Если ты руководишь коммерческим подразделением, никогда не спрашивай сотрудника, например, менеджера по продажам, почему он не сделал план.
Если он хотя бы немного умеет продавать, он приведет тебе (продаст) 2147 убедительных и правдоподобных причин, почему внешние обстоятельства привели к таким чудовищным результатам.
Всегда спрашивай: «Что ты должен сделать, чтобы выполнить план?»
В отличие от предыдущего, такой вопрос направлен на решение задачи, а не на формулировку отговорки, почему это невозможно сделать.
Такой вопрос не решит сложную проблему, но принуждение сотрудника думать в направлении «что делать», вместо «как придумать причину того, что не получилось» меняет вектор приложения усилий и серьёзно повышает вероятность достижения результата.
Всё вышесказанное касается и взаимодействия с сотрудниками любого отдела.
Нельзя спрашивать «почему ты не сделал…?» Надо спрашивать, «что нужно сделать, для того, чтобы…?»
Точно также это касается и работы с поставщиками, подрядчиками, работе над проектами, совместной работе в группе и т. д.
Нельзя спрашивать «почему вы не сделали…?», «почему вы не можете…?» Надо спрашивать, «что нужно сделать, для того, чтобы …?»
Вопрос «почему ты не сделал?» нужен для эмоциональной поддержки, проявления уважения к позиции партнера и поиска путей решения. Ответ на этот вопрос не должен замещать собой ответа на вопрос «что сделать?»
«Почему ты не сделал техническое задание?» – это, скорее, проявление сочувствия к человеку. Если считаете необходимым – сделайте такую подстройку, но ведь вас интересует результат, а не «почему». Значит далее должен быть задан вопрос «Что нужно сделать, чтобы техническое задание было готово завтра в двенадцать?».