Респект! Статья не то, чтоб в кассу, просто в десятку! Безусловно постановка задачи! Маркетолог сам решит куда поворачивать направо, или налево. Очень важный момент долбаная, но необходимая цепочка разных отделов привлекаемых для получения конечного результата. Кто то там прожевал сопли (обычно это снабжение или логистика), а попали все. Всё понятно, дух командной игры и всё такое, но к чёрту этот колхоз! Маркетолог своё дело сделал, количество заказчиков увеличилось, это же реально видимый результат огромной, сложной, работы! Согласен, директору важен только конечный результат, но так парой охота сказать: "Да ты шары то свои протри ишак! У тебя куча работающих договоров, новые перспективы, проекты, новые рынки, а ты мне про сорванные сроки из - за того, что кто то, что то промохал!" Больная тема! Автору ЗАЧЁТ, с рукопожатием!
Как управлять маркетингом
Куличевский Алексей
ЗДРАВСТВУЙТЕ!
После первой статьи Алексея Куличевского о найме маркетологов и нашего ответа об их увольнении мы чувствуем, что тема не закрыта. Сегодня Алексей наносит ответный удар. Речь пойдет об управлении маркетологами: постановке задач и мотивации. Будет полезно руководителям и собственникам.
«Сделай, чтобы стало хорошо»Хороший маркетолог — волшебик. Вы ему говорите: «Сделай, чтобы стало хорошо», он делает свою маркетинговую магию и все становится хорошо. Но есть проблема: что такое «хорошо»? Я встречал предпринимателей, которые уверенно отвечали на этот вопрос. Например, так:
Предприниматель нанимает специалиста, ставит задачу организовать выставку. Специалист договаривается с организаторами, находит подрядчиков, печатает рекламу, нанимает девиц на стенд, собирает контакты. Хорошо сработал. Но продажи в конце квартала не выросли. Предприниматель думает, что либо выставки не работают, либо маркетолог неправильный. И тут еще этот наглец, кстати, приходит и начинает просить премию. Мол, работал много. Проще уволить, ей-богу. Такое случается, когда руководитель не знает, как правильно организовать работу маркетинга. Я уже походил по этим граблям. Сегодня хочу поделиться с вами своими открытиями.
Грабли Алексея снабжены колесами, обладают повышенной проходимостью и достанут вас где угодно. Источник и подробная инструкция по сборке: Моделист-конструктор |
Неправильные задачиДля бизнеса сотрудник — это ресурс, инструмент. Его эффективность завит от того, какую задачу вы будете с его помощью решать и как ее формулируете. Вот мои любимые ошибки руководителей при постановке задачи:
|
Правильные задачиВот как ставит задачу хороший руководитель. Он начинает с главных целей компании. Например, с задачи увеличить выручку в этом году на 30%. Далее спускается к показателям, на которые может влиять маркетолог. Выручка зависит от количества заказов и среднего чека. Чтобы увеличить количество заказов, нужно увеличить количество обращений или конверсию. Как это сделать? Руководитель оставляет маркетологу свободу выбора, а сам переключается на другие задачи бизнеса. Пусть специалист сам решает, как ему добиться цели. |
Как контролировать результатВернемся к примеру с выставкой. Маркетолог выполнил работу, но продажи не выросли. Руководителю, вроде, и придраться не к чему, и осадок неприятный. При правильной постановке задачи контроль сущетственно упрощается.
Пройдя по цепочке метрик, вы быстро определите, как повлиял маркетинг на итоговый результат. |
Как платить зарплату
Вы выяснили, что маркетолог, в принципе, молодец, сработал хорошо. Но при этом глобально в компании дела не очень. Как быть с зарплатой?
С одной стороны, сотрудник хорошо сделал работу и ожидает получить за нее вознаграждение. То, что кто-то в компании не доработал и итоговый результат оказался не очень, его не волнует.
Руководителю, с другой стороны, важны общие показатели бизнеса. Пусть там сотрудники хоть в лепешку расшибутся. Нет результата — нет и премии.
Как разрешить противоречие?
Ира Шашкина научила меня способу мотивации маркетологов, который я потом использовал в «Дарбери» и других компаниях.
Задача маркетолога формулируется из двух показателей: количественного и качественного.
- Количественный показатель — это то, на что маркетолог влияет на 100%. Это прямой результат его работы.
- Качественный показатель — это цель компании. Кроме маркетолога на нее влияют и другие факторы.
В примере из предыдущего пункта количество поступивших обращений — это количественный показатель. Никто, кроме маркетолога, на него не влияет. Конверсия — качественный показатель. Кроме маркетолога на конверсию влияют продавцы, отдел доставки и т. п.
По каждому показателю маркетологу назначаются 3 ступени: «плохо», «хорошо» и «отлично». Каждой ступени назначается оплата. Итоговая зарплата за месяц — сумма обеих частей.
Чтобы было понятней, расскажу, как схема работала в «Дарбери». У меня в команде работал маркетолог Дима. Он отвечал за контекстную рекламу. Количественный показатель его труда — число регистраций, которые «Дарбери» получил из контекстной рекламы. Если Дима будет пахать, добавлять новые количевые фразы и экспериментировать с текстами объявлений, то он получит больше посетителей и больше регистраций.
Качественный показатель — ROI контекстной рекламы. Мне как руководителю было важно получать платящих клиентов. Но помимо Димы на ROI влиял, например, отдел продаж. Если они проводили плохие акции, никто ничего не покупал.
Табличка с мотивацией Димы выглядела так (цифры из головы, потому что не помню настоящие):
Задача |
Новые регистрации количественный показатель |
ROI контекстной рекламы качественный (100% — реклама окупилась) |
Плохо | 80 000 | 80% |
Хорошо | 100 000 | 100% |
Отлично | 150 000 | 120% |
Зарплата |
||
Плохо | 15 000 рублей | 15 000 рублей |
Хорошо | 35 000 | 35 000 |
Отлично | 45 000 | 45 000 |
Целевые показатели пересчитывались каждый месяц:
- Показатель «хорошо» — средний показатель за последние 3 месяца.
- «Плохо» — 80% от среднего показателя.
- «Отлично» — отдельная история. Эта планка должна быть условно недостижима. Каждый месяц я садился и думал: «Ну вот столько ты точно не сможешь сделать!»
Алексей пересчитывает показатели. Из личного архива
Парадокс в том, что месяц за месяцом ребята в моей команде пробивали планку «Отлично». Они работали по ночам, выходили в выходные, забывали про болезни и отпуски. Без какого-либо вмешательства с моей стороны. Не знаю, была то жадность, здоровая конкуренция или все вместе, но машинка работала.
Обратите внимание, что Диме было невыгодно обманывать систему и нанимать студентов, чтобы те создавали в системе пустые регистрации. Если он выполнит «Отлично» по одному показателю и спустится в «Плохо» по другому, он в результате получит меньше денег, чем получил бы, оставшись в «Хорошо» по обоим.
Еще одна важная деталь такой системы мотивации — она прозрачная и справедливая для обеих сторон. Показатели эффективности должны быть максимально простыми. Иначе маркетолог почуствует, что вы пытаетесь его надурить. И начнет пытаться надурить вас. А маркетолог, на секундочку, это тот, кто придумал продавать товар не за 100 рублей, а за 99.
Они работали по ночам, выходили в выходные, забывали про болезни и отпуски. Без какого-либо вмешательства с моей стороны
Плоха та колонка, которая ничего не продает
Подробней о работе с маркетологами, и о том, как делать маркетинг без них, я расскажу на курсе «Маркетинг для интернет-предпринимателей».
Максим ИльяховРедактор Мегаплана |
От редактораПосле предыдущей статьи Леши мне написали: «Максим! Зачем ты печатаешь Куличевского? Мы можем написать в сто раз лучше!» «Ну, так напишите!» — ответил я им, и больше от них ничего не слышал. Серьезно, напишите. Клиентам Мегаплана и тем, кто тестирует: у нас же майская акция. Если бы я был клиентом Мегаплана, я бы докупил лицензий и продлился на 90 000 рублей, а в подарок получил бы вот этот квадрокоптер: Это как радиоуправляемый вертолет, но с камерой. Летает, зависает в воздухе, снимает видео и фотографирует. Потрясающая игрушка, которую сам себе никогда не купишь. РекомендуйтеВстретите собственника — расскажите ему об этой статье. И рекомендуйте рассылку друзьям, подписка бесплатная: Картинка в начале статьи — кадр из игры «Эпоха империй». Издатель — Микрософт. Источник — Метагеймс |
Поделиться: |
|
- Категория:
- Авторы:
- Сложность материала:
- Теги:
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии