В целом круто и по существу. Но это рецепт, когда нам нужен кто-то один и сразу крутой. Есть какие-то идеи, как эффективно набирать специалистов, которых надо достаточно много? Продажников, агентов, торговых представителей?
Как нанимать маркетологов
Алексей Куличевский строил систему маркетинга в «Островке», «Дарберри» (теперь это «Групон») и сейчас развивает собственный проект — систему статистики «Оумайстатс» с одноименным блогом.
Я попросил Алексея рассказать, как он нанимал маркетологов, в чем были трудности и как он с ними справился. А получилась статья о том, как нанимать, в принципе, кого угодно.
Минимальные требования
Хороших маркетологов мало. Хороших безработных маркетологов еще меньше. Зато много странных персонажей, посмотревших фильм «99 франков», прочитавших пару статей о диджитале и, в лучшем случае, поработавших пару месяцев в рекламном агентстве. Это кто угодно, но не маркетологи. Нам же нужны нормальные ребята.
Кадр из фильма «99 франков» реж. Яна Кунена
Нормальный маркетолог отличается от проходимца по нескольким критериям:
- Он любит и понимает цифры. Его основной рабочий инструмент — «Эксель», а не «Фотошоп».
- Ему нужны интересные задачи и возможность достичь классных результатов и научиться новому. Зарплата идет после.
- Хороший маркетолог работает самостоятельно и на опережение. Он умеет сам поставить себе задачу, оценить сроки и уложиться в них. Плохой маркетолог, напротив, ждет, когда босс стукнет его по голове за двухмесячный спад в продажах. А тогда уже поздно что-то делать.
- Маркетологам полезно уметь хорошо и быстро писать. Хороший маркетолог — это аналитик и книжный червь, а не рок-звезда.
- Хорошо бы уметь работать с какими-нибудь «Яндекс-директами» и «Гугл-адвордсами». Но при наличии предыдущих пунктов этому учатся за месяц.
Нанимая маркетолога, придется проверить все эти пункты. При этом желательно не тратить на проверку слишком много времени.
Вакансия и отклики
Расскажу, как я строил процесс найма в «Дарбери», «Островке» и как строю в «Оумайстатсе».
Сначала я публиковал вакансию. Маркетологи не любят скучные старперские компании, так что старался писать проще, в разговорном стиле. Всеми силами избегал канцеляризмов. В прошлом году написал вакансию маркетолога в «Оумайстатс» (уже не актуальна), начиналась она просто и по делу, без бахвальства и корпоративной шелухи:
- Одна из главных маркетинговых проблем, с которыми сталкиваются наши пользователи, — это дефицит хороших маркетеров. Нанять умного специалиста сложно. Чтобы помочь клиентам мы создали специальное консалтиновое подразделение быстрого реагирования: Oh My Stats SPEC OPS. Бойцы внедряются в компанию клиента, анализируют текущие показатели, применяют лучшие практики рекламы, CRM-маркетинга и ремаркетинга, выстраивают эффективный процесс, обучают этому процессу внутренюю команду клиента и отходят на подстраховку.
Из первого абзаца понятно, что делать. Нет необоснованных обещаний и попыток «продать» вакансию. Строго, по делу, для нормальных людей.
Вакансия опубликована, начинают сыпаться резюме. Не читайте их пока, не тратьте время. Всем претендентам я шлю анкету, которую позаимствовал у ребят из «Айти-эйдженси»:
- Привет!
- Спасибо за отклик! Чтобы понять, получится нам вместе добиться классных результатов, нам нужно чуть больше информации.
-
Пожалуйста, ответь на несколько вопросов ниже.
-
результаты
-
Расскажи, каких важных результатов тебе удалось достичь за последние несколько лет? Запустил новый сайт, провел мощную рекламную кампанию, написал книгу, пробежал марафон? Будет здорово, если о некоторых достижениях ты сможешь не только рассказать, но и показать их. Файлики и ссылки отлично подойдут.
-
технический уровень
- Ниже я даю список областей, с которыми можешь встретиться в процессе работы. Напиши, пожалуйста, для каждой сферы пример конкретной задачи, которую ты решал.
- Например: контекстная реклама — пару лет назад запускал объявление по 10 ключевым словам для сайта www.____.ru
- Или так: контекстная реклама — в прошлом месяце запустили продуктовый ретаргетинг в Google Adwords по 15 сегментам. Увеличили ROI на 146%, снизили CAC на 550 рублей.
- Но не так: контекстная реклама — да (что «да»?)
- И не так: контекстная реклама — тип рекламы в интернете, при котором рекламное объявление показывается в соответствии с содержанием, контекстом интернет-страницы. (Я тоже умею пользоваться Википедией).
-
Профессионалов сразу во всех сферах не бывает. Я и сам в половине плаваю. Это нормально.
-
Контекстная реклама
- Запуск контекстных кампаний с нуля:
- Работа с контекстно-медийными сетями:
- Управление ставками на уровне запросов:
- Управление бюджетами на уровне кампаний:
- Прогнозирование:
-
Использование дополнительных инструментов:
-
(далее идут несколько разделов с техническими навыками, которые мы для этой статьи опустим)
-
Клиентское и управленческое
- Продажи:
- Работа с клиентами:
- Управление проектами:
-
Руководство людьми:
-
Интернет-маркетинг
-
За что ты любишь интернет-маркетинг? Почему хочешь заниматься именно им?
-
Ожидания
-
Сильный специалист может выбирать, где ему работать и чем заниматься. Есть известные агентства, есть интересные клиенты. А что ты ожидаешь от работы с нами? Чем хочешь и чем не хочешь заниматься?
-
Книжки и статьи
- Какие книжки больше всего повлияли на тебя? Что читаешь сейчас?
-
На что стоит подписаться? Дай ссылки на пару статей, которые тебя зацепили.
-
Ты
- Мы принимаем в команду человека, а не набор компетенций. Расскажи что-нибудь, отражающее твою степень (не)адекватности и дай ссылки на твои блоги и профили в соц.сетях.
- Жду письмо с ответами.
- Ответы на все вопросы явно займут какое-то время, поэтому при получении письма сначала отпишись, когда ты планируешь прислать основное письмо с ответами.
В резюме кандидаты вставляют стандартные фразы, по которым оценить реальный уровень невозможно. Анкету приходится заполнять руками, уровень честности повысится.
Обратите внимание на последний абзац. Проверяем пункт 3 — самоорганизованность.
Теперь все кандидаты делятся на группы:
- Даже не отвечают на анкету. Выбывают сразу.
- Отвечают «пришлю ответы к среде» и пропадают. Выбывают следом за первой группой.
- Обещают прислать к среде, а присылают в следующий понедельник. Плохой знак, но пока не будем их выкидывать. Отложим в сторонку на случай, если никого больше не будет.
- Обещают к среде, присылают в срок, но в анкете ужасный бред. Отпадают.
- Всё прислали вовремя, ответы в анкете хорошие. Джекпот. Зовите этих ребят на собеседование.
- Посмотрите еще раз на 3 группу. Если у кого-то из них просто гениальные ответы в анкете, тоже зовите. Остальных отсеивайте.
Так вы избавитесь от 90% левых кандидатов, потратив максимум пару часов.
Кресло «Нук» дизайнера Карима Рашида. Источник — Дизайнмилк
На собеседовании у меня две задачи: «продать» работу кандидату, чтобы он реально захотел работать у нас, и проверить все пункты из списка компетенций.
В начале собеседования я рассказываю о компании: что мы делаем, зачем, какого кандидата ищем, куда дели предыдущего маркетолога.
После рассказа я прошу кандидата точно так же рассказать о себе и внимательно его слушаю. Мысленно сверяю с тем, что человек писал в анкете. Так как людей немного, запомнить тоже несложно.
Далее — вопросы. Во-первых, уточняю то, что недопонял из рассказа. Во-вторых, проверяю нужные компетенции:
- Любовь к цифрам и «Экселю»: спрашиваю несколько технических вопросов по работе с таблицами. Например: «В ячейке A1 у вас формула B1+C1. Вы копируете ячейку и вставляете в A2. Что вставится в A2?»
- Приоритеты: предлагаю ситуацию: «Представьте, что вам сделали предложение о работе 3 очень похожие компании. В одной из них зарплата чуть больше, но начальник какой-то странный, в другой начальник — душка, зарплата окей, но офис в Переделкино, в третей суперкоманда, суперначальник, интересные задачи, но они стартап, поэтому часть зарплаты платят печеньками. Что вы выберете? Почему?» Параметры подставляю разные.
- Организованность и умение писать я уже проверил анкетой. Осталось проверить технический опыт: задаю вопросы о том, как работает контекстная реклама, рассылки и т. п. Все зависит от ситуации.
В последней части собеседования предлагаю кандидату задать любые вопросы о компании и работе. Вопросы кандидата показывают, что на самом деле для него важно.
Бывает, в конце собеседования я точно знаю, хочу ли я работать с человеком. Если да, я говорю об этом: «Хочу с тобой работать. Выходи в понедельник?» Если нет — объясняю, почему мы не сможем работать вместе и над чем кандидату стоит поработать.
Если сомневаюсь, обещаю ответить кандидату в течение недели — и обязательно пишу. Для отказа можно использовать стандартное письмо, экономит время. Но выполнять обещание важно. Кто знает, может кандидат настолько влюбится в вашу компанию, что пойдет штудировать учебники и вернется через пол года, весь такой крутой, умный и блестящий?
Закрепляем пройденное
Кружка любителя «Экселя». Источник — FIU
- Хороший маркетолог любит цифры, а не картинки; работает самостоятельно, а не по сигналу; больше пишет, чем говорит
- Не пишите формальные пафосные вакансии. Пишите строго по делу, можно в разговорном стиле. И размещайте вакансии не только на «Хедхантерах» и «Суперджобах» (там вы найдете только временно безработных), но и на тематических сайтах, на которые ходят ваши кандидаты.
- Прежде чем читать все резюме, проведите грубую фильтрацию: отправьте всем стандартную анкету с вопросами, которые актуальны для вашей вакансии. Сделайте ее большой, чтобы человек потрудился над заполнением — так отфильтруете совсем слабеньких. Попросите кандидата написать, когда ждать от него ответа — так отфильтруете необязательных.
- На собеседовании не устраивайте конкурс красоты. Уважительно расскажите о компании и задачах кандидата. Дайте ему рассказать о себе. Смоделируйте несколько ситуаций, чтобы выявить его ценности. Слушайте вопросы кандидата.
- Если кандидат точно не подходит — скажите об этом сразу и честно. Объясните, почему он не подходит. Не нужно этого «Спасибо, мы вам перезвоним».
- Если обещаете написать после собеседования — обязательно напишите. Сегодня вы не взяли его на работу, а завтра он может стать вашим заказчиком. Деловой этикет никто не отменял.
Поделиться: |
|
- Категория:
- Авторы:
- Сложность материала:
- Теги:
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
А почему такой же способ не использовать? Если хотим побольше анкет, то вопросы зададим попроще. Главное - отсеять тех, с кем нужно разговаривать и выбираем из них наиболее подходящих)
Если честно, слабо себе представляю хорошего специалиста, заполняющего длинную анкету со странными вопросами до реальной встречи с работодателем и обсуждения заработной платы.