Если вы четко осознаете, что происходит на каждой стадии обучения, то можно смело говорить о том, что ваши ресурсы (время, финансы и тд) потрачены не зря.
Все известные теории обучения, независимо от того, изучаете вы боевые искусства, управление кадрами или духовное развитие, выделяют три стадии. Название стадий тоже различно, мы договоримся использовать цифры.
Стадия 1.
Получая любую новую информацию, чтобы оценить ее, необходимо подойти к ней с полным доверием. Не стоит, не увидев или не услышав того, что хотелось отбрасывать этот источник знаний. Учитесь получать и систематизировать новую информацию.
Если пропустить эту стадию обучения, то человек становится недоучкой. Его знания подкреплены только практикой, и он активно не приемлет то, что даже не изучил.
Если остановиться в обучении на этой стадии, то можно стать зомби. Тогда человек уже не опирается на собственный опыт, а включается в потребление обучения с яркими маркетинговыми слоганами: «Как заработать миллион, не вставая с дивана», «Прочь стандарты управления - создаем команду мечту – команду друзей». Как правило, зарабатывают на этом только авторы «методик». Чтобы не стать зомби и слепо не пропагандировать эти учения, стоит задуматься над системным развитием, научиться оценивать обоснованность любой информации.
Стадия 2.
Если вы уже научились систематизировать информацию на первой стадии, то на второй нужно осмыслить и сопоставить ее с уже сформированными знаниями. Это требует критического подхода.
Новые сведения можно условно разделить:
- непригодные. Но раз уж эти сведения к вам пришли, возможно пригодятся вам позже?!
- противоречивые. Это когда новая информация расходится с вашими прежними знания. А может ваши «старые» знания это всего лишь навязанные кем-то стереотипы? Критический взгляд на эти расхождения может показать, что ваши прежние представления устарели, а новые знания дополняют их.
- гармоничные. Похоже на озарение: «Именно этот винтик поможет запустить всю систему».
Пропустив эту стадию обучения, вы становитесь перебежчиком. Управлять системой, которая содержит конфликтующие элементы не только малоэффективно, но и разрушительно.
Застряв на этой стадии, вы останетесь вечным учеником, никогда не став мастером.
Стадия 3.
Вы уже обладаете новой системой знаний. Теперь необходимо определить ограничения в этой системе, пределы и неспособность к дальнейшему развитию. Здесь вы как летчик-испытатель. Испытываете систему в разных режимах, доводя до автоматизма каждое действие, ищете задачи, которые недоступны при этом уровне знаний. Отсюда и следующие действия: в зависимости от важности и критичности этих «мертвых зон» ищем новую информацию, знания.
И вот тут важный момент. Нередко обучение начинают именно с этой стадии, пропустив первую и вторую. Так поступают невежды.
Мастером или приемником называют того, что не пропустил ни одной из трех стадий, и прошел их последовательно, без лукавства и самообмана.
Пример:
Если в семье есть машина и сын, то за руль, его, как правило, сажает отец. Педаль сцепления – газ – тормоз – руль крутим. Достаточно, что научить ездить. Первая стадия обучения закончилась.
Чтобы не остаться недоучкой (да и права нужны) сын отправляется в автошколу. И, если он не готов осознанно перейти на вторую стадию, когда теорию вождения и правила дорожного движения нужно наложить на свой опыт, то результат такого обучение очевиден. «Кто тебе права выдал?!», нарушения, аварии и прочее.
Просто отличный результат получится, если сын пройдет обучение осмысленно. Такой водитель на дороге не только сам ответственно относится к вождению и соблюдению ПДД, но и прогнозирует ситуацию, просчитывая поведение других водителей. А это уже уровень - Мастер. Такой водитель не только гарантия безопасного стиля вождения, ответственного за свою жизнь но и комфортный участник дорожного движения для других.