Лечение
Когда разобрались с мотивами, начинаем планомерную работу.
Деньги. Зарплата либо не дает чувства безопасности, либо сотрудник считает ее несправедливой.
Вторая проблема сложнее и завязана на эмоциях. Человек сравнивает свою зарплату с зарплатой на аналогичных позициях, либо с зарплатой начальника: «Вот директор только бумажки раскладывает по стопкам, а получает в 7 раз больше нас».
Если сотрудник вам важен, поговорите с ним. Узнайте, какая зарплата его бы устроила. Если не можете повысить зарплату, поищите другие пути решения: предложите работать удаленно и фрилансить. Но заранее обговорите, что будете делать, если качество работы снизится.
Оценка. Людям важно получать похвалу от авторитетного человека. Иначе мотивация падает: человек старался, вложил душу, задерживался на работе, а начальство принимает как должное.
Часто сотрудники сами дают понять, что нуждаются в одобрении. Человек приходит показать работу, смотрит с ожиданием, невзначай упоминают о своей заслуге.
Хвалить тоже надо правильно. Сплошная похвала выглядит неискренне. Поэтому надо давать полную оценку работы: скажите сотруднику, что он сделал хорошо, объясните, почему, упомяните о недостатках.
Перспектива роста. Этим фактором чаще всего прикрываются при увольнении: «Я здесь два года работаю, задачи повторяются, хочу развиваться дальше». Обычно это вранье: человек просто стесняется сказать, что его уже здесь все бесит, включая начальника.
Но если вы и сами видите, что человек достиг потолка, поговорите с ним. Обсудите будущее компании, покажите перспективу. Но только не врите — поставите себя в глупое положение.
Если перспектив нет, найдите для сотрудника новое поле деятельности: предложите обучать новичков, оптимизировать процессы компании, провести семинар.
Возможно, сотрудника это не заинтересует. Тогда честно скажите, что не хотите его терять, но поддерживаете его желание расти. Попросите дать вам время, чтобы найти замену, и помочь с обучением новичка. Взамен предложите хорошую рекомендацию. Только все делайте честно и искренне. Тогда сотрудник не заподозрит вас в манипуляции и сам захочет помочь.
Самостоятельность. Сотрудник хочет брать на себя ответственность, а от него требуют все согласовывать. Часто это недовольство выливается в конфликты.
Изменить это несложно: если сотрудник достаточно опытный, обсудите с ним, за какие решения он может отвечать самостоятельно. Задайте вопрос из серии: «А что, если?». Например, что будет, если он сам примет решение, оно окажется неверным и компания потеряет клиента? После этого расширяйте зону ответственности сотрудника.
Желание быть полезным. Сотрудник ходит изо дня в день в офис, а сам мечтает спасать уссурийских тигров.
И тигры ответят взаимностью
Поручите ему разработать волонтерский проект для компании. Выясните, что сотрудник понимает под пользой. Пусть сам напишет план, наметит бюджет, соберет команду. Если не можете выделить бюджет, пусть сотрудник организует сбор вещей для детского дома или соберет группу доноров крови. Либо ваша компания шьет носки, тогда выделите партию для нуждающихся. Для компании это пиар, для сотрудника — дополнительная мотивация. Поручите проводить волонтерские акции регулярно.
Только не давайте волонтерскую активность в нагрузку к работе. Обговорите время, которое сотрудник будет на нее тратить, снимите часть задач. В противном случае сотрудник будет думать, что кроме него это никому не нужно, и почувствует себя козлом отпущения.
|