Как выбирать сотрудников? Кого из них стоит сохранять? Как вычислить лентяев?

Как выбирать сотрудников? Кого из них стоит сохранять? Как вычислить лентяев?

Три вопроса из заголовка тесно связаны. Выбор сотрудников для вашей команды вообще во многом крутится именно вокруг лени и привычки к имитации бурной деятельности. Таким образом, если мы поймем, как вычислить лентяя, скрывающего свою сущность — и лучше всего, конечно, сделать это как можно раньше — то проблема подбора сотрудников будет по большей части решена.

Утверждение выглядит спорным? Давайте разберемся.

Да, никак нельзя упускать из виду собственно профессиональные качества сотрудника. Но здесь есть два «но».

  • Во-первых — выводить здесь какие-то общие правила было бы странно, а частные правила своей отрасли вы и так знаете лучше кого бы то ни было.
  • Во-вторых — не очень умелый, но не ленивый сотрудник довольно скоро станет профессионалом и станет приносить максимум пользы. А вот ленивый умелец — вряд ли изменится. Если у вас есть время на развитие персонала, разумнее ставить на сотрудника первого типа.

То есть профессиональные качества, несомненно, стоит учитывать. Но в долгосрочной перспективе они не первостепенны. Что до психологических особенностей сотрудника и его модели работы в команде, то и эту сторону не стоит полностью игнорировать — однако помните, что коллективы, представители которых работают напряженно, в гадюшник превращаются довольно редко. В них просто не бродит неистраченная в мирных целях энергия.

Итак, подбор сотрудников и определение, за кого из них стоит цепляться, чтобы сохранить их для будущего компании — вещи, вплотную связанные с вопросом «лентяй или не лентяй?».

Как понять, что сотрудник ленив и неэффективен?

Это не так просто, как может показаться. Дело в том, что ваш ленивый коллега — все-таки не Емеля из русской сказки. Он не ездит на печи, а его желания не исполняются по щучьему велению. Вероятно, он даже не плюет в потолок и не считает ворон. По крайней мере, внешне.

Наоборот — чаще всего недобросовестные работники стараются выглядеть самыми загруженными и деловыми людьми в компании. И более того — часто у них это получается. Их выдают только результаты на очень длинном временном промежутке — либо маркеры, которые мы перечислим сегодня.

Не стоит делать драматических выводов из единичного проявления любого из этих маркеров. У всех бывают неудачные дни. Однако систематическое проявление нескольких — повод задуматься и присмотреться.

1. «Это очень тяжело»

Задания бывают простыми и сложными. Но только у нескольких человек в коллективе все получаемые задания автоматически записываются в категорию сложных, очень сложных. Так эти люди машинально и, возможно, подсознательно готовят себя и вас к тому, что они могут эти задания не исполнить. И показывают, что работа как таковая стоит им невероятных усилий над собой.

2. Постоянные жалобы

На неопытный взгляд халтурщик может сойти за очень открытого и общительного человека. Еще бы — практически каждый день он сообщает об очередных личных недоразумениях. О том, что его попугай Кеша сломал лапку. О том, что сосед случайно пробил в его квартиру слуховое окно своим перфоратором, и теперь ваш несчастный коллега не может спать из-за могучего соседского храпа.

Зачем, казалось бы, вам знать все это?

Здесь две причины. Во-первых — когда рот сотрудника занят всеми этими проблемами, его руки отдыхают. Во-вторых — когда окажется, что он чего-то этими руками не доделал, никто не сможет ничего предъявить этому несчастному человеку, у которого такие проблемы в жизни. Во всяком случае, подсознание лодыря считает именно так.

3. Рабочий стол завален вещами, не относящимися к работе

В общем и целом, если рабочий стол сотрудника систематически пребывает в состоянии бардака — это уже говорит о нем не очень хорошо. Несмотря на все разговоры о том, что посредственности ищут порядка, а гений властвует над хаосом.

 

как избавиться от лентяев в коллективеhttp://biz.dicaster.ru/images/sites/13/2016/09/kak-vybirat-sotrudnikov-i-kak-vychislit-lentyaev-2.jpg 1000w" style="height: auto; vertical-align: middle;" width="450" />

«Ничего не знаю, я все делал правильно, это задача была не так сформулирована». И так — раз за разом. Это симптом, господа.

 

Но вот конкретные элементы этого бардака могут добавить еще несколько штрихов к психологическому портрету нашего недобросовестного сотрудника. И это элементарно, Ватсон — не имеющие отношения к делу журналы или обилие маникюрных принадлежностей на рабочем столе появляются не просто так. Они там и используются.

4. Сотрудник прикидывается валенком после неудач

Мы все иногда косячим. Бывает, что это происходит по нашей вине, бывает, что не по нашей — трагические недопонимания и прочее. У халявщика не так — он всегда косячит не по своей вине. Он не так понял. Он думал, что надо именно так. Короче говоря, на самом деле он вообще не косячит. Просто его регулярно вводят в заблуждение. И он будет бить себя пятками в грудь, чтобы доказать вам это после каждого косяка.

5. Сотрудник регулярно указывает вам на чужие промахи

Нет, он не то что бы стукач…

Просто чужие ошибки являются для него отличным фоном. Прекрасным оправданием для собственных ошибок. Это может быть закодировано в подтексте, а может говориться прямой речью в ответ на любые претензии: «что я-то, вы вот вспомните — на прошлой неделе Сидоров вообще…».

Это очень печальный момент, потому что фактически это означает отказ от необходимости самосовершенствования. Пока кто-то хотя бы иногда допускает более серьезные промахи, наш лодырь считает себя отличным сотрудником.

6. Сотрудник тратит слишком много времени на решение бытовых вопросов офиса

Например, закупку общего чая/сахара/печенек. Конечно — кто-то иногда должен это делать. Но в общем и целом, картина, при которой компьютер сотрудника включен, что-то из его вещей тоже как бы присутствует на рабочем месте (это такой аналог собачьей метки — «на самом деле я здесь»), а самого сотрудника нет, он занят великими свершениями — эта картина не должна повторяться слишком часто. Иначе — подозрительно.

7. Чума двадцать первого века — посторонние темы в интернете

Вот он — настоящий бич современных работников, регулярно находящихся за компьютером. Сеть быстро переводит их рабочий настрой в плоскость бесцельного информационного поиска. В коллективах, где эта проблема известна и распространена, часто просто вводятся системные ограничения на выход, например, в социальные сети. Выглядит жестоко, но на деле вполне разумно — если ваши сотрудники действительно склонны предаваться этому, лучше просто не искушать их.

8. Регулярно отсутствует на рабочем месте

Конечно — некоторым сотрудникам в принципе положено перемещаться по офису. Но если от конкретного сотрудника это в принципе не требуется, а по факту его все равно проще найти в кабинете коллег, в буфете или на курилке, чем за его собственным столом — это тревожный сигнал.

9. Бурная активность

Знаете, добросовестный сотрудник, работающий под началом адекватного руководителя, обычно не слишком сильно беспокоится о том, чтобы его не посчитали лодырем. Он работает, он показывает результаты, ему доверяют.

И если в какой-то момент руководство застанет его сидящим с остановившимся взглядом в потолок — вопросов к нему не возникнет. Человек задумался, что тут такого?

А вот недобросовестный сотрудник мнением о своей добросовестности обеспокоен очень сильно. Именно поэтому во время перекладывания бумажек у него такое умное и сосредоточенное лицо. Именно поэтому он так тщательно пишет бессмысленные отчеты.

Это называется «имитация бурной деятельности». И это тревожный симптом.

10. Долгий конец рабочего дня

В некоторых корпоративных культурах принято с подозрением относиться к людям, которые покидают рабочее место сразу после конца рабочего дня. Это довольно спорная позиция. Да, выглядит пафосно — все такие трудоголики и патриоты своей работы, что готовы сидеть на ней по 18 часов и по выходным. Но людям нужно отдыхать — это факт. Если они не отдыхают — они просто хуже работают. В результате за 18 часов человек будет делать столько же, сколько сделал бы за 8. Только с большими страданиями.

Но извините — это лирическое отступление.

А скажем мы сейчас вот о чем. Нет ничего плохого в том, что человек прекращает работать в конце рабочего дня. Но вот когда он фактически прекращает работать до конца рабочего дня… Например, когда его невозможно убедить начать делать что-то новое за час до конца дня. А это, кстати, очень распространено.

Пара отличных критериев, по которым лодыря можно вычислить заранее

 

как выбирать сотрудников и отсекать недобросовестных сразуhttp://biz.dicaster.ru/images/sites/13/2016/09/kak-vybirat-sotrudnikov-i-kak-vychislit-lentyaev-3.jpg 1000w" style="height: auto; vertical-align: middle;" width="450" />

Главная проблема вычисления недобросовестных сотрудников — в том, что на него требуется время и внимание. А вот как узнать лодыря еще на собеседовании?

 

Главная проблема всех описанных выше признаков — в том, что они проявляются не сразу. То есть вычислить лентяев среди ваших работников вы сможете. А вот среди кандидатов в ваши работники…

Но сейчас мы поговорим о двух признаках, которые позволят вам заподозрить в недобросовестности человека, который только пришел к вам на собеседование. И вполне вероятно, что это подозрение будет обоснованным.

1. «Злые люди бедной киске не дают украсть сосиски»

Вы же спрашиваете человека, устраивающегося к вам на работу, почему он ушел из предыдущего коллектива?

Есть ответы более удачные и менее удачные. Ответ «та компания не соответствовала бесподобному уровню моего таланта, те жалкие люди постоянно нагружали меня дополнительными обязанностями и предъявляли дополнительные критерии» — очень подозрителен именно в плане поиска лентяев.

Нет, конечно — теоретически возможно, что так все и было. Но вероятность этого намного меньше, чем вероятность того, что человеку просто было неохота работать — а руководство почему-то этого не понимало.

2. «Мастер на все руки из пятой точки»

Если человек постоянно говорит о том, что он умеет и то, и это — и маркетолог, и веб-дизайнер, и менеджер по продажам, и специалист по JavaScript — но при этом толком не может ничего сказать, о своих достижениях хотя бы в нескольких из этих областей… Есть подозрение, что он либо привирает, либо так выполняет все задачи. Берется, ставит галочку и потухает. Но после этого все равно ходит и гордится тем, что он это сделал.

Неприятное сочетание свойств, которое прекрасно укладывается в концепцию недобросовестного работника. Будьте осторожны.


Пользуйтесь этими критериями и смотрите внимательно. Возможно, кто-то из халтурщиков в вашем коллективе будет скрываться слишком хорошо — но многих вам удастся вычислить. Делайте выводы. Не обязательно сразу переходить к массовым увольнениям. Но можно принять правильные решение по поводу того, в каких сотрудников стоит вкладываться, чтобы сохранить их в ваших рядах и развить их профессиональные качество — а от каких можно избавляться без особых сожалений.

 

Поделиться: