Ну, книготорговые оптовые компании отнюдь не вымерли. Бумажных книг продается действительно меньше - потому что продаются электронные.
И - да, устаревшие книги Бакшта до сих пор и скачиваются бесплатно, и лежат в книжных:)
Непрофессионализм руководителей и собственников
Почему бизнес в России неэффективен? Основная причина – это ужасающий непрофессионализм руководителей и собственников большинства отечественных компаний. Чем это вызвано? Тем, что мы самоучки, нас не учили в вузах строить свой собственный бизнес, вряд ли многим преподавали эффективное управление, финансовый менеджмент тоже мало кому повезло изучать, как и многие другие, необходимые для успешного ведения бизнеса вещи. Но беда не только в этом. Беда в том, что у российского руководителя или собственника бизнеса нет даже знания о том, какие мощные и эффективные технологии нужны для выстраивания дела.
Например, в России есть масса производственных компаний, но директора этих предприятий, заводов и фабрик даже не знают о существовании книги «Принцип научного менеджмента» Тейлора, которая является библией для любого предприятия. Тейлор обосновывал, что при научной организации труда производительность и прибыль компании увеличиваются в 2-4 раза. Он рассматривает это на различных примерах, например, на переноске тяжестей. Особое внимание Тейлор уделяет выбору правильного работника для этого. Следующий пример – переноска груза лопатой. Вы удивитесь, но в этом деле нельзя обойтись только одной лопатой, нужно как минимум 12 разных видов под разные грузы.
Есть только 2 базовых способа эффективной организации производства:
· по Тейлору, в том числе, когда работа очень сложная;
· по Форду, когда все разделено на элементарные операции.
Все остальные способы являются только вариациями и надстройками на этой базе. Каждый из этих способов рассмотрен в хороших, сильных книгах, детально описан набором технологий, стандартов, документов и регламентов, в которых прописаны конкретные инструкции, как нужно делать. Предположим, в «Макдональдсе» указано, как жарить картошку фри, и во всем мире есть только один стандарт для этого заведения, соблюдаемый всеми работниками. Вы можете быть уверены, что в какой бы «Макдональдс» в мире вы ни пришли, картошку фри вам пожарят одним и тем же образом.
Есть базовый принцип: чем сильнее система бизнеса, тем слабее требования к кадрам. Хороший пример сильной системы бизнеса – это как раз «Макдональдс». У них страшная текучка, ничего с этим сделать нельзя, потому что такова специфика. У большинства сотрудников это первое рабочее место, то есть их качество как работников нулевое или даже отрицательное. Тем не менее, эти рестораны приносят вполне приемлемый результат в виде прибыли своим владельцам. Не всем из нас могут нравиться их гамбургеры, но мало кто отказался бы иметь 1-2 ресторана «Макдональдс» как инвестиционные объекты, приносящие доход.
Точно так же, как есть технологии организации производства, есть технологии эффективного выстраивания системы продаж.
Для того чтобы эффективно строить и развивать бизнес, собственникам и руководителям необходимо владеть несколькими ключевыми технологиями:
· набора кадров;
· построения бизнеса в целом;
· построения системы продаж;
· организации производства;
· финансового менеджмента.
Если эти технологии внедряются, то, как доказал Тейлор, многократно увеличиваются эффективность, отдача и доходы от того же количества сотрудников на том же оборудовании и тех же площадях.
Почему многие наши компании неконкурентоспособны на мировом уровне? Потому что из-за дикости и дремучести руководителей и собственников, не знающих о существовании технологий, которые необходимо внедрить в их бизнесы, то же самое количество работников приносит в несколько раз меньше отдачи, чем в Германии, Японии или Китае. И даже то же самое оборудование, в том числе и дорогостоящее, обладает меньшей производительностью. Как при таких условиях мы можем быть конкурентами на мировом рынке? И как эта ситуация может измениться к лучшему, если руководители и собственники зарабатывают по 200 тысяч в месяц и при этом чувствуют гордость за себя, оставаясь столь же дремучими?
Российские вузы не дают качественного бизнес-образования
Серьезное профессиональное образование должны давать вузы. Но российские вузы, увы, не дают никакого качественного бизнес-образования. Управление и менеджмент там преподают, но учат этому теоретики, не имеющие никакого практического опыта. Пользы от этого примерно столько же, как если девственник прочитает «Камасутру» в плохом переводе и пойдет вести семинары по тантрическому сексу. Вот так и работает профессура наших вузов. Не имея никакого практического опыта в том, что они преподают, они пытаются изображать, что дают какое-то образование. Заметьте, я говорю не про математиков или физиков, а именно про менеджмент, финансы и маркетинг.
У российских вузов есть веские причины, почему они не заинтересованы в качественном бизнес-образовании. Поэтому ситуация и не меняется, а не потому что они не знают, как перестроить процесс, чтобы образование стало эффективным.
Сокращение книготорговой сети
До 2008 года была прекрасная возможность получать знания самостоятельно из переводных или российских книг. С 2009 года в России стали колоссально сокращаться книготорговые сети. В кризис стало сложнее продавать литературу, сеть задерживала оплату издательству, оно, в свою очередь, не отгружало книги в долг, а оптовики на этом рынке уже давно вымерли. В итоге книготорговая сеть по количеству точек сократилась в 2 раза, а количество магазинов, где продают бизнес-литературу, сократилось в 3 раза. Книги стало крайне тяжело купить.
Конечно, их можно приобрести в «Лабиринте», на OZON и т.д., но, во-первых, не все отработали у себя этот навык, во-вторых, в интернете люди чаще пытаются скачивать бесплатное, но устаревшее. Тот механизм, когда вы приходите в книжный магазин, смотрите на то, что там выставлено, и приобретаете какие-то новинки, к сожалению, безвозвратно ушел. Из бизнес-литературы важно получать новые ценные знания. Нельзя прочитать три книги, которые были давно изданы, и ограничиться этим.
Обилие мошенников
Еще хуже ситуация с частным бизнесом. Большие государственные вузы не решают вопрос и охраняют свои права с помощью лицензий. Доходит до того, что крупная нефтяная компания хочет открыть определенный факультет в каком-то вузе, оплачивать обучение студентов, обеспечить качественное преподавание, практическое, нужное именно нефтяникам, а потом брать часть выпуска к себе на работу. Лицензионно это недопустимо, запрещено, незаконно в нашей стране.
Казалось бы, в этой ситуации, когда реальным компаниям нужно качественное образование, может вмешаться хотя бы частный бизнес. Но, к сожалению, вместо этого раскручивают себя только те, кто достойными специалистами не являются. Кто серьезно продвигает себя? Люди без серьезного практического опыта, не владеющие никакими ценными и эффективными технологиями ведения бизнеса. Вместо того чтобы набирать опыт, строить бизнесы и осваивать что-то новое, они все силы направляют на саморекламу, самопродвижение и маркетинг. В результате одни ведут себя как алчные мошенники, а другие – как представители тоталитарных сект, где тренинги являются точкой входа.
Почему тот, кто не построил ни единого бизнеса, учит тому, как это делать? Почему тот, у кого нет серьезного капитала, дает рекомендации по инвестициям? Все это те самые девственники, которые, начитавшись пособий в плохом переводе, ринулись проводить семинары по тантрическому сексу, причем не для того чтобы поделиться опытом, а чтобы урвать денег.
Кто является основной целью для таких мошенников? Они действуют на самых неопытных, незащищенных, на тех, кто еще только хочет создать свой бизнес или уже создал первый. Аферисты бьют по этим начинающим предпринимателям, уничтожают значительную часть того, что могло бы вырасти в будущем. Что они предлагают своим клиентам? Сделать продающую страницу - landing page, а если они не знают, как ее сделать, то за определенную плату ее можно заказать. После этого предлагается разместить контекстную рекламу в интернете и зарегистрировать ИП.
Почему я так смеюсь над продающими страницами? Их, конечно, можно использовать, мы даже сами это делаем, но это только один канал из очень большого числа других, которые можно применять для привлечения клиента. Продающие страницы используются только для продажи простых предложений на небольшие суммы частным лицам. Существует огромное количество других инструментов. Даже при работе с частными лицами, когда у вас много разных предложений и товаров, нужна ли вам продающая страница? Нет, вам нужен интернет-магазин.
Как исправить неэффективность российского бизнеса?
Что же можно сделать, чтобы исправить такое положение дел? Ключевых изменений всего 2.
1. Необходимо перестроить преподавание в российских вузах, сделать так, чтобы программа была максимально «подогнана» под те профессии, которые реально нужны реальному бизнесу и производству. Вы знаете хотя бы один вуз, где сейчас есть серьезное пятилетнее обучение, например, на профессию коммерческого директора, и где реально выпускают эффективных коммерческих директоров? Я такого не знаю, а экономике нужно очень много таких специалистов. Кроме того, все дисциплины должны преподавать лучшие практики из тех, кто сейчас есть, которые работают в крупных компаниях и занимают руководящие должности. Это те люди, которые собственным трудом достигли успеха и могут дать полезные знания. Может быть, они и не являются лучшими специалистами в мире, но, по крайне мере, они лучшие в России, поэтому должны максимально передавать свой опыт в вузовских программах. Преподавание должно быть построено на основе практических заданий, максимально воспроизводящих те ситуации, с которыми придется столкнуться в реальной деятельности (так называемые кейсы). Понятно, что нельзя эффективно разобрать кейс, если ты не практик, который понимает, как это происходит в реальном бизнесе и производстве.
2. Каждая тренинговая и консалтинговая компания, которая хочет приносить пользу предпринимателям своей страны, должна освоить хотя бы одну по-настоящему мощную и эффективную бизнес-технологию. Это может быть связано с оптимизацией производства, с выстраиванием и оптимизацией работы склада, логистики, продаж, набора кадров, выстраиванием эффективного бизнеса в целом. Наибольшую пользу могут принести внедренческие проекты «под ключ», когда технологии передаются компании заказчика. Если многие фирмы в нашей стране будут на практике владеть эффективными технологиями, то будут получать результаты.
Принципы профессионального собственника
У профессионального руководителя и профессионального собственника совершенно разные подходы к бизнесу, поскольку это две отличные профессии. Профессиональный руководитель достигает результата своими усилиями, а профессиональный собственник должен иметь возможность как минимум быть бездельником и длительное время не появляться в офисе родной компании.
Это не значит, что совсем ничего делать не нужно, просто не стоит заниматься текучкой. Ее необходимо делегировать на управленческую команду предприятия. Собственник должен сосредоточить внимание на стратегических вопросах развития.
Полноценный бизнес можно продать за много лет его дохода, а самостоятельно организованное рабочее место – за остаточное имущество минус долги. Для многих из тех, кто считает себя собственником бизнеса, будет большой удачей, если они отдадут свой бизнес за 0, учитывая то, что долгов значительно больше, чем составляет стоимость имущества.
Собственный бизнес также можно передать по наследству, а вот самостоятельно организованное рабочее место – вряд ли.
Существует 5 принципов профессионального собственника. Если вы соответствуете всем, то можете считать себя настоящим собственником.
· Собственник должен исключить себя из оперативного управления бизнесом. В частности, не он должен подписывать документы в текущем режиме, не он должен в текущем режиме распоряжаться финансами.
· При этом, конечно, собственник должен иметь возможность вмешиваться в работу бизнеса всегда, когда он хочет.
· Собственник должен поддерживать бизнес стабильно доходным и обеспечивать его развитие и в том случае, если он вмешивается в дела, и в том, если не вмешивается.
· Собственник должен сохранять контроль над своим бизнесом.
· Все это должно обеспечиваться при исключении из бизнеса не только самого собственника, но и от 2 до 4 любых ключевых руководителей данной компании.
Как проверить, являетесь ли вы профессиональным собственником? Очень просто: представьте, что вы на год уехали и находитесь где-то за границей, не принимая никакого участия в управлении бизнесом. Если все это время бизнес будет сохраняться в вашей собственности, не развалится, будет приносить доход и, возможно, немного развиваться, то это ваше дело, а если нет, то это самостоятельно организованное рабочее место.
Ключевые инструменты построения системы бизнеса
Чтобы перестроить компании, которые являются самостоятельно организованными рабочими местами, необходимо сделать очень многое.
1. Изменить организационную структуру предприятия в целом и сделать так, чтобы постоянно набирался и выращивался управленческий кадровый резерв.
2. Ввести оперативное управление компанией через систему еженедельных контрольных совещаний под протоколы.
3. Ввести систему дистанционной отчетности, потому что мы стремимся к тому, чтобы собственник мало времени проводил в офисе. Хотите поработать на благо бизнеса? Поезжайте на переговоры с ключевыми клиентами или партнерами, позаботьтесь о выведении своего бизнеса на глобальные рынки и международный уровень.
4. Массовое внедрение сдельной оплаты от ключевых результатов (KPI).
5. Выстраивание финансового менеджмента.
6. Внедрение эффективной технологии набора кадров.
7. Выстраивание системы профессиональной подготовки и выращивания кадров.
8. Делегирование оперативного управления: ежедневного распоряжения платежами и права подписи.
После этого можно говорить о том, что вы продвинулись к положению профессионального собственника бизнеса или достигли его.
Как можно получить необходимый инструментарий для приведения собственного бизнеса в порядок? Вы можете прочитать книгу «Как загубить собственный бизнес» или посетить тренинг «Принципы профессионального собственника», который пригодится руководителям, директорам компаний и собственникам бизнеса.
Константин Бакшт, генеральный директор компании «Капитал-Консалтинг»
Похожие материалы:
Поделиться: |
|
Ну, книготорговые оптовые компании отнюдь не вымерли. Бумажных книг продается действительно меньше - потому что продаются электронные.
И - да, устаревшие книги Бакшта до сих пор и скачиваются бесплатно, и лежат в книжных:)
Актуальная статья. Действительно, Россия стремительно скатывается ко временам, описанным А.С. Грибоедовым в "Недоросли", где один из персонажей заявлял, что незачем учить географию, ведь ямщик и так довезет, куда скажешь.
Буквально на днях рунет смаковал высказывание одного такого недоросля - дочери Пескова, заявившей, что в наших школах преподают слишком много ненужных дисциплин. Ей невдомек, что большое количество информации, заложенной в мозг, крайне необходимый компонент любого мыслительного процесса. Скажем, нужно найти нестандартное решение какой - либо технологической задачи, скажем, в станкостроении. Как происходит решение задачи? - Мозг, подобно компьютеру (а комп и построен по принципу работы мозга) начинает перелопачивать имеющуюся в подсознании информацию, причем, она не обязательно должна быть связана с предметом поиска. Из разрозненных деталей, он складывает нужную картину и, в конце - концов, выдает нужное решение. А что будет, если в мозге нет этих необходимых мегабайтов информации? Если там имеются лишь элементарные знания, типа навыка чтения, письма, сложения - умножения, владения примитивными инструментами? Что может придумать такой работник? Сделать 300 холодных звонков, в надежде, что на 301 раз получится?
Сто раз справедлив был лозунг, написанный на стенах почти всех советских школ: "Учиться, учиться, и учиться!"
Ильдус, у меня есть четкое мнение, что современная система образования направлена не на практическое применение знаний в жизни, а на сдачу экзаменов. И школьная программа действительно перегружена. Мне приходилось помогать племяннице делать уроки, и то что описано в учебнике на 3-4 страницы у меня умещается на пол листа, да и ребенок лучше понимал это объяснение нежели то, что ему говорят на уроках или то, что написано в учебниках. Много воды, очень много абсолютно бесполезной и только вносящей сумятицу в детские умы.
Сто раз справедлив был лозунг, написанный на стенах почти всех советских школ: "Учиться, учиться, и учиться!"
Учиться тоже можно по разному. Можно учить осмыслять информацию, а можно просто ей пичкать и формально проверять ее знание.
Виталий, то, о чем ты пишешь, называется "низкое качество составления учебных программ". Я же имел в виду совсем другое. Прочти еще раз, чтобы понять.
Ватсон, поймите: человеческий мозг — это пустой чердак, куда можно набить всё, что угодно. Дурак так и делает: тащит туда нужное и ненужное. И наконец наступает момент, когда самую необходимую вещь туда уже не запихнёшь. Или она запрятана так далеко, что её не достанешь. Я делаю по-другому. В моём чердаке только необходимые мне инструменты. Их много, но они в идеальном порядке и всегда под рукой. А лишнего хлама мне не нужно.
Мозг человека никогда не переполнится информацией. Возможно, ты слышал, что за свою жизнь, человек использует лишь около 5% его потенциала. Как я писал в предыдущем комментарии, любая, даже самая бессмысленная, на первый взгляд информация, может оказаться решающей в нужный момент, ибо именно она может оказаться той "мелочью" без которой невозможно получить полную картину.
Как исправить неэффективность российского бизнеса?
Что же можно сделать, чтобы исправить такое положение дел? Ключевых изменений всего 2.
тогда позвольте вопросец: это кому лично надо из властей предержащих? Никому - потому и не случится. Ничего личного
Без кардинальной смены власти эту проблему решить в принципе невозможно. Среди соискателей места во власти, если говорить откровенно, я не вижу достойных, ну, разве что, КПРФ, которая хотя бы озвучивает желание заняться экономикой и с/х, используя опыт Китая, где именно коммунисты смогли решить проблему развития бизнеса в рамках сложившихся в обществе реалий социалистического бытия, примерно аналогичного нашим.
Ильдус, у коммунистов уже был НЭП и конец 80-х... Не думаю, что они предложат, что-то новое.
По-моему, ненормальна ситуация, когда издательство оно же книготорг, оно же типография и наоборот.
Думаю, что в других отраслях примерно то же самое.