Харизматичным продавцам и экстравертам обычно приписывают больший успех в профессиональной сфере. Считается, что такие врожденные черты могут принести продавцу гораздо больше пользы, чем приобретенные навыки. Тем не менее, по подсчетам Forbes USA, в США компании тратят более $ 20 млрд в год, чтобы обучать продавцов работе с продуктом, тренировать навыки продаж, стратегические продажи и региональное управление продажами. А значит, не так уж просто стать хорошим продавцом с одними только врожденными качествами.
Большинство руководителей продавцов согласятся, что те менеджеры, которые обладают такими личными чертами, как любопытство, сопереживание, энергичность, с большей вероятностью проявят себя в продажах. Но даже продавцам «от природы» необходима стратегия, понимание продукта, рынка, своей роли в команде продавцов и в компании в целом. Работа отдела продаж складывается из пяти основных компонентов: стратегия, организация процессов, развитие, управление и поддержка. Теперь о каждом из них подробнее.
Стратегия
Первый и самый важный этап при создании крупного отдела продаж – выбор стратегии продаж. Она определяет, кому, какие продукты/услуги и как должны предложить продавцы, а также каким образом будет строиться весь процесс продажи – цикл продажи и его этапы. Без предварительной совместной проработки каждого этапа продавцы будут разрабатывать свои «локальные» стратегии. Усилия продавцов будут растекаться по аккаунтам разного потенциала, а это неэффективное использование одного из важнейших ресурсов компании. При отсутствии стратегических приоритетов продавцы со временем начинают тяготеть к более легкой работе, ждать более простых продаж, «теплых» клиентов, «горячих» входящих запросов.
Организация процессов
Вторая составляющая в создании отдела продаж – организация процессов. Она обеспечивает ясность ролей и обязанностей продавцов и эффективность коллективной работы. Без четкой организационной структуры в какой-то, обычно, непростой для компании, момент возникнет путаница: откуда «пришел» клиент (прямая продажа, продажа через партнеров, до-продажа, продажа по электронным каналам?) и кто ведет клиента (специалист, менеджер по продажам, КАМ?). При отсутствии прозрачности процессов продавцы могут не знать, к кому обращаться в других отделах компании, чтобы получить ответы на различные вопросы клиентов – начиная от сроков, заканчивая техническими характеристиками продукта. Неэффективная структура и хаотичные действия продавцов могут поставить под угрозу работу с клиентами и их лояльность, а также привести к потере возможностей (например, при неполном или незавершенном цикле продаж) и росту затрат (например, рост штата продавцов в условиях неэффективности существующих).
Развитие
Третий компонент для создания эффективного отдела продаж – развитие. Это внимание не только к существующим талантам, но и развитие новых, способствующих бизнесу. Для того, чтобы иметь представление о потенциале сотрудников, компании проводят различные ассессменты, составляют личные профили продавцов, формируют резерв кандидатов. Имея под рукой результаты оценки, руководителям продавцов проще принимать решение об обучении, развитии навыков, а также о более глобальных изменениях – реструктуризации подразделений, сокращении или увеличении количества менеджеров. Дальновидные руководители планируют развитие и рост своих сотрудников, потому что это – часть мотивации. Без внимания к своим достижениям лучшие продавцы вряд ли надолго останутся в авангарде продаж.
Управление
Тем не менее, имея стратегию, эффективную структуру и талантливых продавцов, можно потерпеть неудачу. Просто потому, что стратегия не работает, структура существует номинально, а талант не приложен к делу. Для того чтобы все работало слаженно, необходимо управление. Команде нужны цели, задачи и сроки. Их может определить руководитель, который следит за рабочими процессами, оценивает эффективность и может перенаправить усилия команды, когда это необходимо. Руководитель должен иметь большой личный опыт продаж и авторитет. Именно он контролирует «чистоту» процесса, например, не допускает замещения приоритетных задач оперативными (продавец занят решением вопросов сервиса или документооборота) и не дает команде продавцов отклоняться от заданного курса.
Поддержка
Этот компонент состоит из вклада всех подразделений компании, кроме продающих. Это внутренние и внешние ресурсы компании, которые обеспечивают исследование рынка, прогнозирование и планирование, маркетинг, организационный дизайн. Если службы, обладающие этими компетенциями, тесно и эффективно взаимодействуют, то производительности ничего не угрожает. Если их совместная работа регулярно приводит к возникновению разногласий, то следует обратить внимание на организацию процессов. Вероятно, проблемы кроются в структуре.
Попробуйте разделить работу вашего отдела продаж на эти пять компонентов и проанализируйте, как функционирует каждый из них. Вероятно, при ближайшем рассмотрении, вы обратите внимание на те недостатки, которых раньше не замечали. И это нормально, потому что создание успешной системы продаж – сложная и ресурсоемкая задача. Лучшие отделы продаж формируются со временем, при систематической работе с продавцами, непрерывном усовершенствовании структуры и стратегии в соответствии с требованиями рынка и отрасли бизнеса.