Отличная статья. Спасибо.
Как общаться с клиентом (Если он делает дурацкие замечания)
Сарычева Люда, Мегаплан
Здравствуйте!
В прошлый раз мы писали про переговоры без скрипта. Сегодня продолжаем тему.
Никто не умеет вести переговоры. Но ведут их все. Это не только переговоры с важными людьми в костюмах. Это разговор с детьми, чтобы они съели кашу; с супругом, чтобы он сходил за продуктами; с начальником, чтобы он повысил зарплату. Человек ведет переговоры пять раз в день, и четыре из них «сливает».
Кажется, что ведение переговоров — это секретное искусство для избранных. На самом деле это повседневная задача. От того, насколько хорошо мы с ней справляемся, зависит наш успех в жизни и отношения с людьми.
Илья Синельников — предприниматель и специалист в области переговоров. На своем курсе в Бюро Горбунова он переводит переговоры из области искусства в дисциплину, которой можно научить. В сегодняшней рассылке Илья делится знаниями с читателями Мегаплана. |
Как случается провалДопустим, вы делаете сайты. К вам обращается хлебозавод № 8. Им нужен сайт, чтобы оптовики оформляли через него заказы. Заказ хороший. Клиент говорит, что полностью вам доверяет, согласен на сроки и цену, рассыпается в похвалах вашим предыдущим работам. Обсуждаете задачу:
Вы вдохновенно беретесь за работу. Делаете первые эскизы. Находите мощный визуальный ход: иллюстрации в духе постимпрессионизма. Смотрится шикарно. Нанимаете художника и бьетесь с ним, чтобы получилось не хуже, чем у Ван Гога. Три недели напряженного труда, и вам уже нравится результат. Он будет отлично смотреться в портфолио. Идете на презентацию:
Картинка с рожью» — лучшее, что есть на этом сайте. Вы делаете глубокий вдох и спокойно (насколько это возможно) объясняете решение:
Клиент смотрит на картинку мучительные семь секунд. Восемь. Девять. Десять. Одиннадцать. Двенадцать. Наконец он говорит:
Вы на высоте: сегодня мир стал на одну картинку лучше благодаря вам. Ван Гог бы вами гордился Работа продолжается. Готовы внутренние страницы, каталог и страница для оптовиков. Клиент отвечает на ваши письма, но все более немногословно. Иногда просто не отвечает, когда вы отправляете новые макеты. Вы не придаете этому значения: все вопросы решены, в сроки укладываетесь, молчание — знак согласия. Наверное, клиент просто завален работой. И вот сайт готов. Вы едете презентовать его клиенту. Выступаете, показываете слайды, воодушевленно рассказываете об эстетике и стиле нового сайта. Клиент смотрит спокойно, вопросов не задает. В конце выступления он говорит как будто заранее подготовленную фразу:
Опять этому чудаку что-то не нравится. Попробуем переубедить.
Клиент перебивает вас:
Так, стоп. За четыре месяца работы клиент ни разу не заикнулся о совете директоров. Вы пытаетесь что-то возразить, но все аргументы неубедительные: совет директоров — это совет директоров, им слово поперек не скажешь. Макеты и ваша презентация улетают письмом в неизвестном направлении. Вы возвращаетесь в офис и ждете. Кажется, что это самый страшный день проекта. Но нет. Скоро все становится еще хуже: приходит ответ совета директоров. Это миллион замечаний, с которыми проще сделать сайт с нуля:
И так 5 листов. Обсудить правки не удается: клиент совсем перестал отвечать на письма, а его секретарша говорит, что он занят. К совету директоров тем более не пробиться. Но вам уже плевать: вы как робот делаете все, что написано в замечаниях, наплевав на качество. Сроки проекта съехали, новые проекты уже должны начаться, а у вас еще конь не валялся. Новые клиенты негодуют, вы тушите пожары и извиняетесь кругом, даете скидки и обещаете, что все успеете. Этот сайт вы отправляете на согласование еще дважды. Каждый раз в ответ прилетает много листов правок. Вы отрешенно их вносите. Сказано увеличить логотип — вы увеличиваете. Два месяца спустя работу принимают. На ваш счет приходит остаток оплаты. Вы в минусе. Результат стыдно повесить в портфолио. Команда деморализована. Почему так получилось? |
Клиент не принимает решениеНе выяснить, кто в итоге будет принимать решение — провал. Даже если клиент — руководитель, задача может исходить не от него:
Пока вы не обсудите задачу с тем, от кого она исходит, вы ее не решите. Решение. Клиент-менеджер — типичный блокатор. Он блокирует доступ к человеку, который принимает решение. Чтобы пробиться через блокатора, нужно взять его в союзники и показать, чем ему полезна ваша встреча с постановщиком задачи:
Менеджер не хочет остаться без отпуска и становится на вашу сторону. Теперь в его интересах свести вас с председателем совета директоров. Если не удается пробиться к лицу, принимающему решение, отказывайтесь от проекта. Вы все равно провалите задачу и не окупите усилия.
|
Вы суперменУ вас есть дорогой деловой костюм и обычный. Какой из них лучше надеть на первую встречу с клиентом? Не спешите, подумайте. Какое впечатление вы производите в дорогом костюме? А в обычном?
Хороший переговорщик знает, что на переговорах другая сторона должна чувствовать себя комфортно и расслабленно. Ваши золотые часы и дорогой костюм не способствуют расслаблению клиента. А ваша уверенность в себе только усугубляет положение. Клиент всё больше чувствует собственную неполноценность. Он не признается, что прибыль упала, конкуренты наступают по всем фронтам, а лучшие сотрудники увольняются. И на вопрос «Зачем вам сайт?» он отвечает «Для поддержания имиджа». В итоге вы решаете не ту задачу. Вторая сторона проблемы — клиент в такой ситуации задает вопрос дизайнеру: «А вы-то как считаете, зачем мне сайт?» А дизайнер рад стараться: начал рассказывать о свежести, жизнерадостности и своем опыте. Пониманием проблемы клиента тут и не пахнет. Решение. Клиенту должно быть комфортно. Покажите, что вы обычный человек: уроните ручку, подшутите над собой. Если что-то забыли, так и скажите: «Сергей Геннадьевич, я такой дурак, не догадался захватить рекламную брошюру!». «Ой, я как лох без визиток». Клиент расслабится и постепенно поделится проблемами. Стоит вам один раз подшутить над собой, и отношения становятся доверительнее. А это то, что нужно и вам, и клиенту. Джим Кэмп приводит в пример лейтенанта Коломбо: преступники не воспринимают его всерьез и расслабляются. Рядом с напыщенным франтом расслабиться не получится |
Вмешательство клиентаКогда клиент просит убрать картинку с ржаным полем, ему плевать на картинку с ржаным полем. Вы не ослышались. Ему плевать на вашу выстраданную картинку. Она может и остаться. Дело не в картинке вообще. За этой просьбой скрывается «боль» — проблема клиента. Клиент ей не делится или даже не осознает. Вместо проблемы он сразу предлагает решение. Так как клиент — не дизайнер, его решение слабое. Дизайнер его отметает, не разбираясь в проблеме. Иногда даже обижается:
Плохой переговорщик пускается в объяснения на любой комментарий клиента. И усугубляет проблему. Решение. Открытые вопросы помогают выяснить боль клиента:
Боль клиента — страх быть похожим на конкурентов. Вы задали два вопроса и разобрались в задаче: сайт должен помочь компании отстроиться от конкурентов. Картинка с рожью тут ни при чем вообще. Хороший вопрос...
Теперь вы знаете, что клиенту не нужно 1750 буклетов сразу, для первого дня можно напечатать всего 250, задача упрощается. |
Борьба авторитетовКогда вы отстаивали картинку с рожью, клиент почувствовал себя дураком. Ему было неприятно, поэтому больше он не делает никаких замечаний. Дизайнер с первой встречи задавил авторитетом. Между заказчиком и исполнителем установилось соперничество: побеждает тот, у кого больше опыта и власти. Дизайнер выиграл битву, но проиграл войну. Решение. Вспомните, что вы с клиентом решаете одну и ту же задачу. Вы — команда и одинаково заинтересованы в качественном результате. Вы не делаете сайт для своего портфолио — вы делаете сайт для того, чтобы помочь клиенту. Замечания клиента — не упрек в не профессионализме. Это всего лишь комментарий к совместной работе. Исправить ошибку — ваша общая ответственность. Это отрезвляет и заставляет двигаться в правильном направлении. Больше вы не доказываете свою правоту и не давите авторитетом. Вы слушаете и вникаете в задачу:
Вы перестаете спорить, кто умнее, и начинаете решать задачу. |
Успех в переговорахПереговоры нужно преподавать со школы. От умения вести переговоры зависит успех в профессии. В Школе стажеров Бюро Горбунова переговорам посвящено 19 недель обучения, это 1 из 6 основных дисциплин. Если дизайнер не умеет вести переговоры, он:
Первое, чему учат в Школе стажеров и на курсе по переговорам — быть полезным. Это основа успешных переговоров. Когда вы искренне пытаетесь решить задачу клиента, вести переговоры легче: клиент чувствует ваше участие и содействует в решении. Специальные приемы помогают воплощать эту философию. С ними переговорщик разбирается в задаче, снимает напряжение, избегает конфликтов. |
Люда СарычеваПисатель Мегаплана |
Вторая частьОбщение с Ильей Синельниковым помогло мне избежать конфликта на работе. В Мегаплане я веду проект клиентского портала. Иногда для него нужны видеоролики о наших клиентах. Все ролики для Мегаплана снимает один и тот же оператор. Мы с ним успели сработаться и наладить хорошие дружеские отношения. В этот раз, когда я договаривалась об очередных видеосъемках с клиентом, я решила снимать с другим оператором. Но я боялась обидеть этим прежнего. Если бы я днем раньше не поговорила с Ильей, так бы и получилось: я бы написала оператору сообщение на Фейсбуке, и на любой вопрос стала бы оправдываться. Благодаря советам Ильи я не стала писать. Я уже знала, что так легко наломать дров. Я позвонила оператору и честно рассказала о своих намерениях. Объяснила, почему этот вопрос для меня важен. Он все понял, и наши отношения не испортились. Сегодняшняя рассылка — лишь небольшая часть материала, который я узнала из общения с Ильей. Мне не жалко поделиться и другими советами, если это полезно нашим читателям. Но хочется знать наверняка, насколько этот выпуск вам по душе. Поэтому, если сегодняшняя рассылка наберет 600 репостов на «Больших планах» , я напишу вторую часть. В ней я расскажу про другие приемы ведения переговоров. Если не наберет — мы продолжим писать на другие темы, благо планов — громадьё. Люблю читать ваши отзывы на writer@megaplan.ru |
Поделиться: |
|
- Категория:
- Авторы:
- Сложность материала:
- Теги:
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Прекрасная статья. Явно прослеживаются элементы из книги Джима Кэмпа, "Нет - лучшая стратегия переговоров". Там можно почерпнуть не только эти приемы, но и многое другое.
Прослеживаться прослеживаются, но доктрине Кэмпа не помешала бы адаптация к реалиям СНГ.
Пожалуй, такую книгу я бы купил, не дожидаясь пиратских версий в интернете :)
Уже выложена. Только что скачал)))
Статья просто чудесная! От души посмеялся, особенно в первой части. Очень жизненно. Зачитался, чуть не проворонил посадку на самолет )