Продажи «на конвейере» - три этапа работы с клиентами

Продажи «на конвейере» - три этапа работы с клиентамиМихаил Рыбаков

Мало создать поток потенциальных клиентов – их нужно превратить в реальных, причем желательно лояльных, постоянных и доходных.


Бизнес-процесс продаж

Основа всего - Ваш процесс продаж. У Вас в компании может быть одна или несколько его разновидностей. Например, оптовые и розничные продажи. Или продажа типовых и уникальных товаров и услуг. Обратите внимание - это разные процессы. К примеру, даже если Вы торгуете оптом и в розницу одними и теми же товарами с одного склада, процессы - разные. Разная технология их выполнения, разная рентабельность, скорее всего за них отвечают разные люди и пр.

palec.gif

Процесс работы с клиентами всегда имеет 3 стадии:
1. Создание потока потенциальных клиентов (lead generation)
2. Превращение потенциальных клиентов в реальных (конверсия, conversion)
3. Работа с постоянными клиентами (account management). Удержание, повышение лояльности и доходности 

Lead generation

Задача этой стадии - создать достаточный поток потенциальных клиентов, целевых для Вашего бизнеса. Например, если у Вас реальный магазин и к Вам заходит в день десяток покупателей, то эта стадия вашего "конвейера продаж" работает слабо. Странно также, если Вы продаете бриллианты, а к Вам заходят студенты. При таком раскладе даже если продавцы разобьются в лепешку, Ваша компания вряд ли будет прибыльной. Можете сами провести аналогии с иными видами бизнеса, например, интернет-магазинами.

-

Практическое задание 1

  

Опишите по шагам, как работает у Вас эта стадия "конвейера". Скорее всего для разных процессов продаж (например, опта и розницы) технологии привлечения потенциальных клиентов будут различными.
Какие каналы Вы используете? Насколько Вы довольны результатами? Желательно оценить это не только интуитивно, но и в конкретных числовых показателях и их динамике во времени.

Conversion

На этой стадии мы превращаем реального клиента в потенциального. То есть заплатившего Вам хотя бы копейку, "проголосовавшего" за Ваш бизнес деньгами. На этом этапе главная задача - не упустить потенциального клиента, "попавшего в Ваши сети", продвинуть его дальше по "воронке продаж".

-

Практическое задание 2

 

Опишите пошагово технологии конверсии, используемые в Вашем бизнесе. Численно измерьте их эффективность. Часто в компании есть несколько показателей конверсии - для разных этапов воронки продаж.
Особенно четко это видно на примере интернет-бизнесов: столько людей увидели Вашу контекстную рекламу (прочли рассылку и т.п.), столько кликнули по ссылкам, столько выставили себе счет, столько оплатили его. И на каждом этапе - свой коэффициент конверсии. С каждым этапом количество потенциальных клиентов уменьшается. Порой увидев свою воронку продаж в цифрах, владелец хватается за голову: "Как неэффективно я трачу свои деньги!" Вы можете с удивлением обнаружить, что некоторые клиенты (например, мелкие, категории С, для Вас убыточны).
Идеал - выйти на конкретное число: в какую сумму денег Вам обходится привлечение одного реального клиента. И дальше работать над улучшением этого показателя.

Account management

Здесь Ваша задача - удерживать клиентов, повышать их лояльность к Вашей компании и зарабатывать прибыль. Во многих видах бизнеса - основную (до этого она была минимальна или Вы вообще привлекали клиентов себе в убыток). Тут множество методов. Основа всего - работать так, чтобы клиенты были довольны. Идеал - если они сами начинают рекламировать Вашу компанию - запускается "сарафанное радио". Я знаю несколько бизнесов, годами успешно работающих без рекламы, только на рекомендациях клиентов.

-

Практическое задание 3

 

Удается ли Вам удерживать своих клиентов?  Какую долю в общем количестве продаж составляют повторные? Сколько клиентов приходит к Вам по рекомендации?
Увеличиваете ли Вы объемы продаж действующим клиентам тех же продуктов?
Используете ли Вы кросс-продажи (предложение Вашим клиентам новых продуктов)?
И, наконец, удается ли Вам постепенно продавать одним и тем же клиентам все более дорогие продукты (вспоминаем линейку продуктов из первой части этой статьи)?
Какие технологии Вы используете для решения описанных задач (опишите процессы по шагам)?

И сразу -

-

Практическое задание 4

 

Разработайте набор мероприятий по повышению результативности работы всех трех этапов работы с клиентами в своем бизнесе.

Технологичность и эффективность Вашей системы продаж

Хорошо. О результативности мы поговорили. А как у вас обстоит дело с эффективностью? То есть, какой ценой (деньги, время, усилия людей, их нервы и пр.) даются Вам полученные результаты? Какова отдача на вложенный рубль (доллар), от человеко-часа работы Вашего сотрудника и т.д.?

Каждый из вышеописанных этапов "конвейера продаж" можно выполнять разными средствами.

Самый простой и максимально поддающийся технологизации этап - создание потока потенциальных клиентов. Как правило, его можно выполнять не сильно квалифицированными людьми (например, обзвонщиками-телемаркетерами) или роботами.  Но это применимо не везде - не до всех потенциальных клиентов можно "дотянуться" через телефон и Интернет. Гораздо дороже - личные встречи, выезды торговых представителей и т.д.

Конверсия - как правило, сложнее и боле трудоемкая. Порой она длится годами. Тут нужно общаться с клиентом - по телефону или лично. Нужно уметь выявлять потребности конкретного клиента, преподносить свои продукты с точки зрения выгоды для клиента, преодолевать его возражения. Как правило, эту работу выполняет более квалифицированный сотрудник обладающий навыками переговоров.

Для работы с постоянными клиентами требуется иная квалификация, другие приоритеты и показатели результативности работы. Если для конверсии нужна "здоровая наглость", то тут скорее умение выстраивать долгосрочные отношения с клиентом, знать в нюансах все его нужды, а иногда и дни рождения близких. Быть для клиента хорошим партнером и другом.

-

Практическое задание 5

 

Оцените, насколько технологична и эффективна Ваша система продаж и ее отдельные этапы. Какие шаги Вы можете предпринять для улучшения этих показателей?

-

Источник публикации: 
Поделиться: