Неприятные последствия
Руководители думают, что внутренняя конкуренция поможет сотрудникам работать лучше. Они придумывают награды отличившимся и штрафы отстающим. Если награда — хорошая мотивация, то штраф — провал. Отстающие и так понимают, что они хуже. А теперь за это «хуже» придется расплачиваться. В буквальном смысле.
Руководители надеются, что штрафы подхлестнут отстающих бежать быстрее. На самом деле они вводят элемент страха.Страх не помогает стремиться к рекордам, страх вынуждает человека защищаться. Чтобы не быть оштрафованным, надо работать усерднее или дисквалифицировать соперников. Последнее проще — у человека часто срабатывает животный инстинкт.
В XVII веке английские моряки придумали способ борьбы с крысами. Они сажали в бочку двадцать крыс и оставляли их там на неделю. Через семь дней в бочке оставалась одна, самая сильная крыса, которая выжила, потому что съела сородичей. Эту крысу моряки выпускали на волю. Теперь она не покушалась на съедобный груз, а охотилась за другими крысами, потому что лучше всего умела это делать.
Некоторые люди не будут валить своих коллег даже под угрозой увольнения. Но случаи подсиживания и прямых провокаций в бизнес-кругах не редкость. Не стоит ставить сотрудников в безвыходную ситуацию и намеренно превращать их в «каннибалов».

Если человек работает хорошо, он не всегда может прыгнуть выше головы и улучшить результаты, чтобы побить конкурентов. Работник сомневаться в своих силах и боится проиграть в честном противостоянии. Поэтому усложняет жизнь конкурентам, к примеру, «итальянской забастовкой», когда все инструкции выполняются дословно. Или использует скрытый саботаж.
В кругах программистов известна история. Программу, написанную одним отделом, передали в конкурирующий отдел для доработки. Код был написан верно, но программа работала через раз. Причину неполадок нашли не сразу.
Оказалось, чтобы насолить конкурентам, автор вставил за границы видимого поля строку «#define TRUE FALSE //счастливой отладки, с*ки...».
Внутренняя конкуренция хороша в разумных пределах. Но когда качество, скорость работы сотрудников и отделов демонстративно сравнивают, одни становятся врагами для других. Вместо слаженной работы над проектом каждый отдел ставит препоны другому отделу: «мол, мы свою работу выполнили, а они вон возятся».
В 1990-х годах близкий друг и помощник Била Гейтса Стив Балмер ввел в компании «Майкрософт» систему группового ранжирования «Модель производительности». Каждый отдел вынудили разделить сотрудников на «передовиков», «успевающих», «середняков», «ниже среднего» и «неуспевающих». «Передовикам» выплачивали бонусы, «неуспевающих» увольняли.
Из-за этой политики компания потеряла хороших специалистов, которые ушли сами. Те, кто остались, делали все, лишь бы не оказаться в конце списка: саботировали работу других, утаивали информацию, сваливали вину.
Майкрософт терял кадры, прибыль, партнеров, которые не хотели работать с такой командой, и клиентов из-за внутренней конкуренции. В итоге, по оценкам за третий квартал 2012 года, все продукты Майкрософта: Офис, Икс-бокс, Виндоус Фон и остальное — принесли компании 17,4 миллиарда долларов. Меньше, чем продажи одной из моделей Айфона — 22,7 миллиарда долларов.
Если компания ежемесячно сравнивает ключевые показатели эффективности сотрудников, те стараются к каждой новой аттестации набрать как можно больше баллов. Цель работников в этом случае — не развитие в перспективе, а отсутствие провала во время ежемесячной проверки.
Продать как можно больше товара в месяц сотруднику важнее, чем выстроить долгосрочные отношения с клиентами. Работник концентрирует внимание на новых клиентах, а поклонникам бренда не сообщает даже о новинке. Это провальная политика. Доказано: старые клиенты приносят больше прибылии обходятся в семь раз дешевле.
Здоровая внутренняя конкуренция мотивирует сотрудников работать лучше. Но как только появляется страх потери денег или работы, конкуренция превращается в крысиные бои. Вместо улучшения качества работы, сотрудники плетут интригии подставляют друг друга. Побеждает самый хитрый и изворотливый. Но бизнесу не нужны те, кто лучше всего играет против своих.
Бизнес ищет игроков на поле команды конкурентов. Если футболисты во время игры начнут выяснять отношения, они могут забить мяч в свои же ворота. Чтобы этого не случилось, у команды есть тренер. В бизнесе это лидер коллектива.
|