Швыдко Юрий
На тему, " каким должен быть руководитель написано и сказано много.
Хочу внести свою точку зрения в общую копилку представлений.
Вообразим следующую ситуацию из прошлого: Двое увлеченных людей решают для себя организовать экспедицию, с целью исследовать те области земного шара, которые остаются слепым пятном на географических картах. Экспедицию предполагается осуществить на корабле. Для этого начинаются поиски капитана корабля, команды.
Зададимся вопросом - как правильно подобрать людей в команду, что бы цель экспедиции была достигнута?
Какие трудности возможны в этом путешествии и как их преодолеть?
Начнем с капитана. Каким должен быть капитан? На ум приходят разные сюжеты из книг, фильмов. Во первых он должен понимать как управлять кораблем, как организовать работу команды, ориентироваться на море и на суше, уметь противостоять неожиданностям и иметь в арсенале способы, которыми можно эти неожиданности преодолеть.
Это мы описали предполагаемые способности капитана на уровне действий. Т.е, что он должен уметь делать. Если что то подзабыли, можете дополнить. Теперь, а какими качествами должен обладать капитан для совершения этих самых действий. На мой взгляд, это:
1.Общий интеллект, как способность решать задачи на основе имеющихся данных, куда входят владение такими мыслительными операциями, как то:
а) анализ (разложить общую ситуацию на составляющие);
б) синтез (умение из разных частей сложить общее, или то, что называется за деревьями увидеть лес);
в) сравнение (установление сходства и различия предметов и явлений);
с) абстрагирование (мысленное отвлечение от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания);
д) конкретизация (возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания);
е) обобщение (выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.);
2. Способность понимать людей и на основе этого умение организовывать их деятельность так, что бы достигать нужных целей.
Капитану также необходимо понимать себя. Первая способность называется-эмоциональный интеллект, вторая - способность к саморефлексии, психотерапевтическая проработанность, навыки самоанализа.
Другими словами капитан должен знать как, куда и какими способами вести корабль и уметь руководить командой, ибо самому делать все на корабле не хватит не сил, ни рук, ни способностей, ни возможностей.
Нельзя самому быть в каждой точке пространства и сделать самому все за всех.
Ситуация из прошлого есть аналогия ситуации из настоящего. Только вместо экспедиции представим вновь создающуюся организацию учредителями, для путешествия в мире бизнеса. Цель - получение прибыли. Это делается с помощью людей и для людей. Необходимо найти руководителя и людей. Организовать этих людей в команду и этой командой управлять. Имеем две кардинальных подзадачи:
1. Знать как, вести бизнес.
2. Уметь найти тех, кто будет помогать, и уметь управлять теми, кто помогает.
Первое-это профессиональные компетенции и знания. Второе - это социальные навыки и знания. Можно хорошо разбираться в управлении кораблем, знании технологических процессов производства, организации, но не понимать ни себя, ни людей, ни как ими управлять. И наоборот, можно хорошо понимать себя, людей, уметь сделать из них команду, но, не понимать ни как управлять кораблем, ни того, куда и для чего плыть.
Умение разбираться в этих двух областях залог успеха любого руководителя.
Любой руководитель предполагает, что умеет и первое и второе.
И если с первым - как вести бизнес, как оптимизировать процессы у нас более, менее понятно, то с умением создавать команду и оптимально управлять ею у наших руководителей проблема.
Как пример недавнее обсуждение на форуме http://www.prodaznik.ru/forum/kak-gramatno-uvolitsya
Письмо девушки можно использовать как обучающий кейс для руководителей.
Недовольство малой суммой ЗП это только поверхностная часть айсберга настоящей проблемы этой девушки и компании в целом. Как верно заметил Andrey ( на мой взгляд настоящий профи, грамотный руководитель) -это ситуация профессионального выгорания. Довольно часто решение данной проблемы опирается на бытовую психологию и выносится вердикт - сотрудники ленятся, не хотят работать. Применим карательные меры, начнем поиск новых работников и все в таком духе.
Эффективно ли это? Решает ли основную проблему самой компании и ее руководства?
Как вариант борьбы с симптомом-да, эффективно, да решает. Действительно можно выкинуть за борт недовольного, потерявшего мотивацию к работе моряка, даже если это член команды, довольно успешный, и даже очень эффективный сотрудник, показавший себя героем в прошлых испытаниях. Для многих капитанов бизнеса недовольство команды это отнюдь не повод задать самому себе вопросы. Легче и лучше пойти по пути избавления от недовольных. Найдем новых - вот решение многих руководителей.
В личной жизни, по аналогии это звучит так: найду новую жену, нового мужа, новую работу, новый город, новую страну.
Решает ли это такие проблемы как то: неспособность строить отношения, договариваться с партнером, идти на компромиссы, уметь слушать и слышать другого, критически относиться к себе? Ответ очевиден.
Диагностировать недовольство работников, уметь им управлять это и есть настоящее искусство и умение настоящего руководителя. Как? Это тема другой статьи.
психолог- консультант, бизнес-тренер.
© Copyright: Юрий Швыдко, 2012