Рынок труда сегодня: стагнация, закрытия предприятий и сокращения.
Грустно? Да.
Но есть и повод для оптимизма – соискателей больше, а значит больше и шансов найти хорошего работника.
О том, как это делаем мы, расскажет наш HR-менеджер Инесса Май.
***
Да, соискателей теперь больше, впрочем, с этим надо быть аккуратным. В кризис многие соискатели снижают требования к вакансии и устраиваются побыстрее лишь бы получить работу. Они «надевают нужную маску» на собеседовании, получают должность, но при первой же возможности покинут компанию ради большего заработка.
Здесь работает правило: «Хорошие сотрудники могут вытащить, плохие - утопить». Поэтому в подборе персонала должна быть четкая система.
Наша схема подбора
Всего в нашей системе 7 этапов (нажмите, чтобы увеличить):
Далее рассмотрим каждый этап в отдельности.
Этап 1. Планирование численности персонала
Отвечаем на вопрос: когда и сколько человек вам необходимы?
Чтобы перед сезоном продаж, к концу сезона или к какому-то конкретному событию у вас не было паники.
Этап 2. Заявка на подбор
Цель - создать запрос на поиск сотрудника от руководителя компании или руководителя отдела.
Этап 3. Описание профиля вакансии
Цель - создать портрет идеального сотрудника на вакантную должность.
Для уточнения профиля вакансии выделяем необходимые качества. Например:
-
работа «на входящих»,
-
активные продажи,
-
проведение презентаций для аудитории в 50 человек и т. п.
Также нужно взглянуть на лучших сотрудников компании: их качества, черты характера и навыки. Все это также можно добавить в описание профиля вакансии.
Помимо этого, необходимы:
-
способность к обучению (От этого зависит, сколько времени вы потратите на обучение кандидата. Например, кандидат с 10-летним опытом работы по одной схеме необязательно сможет быстро перестроиться),
-
предрасположенность именно к этой работе (Например, ярко выраженный интроверт не сможет продавать),
-
желание работать (Опознается по горящим глазам))).
Этап 4. Подготовка процесса отбора
Вначале нужно определиться с методом.
Условно, методы отборы можно отсортировать от простого (по уровню трудозатрат) к достоверному:
-
Интервью один на один – классика. Успех сильно зависит от квалификации собеседующего.
-
Оценка по высланным заданиям. Объективная оценка с элементами тестов, опросников, домашних заданий, игры.
-
Ассессмент (интервью, тесты, деловые игры с 5+ кандидатами с несколькими оценивающими сотрудниками). Дает самую точную оценку в «почти реальной» ситуации.
Навигатор Продаж активно использует именно Ассессменты (подробная схема их проведения ниже).
Этап 5. Поиск кандидатов
Где искать кандидатов?
Пожалуй, лучший вариант – Интернет-сайты HeadHunter.Ru и SuperJob.Ru, на которых регистрируются 70-80% кандидатов (ибо бесплатно).
Все используемые способы поиска здесь:
Соискателей на позицию «Менеджер по продажам» много, но, как показывает практика, подходящих кандидатов на порядок меньше. Чтобы их привлечь, приходится делать объявления максимально «вкусными» и непохожими на другие:
-
перечислить все плюсы работы,
-
добавить конкретику (оклад, схема ЗП, примеры задач),
-
дать информацию о компании: успешное прошлое, амбициозное настоящее,
-
рассказать про перспективы роста (например, привести ЗП ведущих сотрудников на той же позиции), стабильность,
-
направить на сайт компании (на hh.ru, ссылки запрещены - пишем «подробнее о нас на нашем сайте»),
-
создать срочность - указывать дату собеседования («9 августа будет собеседование, а 11 августа вакансия будет закрыта»).
Особое внимание требует оформление вакансии. Что можно сделать: нарисовать красивую картинку, привлечь дизайнера, подключить услугу «дизайнерского оформления вакансии» на hh.ru.
Вот несколько попавшихся под руку неплохих вариантов:
Этап 6. Отбор
Как уже было сказано, Навигатор использует при подборе персонала Ассессмент - многоступенчатый, но интересный отбор:
Цель - создать конкурентную обстановку, в которой соискатель должен показать свои лучшие качества. А компания сможет увидеть, как человек работает в группе.
В начале проводится анкетирование. Косвенная задача - занять человека, пока он ждет начала. При этом вопросы не должны пересекаться или дублироваться с резюме. Вот, например, анкета нашего менеджера Ольги Карнаушенко:
В течение самопрезентации у каждого наблюдателя лежит заранее подготовленный бланк с фамилией кандидатов и с графами для оценки:
Обращаем внимание на то, как человек выглядит, ведет себя и отвечает на вопросы в задании.
Групповая деловая игра - просим участников объединиться в группы по 3-5 человек. Озвучиваем одно и то же задание для всех групп, например:
-
описать этапы продаж продукта,
-
составить скрипт звонка под конкретный тип клиента,
-
придумать каналы продаж и т.д..
Засекаем 10-15 минут и оцениваем, как участники ведут себя в группах:
-
предлагают решения,
-
отстаивают свою точку зрения,
-
берут инициативу,
-
проявляют терпение,
-
учитывают условия задания,
-
продавливает других/не участвует и т д..
Далее, от каждой группы выступает спикер.
После этого наблюдатели удаляются на совещание. И часть соискателей выбывает: их благодарят за участие и отпускают домой. Остальным сообщают о следующем этапе – индивидуальном.
Заранее предупреждаем о задании – например, зайти в библиотеку и выбрать книжку, чтобы затем «продать» ее.
Далее, кандидаты по одному заходят в комнату и показывают, на что они способны. Кстати, они работают "по телефону"- спиной к нам, без зрительного контакта. Во время «продажи», наблюдатели отмечают: по каким этапам продаж прошелся человек, насколько он был настойчивым, уверенным и т. д..
После «продажи» беседуем с кандидатами, задаем вопросы по резюме и анкете, отвечаем на вопросы.
Ну, а на следующий день звоним кандидату с отказом, либо с приглашением на собеседование/стажировку.
Подведу итоги, почему мы выбрали Ассессмент:
-
высокая объективность,
-
малые затраты времени на одного кандидата,
-
можно увидеть кандидатов в сравнении,
-
повышается ценность вакансии (кандидаты больше ценят полученную "в бою" работу),
-
подтверждается серьезная репутация компании (мало, кто так серьезно относится к отбору).
Этап 7. Испытательный срок
Важные моменты:
-
проводим адаптацию нового сотрудника,
-
ставим четкие планы,
-
создаем систему наставничества с получением обратной связи,
-
влюбляем в компанию))
(Этап 8.) Аплодисменты!
Поздравляем коллегу, что он теперь один из нас))
Пишите в комментариях!
А как подбираете сотрудников вы?