Класс!!! Все в точку)))
Хорошее письмо — плохое письмо
Люда Сарычева
ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Писать письма —это искусство. Оно требует терпения и мудрости. В деловой переписке много тонкостей. В январе социальная сеть «Линкед-ин» опубликовала статью Кевина Руса «Как орфографические ошибки и нарушение письменного этикета помогают преуспеть».
Кевин Рус — бизнес-писатель журнала «Нью-Йорк мэгэзин» и автор книги о секретах Уолл Стрит «Молодые деньги». Он провел 8 лет, наблюдая за карьерой сотрудников крупнейших банков и раскрывая тайны финансовой отрасли.
Статья Кевина Руса рассказывает о «стратегической небрежности» — подходе к деловому письму, который помогает продвинуться в карьере и сэкономить время. Публикую перевод в своей строгой редакции.
Цукерберг написал. Представьте, что вам 22 года и вы совладелец небольшого технологичного стартапа. Однажды вы получаете письмо от миллиардера и основателя Фейсбука Марка Цукерберга. В нем Цукерберг хвалит вашу компанию, называет себя вашим «большим поклонником» и говорит, что будет рад встрече с вами один на один в штаб-квартире Фейсбука. Что вы ответите? Опытные специалисты посоветовали бы вам успокоиться, сделать глубокий вдох и написать вежливый ответ. Он должен начинаться со слов «Дорогой Мистер Цукерберг» и выражать восхищение знаменитым бизнесменом (ведь он один из ваших кумиров!). После этого вы пишите: «Да, я с большим удовольствием встречусь с вами при первой же возможности. Если вы хотите увидеться сегодня, я прилечу в Сан-Франциско ближайшим рейсом». Но основатель Снэпчата Эван Шпигель сделал не так. Когда Цукерберг написал ему в ноябре 2012-го, вместо лести и заискивания он отправил со смартфона пару будничных строк:
|
Скриншот переписки Эвана Шпигеля и Марка Цукерберга. Источник — Valleywag
|
И всё. Никаких «дорогой» или «искренне ваш», никаких щедрых похвал. Просто смайлик и короткий текст с расплывчатым предложением встретиться в какой-то неопределенный момент в будущем. Подобное сообщение вы бы написали надоедливому однокласснику, но не технологическому магнату с миллиардным состоянием, который мог бы купить вашу компанию и сделать вас богатым.
Марк Цукерберг — герой многих стартаперов. Источник фото — Admingroup.ru Шпигель опубликовал письмо, и его сообщение назвали дерзким и высокомерным. Журнал Форбс охарактеризовал ответ как «неуместный». Он таким и был. Тем не менее, он был блестящим. Обыграв легкий, неформальный стиль письма Цукерберга, Шпигель в своем ответе представил себя равным знаменитому бизнесмену. Большинство людей на месте Шпигеля были бы удивлены и взволнованы возможностью приблизиться к кому-то вроде Цукерберга. Шпигель набивал себе цену, и Цукерберг впоследствии предложил продать Снэпчат Фейсбуку за 3 миллиарда долларов. Шпигель отказался. |
Стратегическая небрежностьВ большинстве случаев полезно соблюдать проверенные временем правила общения: хорошие правописание и грамматика, любезность и профессионализм. Но письмо Шпигеля показывает, что есть другой подход. И он может быть даже эффективнее в попытке произвести впечатление. Назовем его «стратегической небрежностью». Мы всегда знали, что чем более высокую должность занимаешь, тем больше прав получаешь в сфере деловой коммуникации. Поэтому Майкл Блумберг отвечает «спс» вместо правильного «спасибо». А генеральный директор Амазона Джефф Бэзос пересылает своим подчиненным жалобы клиентов с единственным знаком вопроса от себя поверх сообщения. Если вы начальник, вы можете писать сколь угодно неправильно. Это одновременно экономит время и показывает ваше превосходство. Мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг спрашивает сурка о приходе весны. Источник — Nydailynews.com В очень редких случаях рядовые сотрудники тоже выигрывают, пренебрегая правилами. Кевин Рус ведет блог о технических новинках. Компании, которые рекламируют гаджеты и приложения, забрасывают его анонсами о новых продуктах. В 90% случаях он без раздумий удаляет эти письма. Но остальные 10% получают внимание адресата. Он до сих пор помнит пиарщика, который написал: «Какие гаджеты мне вам отправить, чтобы вы действительно написали об этом хламе?». Это было прямо, необычно и очень не официально. Русу понравилось, и он ответил на письмо. Другой пример. Это письмо обошло Уолл Стрит в прошлом году. Автор — студент, который ищет стажировку в инвестиционном банке. Он принял решительно честный тон:
Тупое, неотполированное письмо было огромной авантюрой. И она окупилась, потому что нарушала правила и выделяла автора среди других претендентов со стандартными резюме. Несколько компаний пригласили его на собеседование. |
А теперь несколько предостережений
Профессиональная коммуникация — чрезвычайно опасная территория с высокими ставками. Если вам некомфортно использовать стратегическую небрежность в работе, забудьте о ней. Пока вы чувствуете неловкость, ваши письма в любом случае будут выглядеть натянуто, что приведет к неудаче. Но если вы, как Эван Шпигель из Снэпчата, хотите показать влиятельному человеку свою значимость, дерзайте. Верное использование стратегической небрежности может отлично сравнять силы на игровом поле. Только, пожалуйста, никаких подмигивающих смайликов. |
Мой опытВ Мегаплане и на прошлых работах мне приходилось писать много писем. За это время у меня появились свои правила. Язык личной переписки отличается от деловой. Но одно дело — писать уважительно, и совсем другое — казаться бездушным роботом. Хорошее деловое письмо выглядит вежливым и при этом не создает дополнительной дистанции между отправителем и адресатом. Многие привычные слова деловой переписки мешают сделать письмо эффективным. На основе личного опыта я составила список самых распространенных клише-вредителей. Хочу, чтобы письма наших читателей помогали им достигать профессиональных целей.
Подобные фразы не несут пользы, а лишь отталкивают своим официозом. Чаще всего после них идет официальная информация с датой и событием. В этих случаях вступление отбрасывается без потери для смысла и красоты письма. Дорогие коллеги! Поправим: Дорогие коллеги!
Обычно «являюсь» и «является» пишут перед должностью или направлением компании. Это создает впечатление, будто отправитель письма стесняется своей позиции или сферы деятельности компании: Добрый день! Поправим: Добрый день!
Это слово делает письма казенными и неестественными. Почти всегда оно безболезненно удаляется из текста. В других случаях заменяется на человеческое «этот». Моя бывшая коллега писала так: Коллеги! Помогите данному клиенту разобраться с данным вопросом. Поправим: Коллеги! Помогите клиенту решить вопрос.
Любое письмо станет лучше без этого клише. Я готов встретиться на следующей неделе, а именно 8 апреля. Поправим: Я готов встретиться 8 апреля.
В реальной жизни никто не говорит: «Я осуществляю ремонт квартиры». Это нелепо. Мы уже привыкли видеть подобные фразы в письмах, поэтому не обращаем на них внимания. Текст станет убедительнее и эстетичнее без этих слов. Помню письмо на прошлой работе: Добрый день, коллеги! В понедельник, с 16:00 до 18:00, возле ресепшена будет производиться раздача подарков для детей сотрудников. Поправим: Добрый день, коллеги! Подарки для детей сотрудников выдаем в понедельник, с 16:00 до 18:00, возле стойки администратора. И еще чуть-чуть: Дорогие сотрудники! Наша компания приготовила новогодние подарки для ваших детей. Чтобы их получить, подходите к стойке администратора в понедельник, с 16:00 до 18:00. Теперь компания стала добрее к своим сотрудникам. |
![]()
Люда
|
Как я стала писателем МегапланаСила письма огромна. Когда редактор Мегаплана Максим Ильяхов искал писателя-помощника, мы с ним не были знакомы, но вакансия меня заинтересовала. Я живу в Рязани, и мне хотелось обойтись без поездки в Москву на собеседование. В противном случае мне пришлось бы брать выходной на работе и объясняться с начальством. Единственное возможное решение — подготовить качественное письмо о себе. Я отнеслась к этому серьезно: выбрала самую полезную информацию, отшлифовала текст, попросила подругу-дизайнера помочь с оформлением. Эти усилия окупились: после двух писем Максим сообщил, что принимает меня на должность писателя Мегаплана. Встреча не понадобилась. И вот перед вами моя рассылка. Возможно, у вас тоже есть интересный опыт и свои правила деловой переписки. Расскажите про них нам, и мы подготовим выпуск с историями читателей. Жду писем на writer@megaplan.ru Пишите правильно. |
Поделиться: |
|
- Категория:
- Авторы:
- Сложность материала:
- Теги:
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии