Удавка контроля (Почему микроменеджмент — зло и как от него избавиться)

Удавка контроля (Почему микроменеджмент — зло и как от него избавиться)

Литвин Александр

Великую Китайскую стену строили бы до сих пор, если бы прорабы проверяли укладку каждого кирпича. В некоторых компаниях так и происходит. Руководители контролируют каждый шаг, думая, что это и есть созидающий менеджмент. Но все наоборот.

Статья будет полезна тем, кто работает под началом микроменеджера, или управляет безынициативной командой

Что за зверь такой — микроменеджмент

Это чрезмерный контроль над работниками. Руководитель с таким стилем управления неоправданно часто и жестко контролирует подчиненных. На самостоятельность он накладывает табу, а круг должностных обязанностей сужает до механического выполнения заданий. Это плохо.

 

 

Любое дело превращается в рутину, люди теряют уверенность в своих силах, скорость работы снижается. Страдает и качество — руководитель не может быть всегда прав.

Микроменеджмент особенно вреден там, где итог работы зависит от творческого подхода и нешаблонного мышления (например, в IT). Креатива не видать — результат всегда будет однобоким, зависящим от образа мышления и опыта начальника.

Последствия тотального контроля обратимы, но для этого нужно время. У людей, долго работающих с микроменеджером, «мышца» инициативы атрофируется. Она укрепится с новым руководителем или в другой компании, если порок тотального контроля поразил вертикаль управления.

Откуда берется микроменеджмент

Этой хвори подвержены боссы разного калибра. Вот основные амплуа микроменеджеров.

1. Неоперившийся руководитель. Он многого не знает, сомневается в себе, пытается избежать ошибок. Делегировать пока не научился — тянет на себе все, работая медленно и неэффективно. Усиливает контроль, полагая, что причина плохого результата и ошибок в подчиненных.

 

 

Выпускница престижного вуза Люба по знакомству устроилась менеджером в банк. Она умница, но без опыта работы и управления. Цепляясь за карьерную лестницу, Люба вычитывает каждый документ подчиненных, проводит пятиминутки каждый час, задерживает сотрудников по вечерам. За это Любу не любят.

 

2. Профессор околовсяческих наук. В компании может быть только один сотрудник с этой «ученой степенью», поэтому в компетенции подчиненных «профессор» сомневается. Особенно если они младше. К успехам других такой микроменеджер относится снисходительно, а свои заслуги раздувает. Все это на фоне неусыпного контроля и не всегда конструктивной критики. Как правило, «профессор» не берет на работу более сильных людей, опасаясь конкуренции.

 

 

Проектный менеджер Арсений работал пиарщиком в «Газпроме». Он вворачивает этот факт в каждой ситуации, когда его мнение звучит неубедительно. Сеня обожает мысль «инициатива наказуема» — чем меньше рацпредложений и иных точек зрения, тем крепче его позиция. Команде опостылела такая работа.

 

3. Вездесущий менеджер. Он уверен, что результат зависит от количества контролируемых вопросов. Просит ставить его в скрытую копию писем, критикует промежуточные итоги, обсуждает один вопрос по несколько раз. Часто путается, забывает и опаздывает, ведь берет на себя больше, чем способен потянуть. Если что-то происходит без его ведома, воспринимает это болезненно.

 

 

Петр — руководитель отдела логистического оператора. У него толковая команда. Она могла бы успевать больше, если бы не… Петр. Заказчик ждет груз лишние сутки — вездесущий микроменеджер трижды проверяет контракты и путевые листы. Даже в отпуске у него каждый день скайп с командой. Пока жена и дети купаются, Петр ругается с отделом таможенного оформления. И компания, и заказчики страдают от такого руководства.

 

4. Потомственный контролер. Это руководитель, который: а) работал под началом микроменеджера; б) стал жертвой гиперопеки родителей. Негативный опыт в каждом из этих случаев формирует модель поведения контролера.

 

Катя — руководитель отдела оптовых продаж. Результатами каждого звонка подчиненных она интересуется не от хорошей жизни. Руководство жестко спрашивает с нее по всем сделкам, и Катя вынуждена контролировать каждый шаг менеджеров, чтобы исключить вероятность ошибки. Для всего отдела работа стала рутиной.

Ваш начальник — микроменеджер

Говорить об этом можно, если он:

— уделяет много времени оперативным задачам в ущерб стратегическим вопросам;

— интересуется не столько за результат, сколько за текущие действия;

— верит, что есть два варианта — его и неправильный; навязывает свое мнение, не одобряет инициативу и самостоятельность;

— уточняет несколько раз в течение дня, как продвигается работа; требует писать промежуточные отчеты даже по второстепенным делам;

— не умеет делегировать; новые задачи взваливает на себя;

— жестко реагирует на критику и ошибки работников, подвергая сомнению их компетенции;

— тормозит процесс; команда работает быстрее, когда руководитель уходит в отпуск либо на больничный.

 

Если хотя бы на двух пунктах вы закивали, то ваш босс — один из них. Погодите паниковать. У микроменеджмента, как и у любой болячки, есть несколько степеней.

 

С начинающим контролером можно договориться — он еще адекватно реагирует на критику и предложения. Убедите его требовать спрос с вас за результат, а не за процесс.

 

 

Это возможно. Нассим Талеб в книге «Черный лебедь» приводит пример биржевого трейдера Ниро Тьюлипа. В начале карьеры, устроившись в инвестиционный банк, Ниро столкнулся со стандартной формой оценки сотрудника. Руководство полагало, что она отражает производительность, Ниро считал это бредом: форма не позволяла судить о качестве работы, а лишь поощряла погоню за краткосрочной выгодой.

Впервые получив форму отчета, Ниро медленно порвал ее на глазах у начальника. «То было великолепное сочетание изящества и достоинства. Ниро знал: теперь либо уволят, либо оставят в покое. Его оставили в покое…»

 

Мы не призываем вас рвать документы перед начальством — попробуйте договориться с ним.

 

Микроменеджеру со стажем сложно выйти из амплуа и при общении с коллегами своего уровня корпоративной иерархии. Отсюда конфликты между отделами. Если это ваш случай, вежливо дайте понять коллеге, что вы не его подчиненный и решать общие задачи вы будете вместе. Разделите обязанности, оговорите сроки — это мягко поставит старательного менеджера на место.

 

Закоренелого контролера практически не переделать, особенно если он собственник бизнеса. Смиритесь или уходите.

 

 

Понять, что всеми процессами управляет микроменеджер, можно по одинаковому результату. Итог работы команды предсказуемый, в каждом решении угадывается образ мышления / чувство стиля / язык руководителя. Помните агентов Смитов из «Матрицы»? Идеальный коллектив, по версии бизнесмена-микроменеджера.

Ваши подчиненные привыкли к микроменеджменту

С этим можно столкнуться, когда в компанию приходят новые люди или вас назначают руководителем другого отдела. Будьте готовы расшевелить «микроподчиненных».

Понять, что они привыкли к работе из-под палки, легко. Такие работники:

— часто срывают сроки;

— работают быстрее, если над ними «стоят»;

— избегают ответственности;

— не предлагают нового, работают по шаблону;

— просят проверить мелкие итерации «на всякий случай»;

— путаются, объясняя свои действия;

— настроены на процесс, а не на результат.

 

Ваша задача: выявить этих людей и помочь им поверить в свои силы, мотивировать работать без кнута и пряника. Дозированно «кормите» их свободой выбора, приучайте к самоконтролю, приветствуйте инициативу.

Помогите сотрудникам осознать цели и видение бизнеса и понять, какие ценности вы предлагаете клиентам, что улучшаете. Так люди будут лучше понимать круг своей ответственности и смогут сравнивать, совпадает ли результат их работы с ожиданием компании.

Когда микроменеджмент полезен

Такой стиль управления (в разумном объеме) оправдан в некоторых ситуациях.

1. Нужно обучить новичка. «Учитель» должен понимать: тщательный контроль нужен только на этом этапе. «Курс молодого бойца» не может перерасти в постоянный персональный надзор.

2. Работники отбились от рук. Лечите жертв попустительского руководства уместными планерками и отчетами, поощрениями, штрафами и KPI.

3. Менеджер предлагает лучшее решение. Видение руководителя в этой ситуации отражает стратегические интересы бизнеса.

 

Евгений — собственник и директор нишевой IT-компании. Для его бизнеса важно, чтобы каждый новый проект расширял экспертизу, украшал портфолио. Хорошо, когда опыт сотрудника позволяет креативить. Но если его творчество — сухой шаблон, руководитель становится микроменеджером-спасателем.

«Стать контролером поневоле можно, если специалисты, которым нужно работать вместе, не понимают друг друга. Важно вовремя увидеть изъяны коммуникации, чтобы не скатиться в микроменеджмент позже, на этапе правок, принятия работы заказчиком. Иначе работники будут тыкать друг в друга пальцами, перекладывать ответственность и саботировать».

Микровыводы

В большинстве случаев микроменеджмент — управленческое зло. Тормозит процессы, делает работников неуверенными, ограничивает результат опытом и вкусами руководителя. С этим нужно бороться.

Микроменеджерами становятся по ряду причин, но симптомы едины. Такой босс продавливает свой взгляд и отвергает альтернативы, концентрируется на процессе, не доверяет подчиненным. С начальником на «ранней стадии» микроменеджмента можно договориться. К работе в режиме контроля привыкают и рядовые сотрудники. Это легко диагностируется и лечится умелым руководством.

В некоторых ситуациях микроменеджмент нужен. Попечительское управление поможет обучить новичка, встряхнуть обленившихся работников, принять стратегически верное решение.

Поделиться:
Аватар пользователя deMor
Не в сети

Интересная статейка.

4+

Не в сети

Кирилл, а вы только 5+ плюсуете?

Аватар пользователя deMor
Не в сети

Как когда...

На ваш взгляд это критично?

Не в сети

Вопрос относительный)
Сейчас вообще мало оценок под статьями, даже хорошими. Когда заходтшь на сайт и видешь одни "нулевые" посты, создаётся впечатление, что ничего интересного нет.
На мой взгляд: плюсик под хорошей статьей- дело пары секунд, а польза и посетителям, и сайту.

Не совсем понял термин - микроменеджмент.

Вроде как описаны основные стили управления - авторитарный, демократический, либеральный. Это если грубо.

Тут вроде рассматривается функция контроля. Но стиль то понятен. Тотальный контроль.

По ситуации в компании стиль можно менять, варьировать. Если же владелец бизнеса  - он же гена, то тоска.

Гена же "всегда прав" ... и как следствие никакой самостоятельности, все ждут команду ... или её отмену.

 

Столкнулся вот ещё с каким аспектом при использовании CRM. Вроде как удобно, контроль полуавтоматический, продажник должен работать в ней, а руководитель через отчеты смотреть деятельность.

Не тут то было. Придуман ряд бизнес процессов (б-п). И чтобы вариантов не было - вся работа через них. При этом люди часто не понимают сути б-п. А им говорят - вы и не должны, вы должны их использовать ... тогда не будет ошибок и процесс никуда не вильнёт. У вас всплыло окошко - будьте обязаны отработать свой эпизод. Вроде всё верно ... но тоска остаётся ... крылышки у людей складываются. Любые новые инициативы снова заворачиваются в эти б-п. Такая вот автоматизация. Это же касается и таск менеджмента, требований к задачам - везде короткий поводок.

Я не против б-п и автоматизации, наоборот ЗА. Но это тот случай, когда авторитарный тип и их использует для утверждения своего стиля.