Худяков Станислав
Люди склонны доверять чужому успеху. Если у кого-то получилось, то и я сделаю так же. Мы копируем чужие акции, рекламные кампании, элементы сайта, но не осознаем до конца, нужно ли это нашей компании.
-
23 апреля 1985 года Кока-Кола объявила, что изменит классический вкус колы. Этот день запомнился как самый громкий маркетинговый провал столетия.
-
Кока-Кола теряла долю на рынке США из-за популярности главного конкурента — Пепси. Пепси выигрывала за счет более сладкого вкуса напитка.
-
Команда Колы последовала примеру конкурентов и изменила вкус напитка. Компания провела 200 000 исследований на фокус-группах и доказала, что вкус новой, более сладкой Колы, нравится аудитории.
-
Когда новая Кола появилась на рынке, люди запротестовали: создали сообщества за сохранение классического вкуса Колы, закупили остатки старого напитка. Сотрудники компании принимали полторы тысячи гневных звонков в день. Спустя 79 дней Кока-Кола прекратила продажи и вернула классическую колу.
Эта рассылка научит руководителей отличать плохие маркетинговые предложения от хороших и не тратить впустую деньги на популярные идеи, которые не работают.
Плохие советчики
Раньше было достаточно, чтобы о вашей компании просто знали. В эпоху высокой конкуренции нужно, чтобы компанию еще и любили. Нас окружают сотни банков, тысячи ресторанов и миллион других компаний. Покупатель может выбирать.
-
В конце XIX века компания Колгейт выпустила зубную пасту в оловянном тюбике. До этого люди пользовались зубным порошком. Люди узнали, что Колгейт продает удобное средство для чистки зубов в компактной упаковке. Этого было достаточно, чтобы взорвать рынок.
-
Сегодня зубную пасту в тюбиках производят десятки компаний. Качество пасты отличается несильно. Но почему-то покупатели предпочитают одного производителя другому.
Дело в том, что изготавливать качественный продукт — недостаточно: большинство компаний отвечают за качество. Нужно заставить клиента полюбить именно ваш продукт. Чтобы этого добиться нужна хорошая идея маркетинговой кампании.
Сегодня каждый второй считает себя специалистом и раздает рекомендации в интернете. Советчики уверяют, что если идея сработала у других, то сработает и у вас. Брехня! Идея будет успешна в одной компании, и провалится в другой. Хотя делать вы будете то же самое. Задача — взять лучшую идею и приспособить ее для вашего бизнеса.
Идей много. Найти подходящую — тяжело. Хорошо, если идея рассчитана на краткосрочный результат. Тогда сразу понятно, работает она или нет.
-
Предположим, вы продаете новый Мерседес за полцены. Вы размещаете рекламу на сайте по продаже автомобилей. Результат виден сразу: либо у вас купили машину, либо нет.
Плохо, если идея рассчитана на долгосрочный результат. Сразу неясно, принесет ли она прибыль компании.
-
Допустим, компания «Мерседес» решила завести видеоблог о производстве своих автомобилей. Компания вкладывает деньги в съемки видео, зарплату работникам и гонорары звездам. Чтобы нарастить аудиторию, нужно время — как минимум полгода, а результат работы мы увидим еще через год.
Отбросить в сторону плохие идеи и выбрать хорошие поможет простой инструмент — иерархия целей.
Фильтруем идеи
Если вы бизнесмен, включайте фильтр. Иерархия целей — отличный фильтр. Он структурирует мышление и загоняет идею в определенные рамки. Выходить за них противопоказано.
Иерархия целей похожа на мишень для игры в дартс с четырьмя концентрическими окружностями. В центре — цель маркетинговой кампании, затем следуют коммуникационная цель, цели маркетинга и бизнеса.
Цель бизнеса — финансовый результат. Это может быть объем выручки, стоимость компании.
Цель маркетинга — что сделать с клиентами, чтобы достичь финансового результата. Это может быть узнаваемость бренда, лояльность клиентов.
Коммуникационная цель — как и когда изменить поведение человека, чтобы он купил продукт.
Цель маркетинговой кампании — каким путем изменить поведение человека, чтобы он купил продукт.
Если упростить, получится такая схема:
Деньги → Аудитория → Поведение → Инструменты
Пропустите идею через иерархию целей, чтобы понять, подходит ли она вашей компании.
У вас есть два направления движения: к центру и от центра. В первом случае при переходе из одной окружности в другую, задавайте вопрос: «как?». Во втором случае, двигаясь от центра, задавайте вопрос: «зачем?».
Предположим, у вас закусочная. Вы хотите зарабатывать больше. Как?Заставить клиента тратить больше чем обычно (увеличить средний чек).Как?Запустить акцию: при покупке двух бутербродов, третий — в подарок. Как?Повесить рекламный щит у входа в ресторан. |
|
Особенность подхода — структурная вложенность. То есть каждая последующая цель подчиняется вышестоящей и не может ей противоречить. Если вы находите противоречие, скорректируйте идею.
Применяем на практике
Теперь у вас есть иерархия целей. Давайте попробуем прогнать через нее идею. Я покажу, как это работает у нас.
Предположим, копирайтер пришел ко мне с идеей разработать рассылку компании. В интернете он нашел таблицу, в которую ввел финансовые показатели и посчитал затраты: план расходов, возврат инвестиций, сколько денег рассылка принесет бизнесу.
Из расчетов мы поняли, что денег вложить надо много. А из слов копирайтера, что в каждом письме нельзя продавать Мегаплан. Окупится рассылка в лучшем случае в течение трех лет. Как понять, что покупки произошли благодаря рассылке, неизвестно.
Но сама идея рассылки — отличная. Чтобы понять, как ее приспособить к нуждам компании, прогоним идею через иерархию целей.
Цель бизнеса —увеличить оборот компании. Целей маркетинга —две: привлечь новых клиентов и заставить текущих платить больше.
Посмотрим, как одна идея будет работать в разных ситуациях:
Новые клиенты |
Текущие клиенты |
Цель маркетинга: привлечь новых клиентов |
Цель маркетинга: убедить клиента платить больше, перейти на более дорогой тариф |
Коммуникационная цель: потребитель должен понять: управлять задачами и клиентами нужно в Мегаплане, иначе его обойдут более современные конкуренты |
Коммуникационная цель: потребитель должен понять: в Мегаплане должны работать все сотрудники, включая курьера |
Цель кампании: разработать рассылку, которая создаст новую аудиторию для передачи в отдел продаж |
Цель кампании: разработать рассылку для тех, кто уже пользуется Мегапланом |
Цель рассылки: повысить бизнес-эффективность подписчиков |
Цель рассылки:рассказать о возможностях Мегаплна |
В обоих случаях идея работает, но по-разному. В первом случае мы делаем рассылку с полезными статьями для бизнесменов, но ничего не продаем. Мы закладываем идею: современный бизнесмен не обойдется без современных инструментов бизнеса. Какие это будут инструменты, он выбирает сам. Хорошо, если это Мегаплан.
Во втором случае мы говорим только о Мегаплане тем, кто уже его купил. Мы учим клиентов использовать все возможности программы. Мы продаем Мегаплан.
Одна идея, две рассылки, два разных результата. Можно запустить обе, а можно выбрать ту, что необходима компании в конкретный момент. Решать вам.
***
Правильное определение целей и задач бизнеса поможет принять верное стратегическое решение, а не просто следовать трендам. Помните:
Слепое копирование чужой идеи не гарантирует успех. Идеи похожи на айсберги: на поверхности видна только верхушка. Чтобы понять, нужна вам идея или нет, придется нырнуть в ледяную воду. Слепое копирование приведет к ошибкам в бизнесе. Если вы бездумно копируете чужие идеи, вы на шаг отстаете от конкурентов.
Вопросы «зачем» и «как» помогут отбросить плохие идеи, и выбрать лучшие.На первый взгляд, идея плохая. Пропустите ее через фильтр иерархии целей. Возможно, вы скорректируете плохую идею и превратите ее в хорошую. Простые вопросы «как» и «зачем» сэкономят деньги и сохранят репутацию компании.
Любовь клиента — успех бизнеса. Один пользователь, который вас любит, лучше двух обычных. Беря за основу своей стратегии любовь к бренду, вы опережаете конкурентов. А база клиентов растет даже в кризис.