Понятие цикла принятия решения у клиента являются ключевым понятием при работе со сложными продуктами и повышения эффективности работы менеджера в над сделкой.
Есть два типа принятия решения у клиента – простое и сложное.
Простое– это когда Лицо Принимающее Решение принимает решение самостоятельно или при минимальном участии других сотрудников компании.
Сложное– это когда в этом процессе принимают участие несколько разных участников из разных подразделений и совершенно не понятно, кто и в какой степени влияет на конечное решение.
Эффективность действий менеджера в ходе сложных продаж зависит прямо пропорционально от того насколько он правильно и быстро может определять участников и их роль в будущем процессе принятия решения.
Принципиальная особенность сложных или проектных продаж заключается в том, что без понимания цикла принятия решения у клиента не возможно построить эффективную стратегию действий по развитию конкретной сделке.
В этом материале мы рассмотрим не стадии принятия решение у клиента, а подходы позволяющие понять какие роли могут быть у участников сделки со стороны клиентов.
В своих исследования Уэбстер, Уинд выделили 5 основных ролей покупателей, которые нужно учитывать в ходе сделки:
-
Пользователи.
-
Лица, принимающие решение о закупке.
-
Лица, влияющие на принятие решение о закупке.
-
Покупатели.
-
Привратники.
В своих исследованиях Н.Рэкхэм использовал другой подход для работы с крупными клиентами с учётом возможных их ролей и участия в сделке.
Он выделил наличие в компании трёх центров и рассмотрел алгоритм работы с каждым из них.
-
Центр восприимчивости – это человек или группа людей в организации, которые способны дать информацию об организации, но на принятие решения о покупке они не влияют.
-
Центр неудовлетворённости – это человек или подразделение в организации, которые испытывает трудности или неудовлетворённость в той сфере, где продавец может им помочь.
-
Центр власти – это человек или группа людей, которые способны повлиять на принятие решения,
В своих исследованиях Миллер, Хайман выделили четыре группы участников (закупщиков), которые по разному влияют на процесс продаж.
-
Оказывающие экономическое влияние.
-
Оказывающие пользовательское влияние.
-
Оказывающие бюрократическое (техническое) влияние.
-
Оказывающие влияние советника.
Мы выделили основные концепции, которые касаются анализа цикла принятия решения и ролей участников сделки у клиента с точки зрения продаж.
Их объединяет, то что в цикле принятия решения у клиента участвуют разные специалисты, которые по разному влияют на процесс продаж у клиента.
Их различает, то что алгоритм работы менеджера (цепочка последовательных задач) при использовании этих трёх разных подходов будет различаться.
Целевая задача для работы менеджера в ходе сложных или проектных продаж – это использование алгоритма, который позволит определить:
-
Запланированных контактных лиц для начала работы с клиентом.
-
Функциональные роли возможных/ будущих участников сделки и их «проблемные зоны».
-
Подготовить ценностное предложение для каждого «потенциального» участника сделки у клиента.
-
Определить их реальное влияния на будущую сделку.
-
Разработать свой сценарий действий для каждого этапа сделки с учётом интересов и влияния для каждого участника сделки со стороны клиента.
Методика «карта центров функциональных решений» объединяет все эти эти подходы в единую методологию, которая позволяет решить эти целевые задачи.