Жилин Андрей
В конце беседы с клиентом всегда договаривайтесь о времени, когда вы ему позвоните в следующий раз, и записывайте все контактные данные.
При наработке базы, вам необходимо больше узнать о клиенте и о ваших с ним потенциальных возможностях.
Разговор можно построить таким образом, чтобы вы понимали, чем он занимается, работает один или в команде. К примеру, если речь идет о студии, выясните, сколько проектов в год он ведет. Если он называет точное количество проектов, узнайте бюджет технических заданий, с которыми он работает. Из полученных данных вы поймете, на что можно рассчитывать с этим клиентом, даже если полностью не разбираетесь в его отрасли.
Составьте для себя список контактов, с которыми вы общались и договорились на следующий звонок или встречу. У вас будет подробное описание вашего клиента: кто он, какое количество проектов ведет и примерный бюджет, с которым он работает. От этой суммы вы примерно рассчитаете, какую сумму клиент может потратить на вашу услугу.
Собирайте для себя приблизительную информацию о клиентах. Вам будет проще с ними общаться. Вы поймете, с какой частотой можно звонить клиентам, в зависимости от их потребностей в ваших товарах или услугах.
Помимо того, что вы как продавец выстраиваете отношение с клиентами, вам необходимо грамотно вести базу. Вы должны понимать, какие клиенты могут принести вам деньги. И для этого нужно периодически разговаривать с ними и выяснять, что у них происходит.
Например, если вы занимаетесь продажей подарков, при разговоре с клиентом больше спрашивайте о том:
- как часто они покупают подарки,
- кто этим занимается,
- кто принимает решение о покупке,
- на какую сумму, и на какие праздники закупаются подарки.
Предложите вариант того, чтобы этим занималась отдельная компания. Клиенту достаточно позвонить вам, и вы для него не только подберете подарки, но и, если необходимо, развезете их по домам.
При продаже консалтинга подробно узнайте у клиента, как часто и с какими проблемами он встречается.
Ведение клиентской базы позволит увидеть, в какое время и с каким клиентом можно рассчитывать на сделку. Для этого удобно вести общую CRM (система управления взаимоотношений с клиентами) систему или, как минимум, файл в Excel, где будут записаны все ваши клиенты и точная дата, когда нужно с ними связаться. Рекомендую ввести систему с напоминаниями.
Это может быть приложение Google календарь. В нем удобно ставить пометки на определенный день и время. Вам будут приходить напоминания, что необходимо позвонить или написать клиенту или проверить, пришла оплата или нет. Если оплаты нет – перезвонить ему. Это совершенно бесплатный инструмент, при этом хорошо работает.