому готовы писать новые истории о предпринимателях в России. Обязательное условие для героев рассылки — раскрыть оборот и прибыль, структуру доходов и издержек, честно рассказать обо всем — в том числе о неудачах и трудностях. Если готовы — пишите: writer@megaplan.ru Рекомендуйте рассылку друзьям:Фото в начале рассылки — Widefon |
Поделиться: |
|
- Категория:
- Авторы:
- Сложность материала:
- Теги:
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии