очень понравилось, все правильно написано.
Сарычева Люда, Мегаплан
Здравствуйте! Дурные объявления встречают нас повсюду.
Мы не умеем писать объявления. Говорить с глазу на глаз — можем. Личное письмо — более-менее. Но как только нужно обратиться к малознакомым людям, у наших соотечественников случается мозговой клинч.
Не помню ни одной «убедительной просьбы», которое меня действительно убедила. Типичные объявления — это концентрация казенного языка, пассивной агрессии и пренебрежения.
Однако объявления нужны: чтобы человек не поскользнулся на мокром полу, знал график работы магазина и не курил в общественном туалете. Объявления помогают решить бытовые проблемы без капитальных вложений. Недурно научиться их хорошо писать.
В сегодняшней рассылке я разберу основные виды объявлений и типичные ошибки.
Доводим до вашего сведенияПервый вид объявлений — информирующие: лифт не работает, завтра отключат воду, соблюдайте тишину. Типичные информирующие объявления страдают от безличных конструкций, агрессии, казенного языка, отсутствия пользы и нехватки информации.
Объявления стали убедительными и перестали раздражать. Чтобы этого добиться, я использовала правила: Переходить сразу к делу. Обращение типа «Уважаемые жильцы» мешает уловить суть. Если объявление висит в автобусе, все и так понимают, что оно для пассажиров, а в клинике — для пациентов. Слово «уважаемые» настолько затерто, что уже не имеет ничего общего с уважением. Пишите сразу по делу: «Лифт не работает». Добавить пользу. Люди неглупые: они понимают содержание объявлений, даже если они плохо написаны. Но объявления не будут работать, если читатели не отнесутся к просьбе серьезно. Читатель думает, что объявление не для него: «Мы же тут работаем, где нам еще курить?», «Я в этом дворе живу и всегда ставлю здесь машину». Чтобы объявление заработало, покажите пользу для читателя: «Не ставьте машину во дворе. Дети играют в мяч и могут разбить окно». Избавиться от восклицательных знаков. Восклицательный знак отражает сильную эмоцию. Два-три восклицательных знака подряд — агрессию. Количество восклицательных знаков показывает степень отчаяния автора, но никак не влияет на читателя. Разве что подбешивает: Добавить действующее лицо. Типичные объявления, как хорошие партизаны, не выдают своих авторов. Максимум, что они предлагают — подпись «Администрация». Поэтому в объявлениях нет того, кто «не отпускает продукцию», «разрешает входить только в бахилах» и «осуществляет проверку сантехнического оборудования». Такой подход размазывает ответственность. Читатель не понимает, перед кем он будет виноват, если нарушит правило. Поэтому читатель ему не следует. Сравните: «При входе предъявите пропуск сотруднику охраны. Администрация» и «При входе предъявите пропуск сотруднику охраны. Начальник охраны В. В. Таранин. Тел.: (495) ...». Писать человеческим языком. Многие думают, что для солидности объявления следует писать кондовым официальным языком. Это не так. Хорошее объявление написано просто и по-человечески. Так проще читать, и всем понятно. Уберите из объявления «производится», «данный» и «осуществляется». Проявить заботу. Хорошее объявление не только запрещает или предупреждает, но и подсказывает правильный путь. Не просто «не входить без бахил», но и «бесплатные бахилы у входа». Простое заботливое объявление без канцелярщины — это же пир сердца.
Источник — советы дизайн-бюро Артема Горбунова
|
Строго запрещаетсяСледующий вид объявлений — запрещающие: не курить, мусор не бросать, машины не ставить. В основном, они не работают, потому что люди в них не верят или не знают, что делать.
Эти правила помогают сделать запреты более убедительными: Объяснить причину. Чтобы объявление подействовало, обоснуйте просьбу. В идеале читатель должен понять, что вредит сам себе: в грязной раковине неприятно мыть руки, машина «скорой» из-за него опоздает на вызов, врач занесет инфекцию грязным инструментом. Указывать только уместные штрафы.Все знают, что взыскивать штрафы могут только представители государственных органов. Поэтому надпись «штраф 1000 рублей» не добавляет убедительности, а рождает скептицизм: «Штраф? С чего бы? Не буду я ничего платить». Штраф уместен только там, где он предусмотрен законом (по иронии, в этих местах как раз никаких объявлениях о штрафах нет). А за мытье обуви в общественном туалете, полицейские вас не накажут. Предложить инструкцию. Запрет — ответ на нежелательные поступки людей: сотрудники курили в туалете — офис-менеджер повесил объявление. Но курить в туалете удобнее, чем одеваться и выходить на мороз. Чтобы объявление сработало, предложите альтернативу: например, поставьте для курильщиков банку с мятными леденцами. Хочешь покурить, но лень идти на мороз — съешь леденец. Не факт, что все люди сразу последуют просьбам. В любом обществе есть подонки, свиньи и подростки-анархисты. Зато сознательным людям грамотно составленный запрет поможет поступать правильно. |
Пиво пейте с бутылкамиПассивно-агрессивные объявления информируют или предупреждают о чем-то в саркастической или завуалированной форме. Такие объявления выглядят весело, но бестолково.
Пассивно-агрессивные объявления не работают, потому что читатель воспринимает их как шутку. Иногда такой стиль даже провоцирует нарушить правило: читателю это кажется отличным поводом посмеяться вместе с автором. У автора ведь отличное чувство юмора. Вот как поступать с такими объявлениями: Определиться с целью. Если вы хотите развлечь аудиторию, пассивная агрессия справится с этой задачей. Если ваша цель — убедить, сарказм только помешает. Избавиться от неуместных прописных букв. Если автор набирает текст прописными, он кричит на читателя. Объявление превращается в фарс. Прописная буква в местоимении «вы» в объявлениях неуместна, потому что автор обращается ко всем читателям. Проявить заботу и показать, как себя вести. Хорошее объявление говорит в мире читателя. Читатель видит пользу для себя и следует предложенной инструкции. |
Проезд закрытМало кто понимает важность хорошей навигации. Поэтому в метро на нас смотрят вот эти монстры: Источник — блог Ильи Бирмана Навигационные объявления страдают от плохо выстроенной структуры, незаметности и запутанного слога.
Хорошее навигационное объявление разгружает улицы и проходы, помогает быстро ориентироваться и не заставляет себя искать. Вот что изменилось в наших примерах: Осталась только важная информация. Хорошее объявление сразу рассказывает читателю, как добраться до места назначения, если что-то пошло не так. Появилась причина. Чтобы не вызывать раздражение, объявление должно объяснить причину неудобств. Читатель понимает, что дорогу пора ремонтировать, и согласен изменить привычный маршрут. Извинения стали более искренние. Фраза «приносим извинения» звучит как одолжение. Вроде как надо извиниться, но не хочется. Слово «извините» помогает это исправить. Иногда следование этим правилам делает объявление длиннее. Это не страшно, потому что теперь оно несет пользу и снабжает полезной информацией. |
Закрепим
Всякое хорошее объявление составлено по одним и тем же принципам: Висит в нужном месте. Никто не читает доску объявлений. Поэтому важная информация должна сама находить зрителя: пассажиры ждут поезда метро — объявление висит на стене напротив, завтра придут слесари — объявление висит на самом проходном месте в подъезде. Вместе с тем, не стоит вешать объявление перед загруженным эскалатором — образуется пробка. Начинает с главного. Обращение, детали и расшаркивания никому не нужны. Напишите сразу: «Проверка труб перед включением отопления» Говорит на понятном языке. Хорошее объявление как интеллигентный человек: знает больше других, но не умничает. Проявляет заботу, объясняет причину. Читатель не должен сомневаться в важности объявления. Объясните, почему появился этот запрет. Подскажите, что делать дальше. Лучше разрешить, чем запретитьПравильное объявление не всегда лучший выход из ситуации. Чем запрещать курение в туалете, лучше обустроить приличную курилку (разложив в ней книги Аллана Карра). Удобная парковка лучше, чем просьба не загораживать ворота. Внимательный администратор лучше письменного указания надеть бахилы. Чисто, конечно, там где не сорят, но и убирать не помешает. |
Похожие материалы:
Поделиться: |
|
очень понравилось, все правильно написано.
Респект! Интересная, поучительная статья!
Примеры в разделе "плохо" смотрятся красивее убедительнее, чем в "хорошо"))))
С этой статьей давно знаком, она есть на ресурсе Мегаплана. И в отличии от большинства статей, которые они пишут, в данном случае примеры подкачали. Хотя сам "посыл" про то, как сделать объявление более привлекательным, очень здравый.
За идею 5, кейсы 3-) как на сочинении)
А всегда ли нужно экспрессивная окраска? Например, "Коллеги! Убирайте за собой посуду!" Нужно ли здесь какие-то восклицания?!
Если создается объявление о продаже, то буду осторожнее с экспрессией. Куда важнее подчеркнуть "практичность" вложенных в товар свойств для потребителя и "полезность" сопроводительного сервиса.