Технология продаж на рынке b2b
Аржанова Яна
Бизнес-клиенты — особая категория покупателей, которые, как правило, более требовательны к качеству продукта и более внимательны к его цене. Поэтому продавцы, работающие на рынке b2b, должны хорошо отрабатывать все этапы «реализации» продукта и использовать особые техники продаж. То и другое рассмотрим подробнее в этом статье.
Каждый год потребности b2b-клиентов становятся все более разнообразными и часто меняются изо дня в день, оказывая тем самым огромную нагрузку на возможности компаний-продавцов. Последние в большинстве своем делают ставку на два ключевых ресурса:
- недорогие каналы продаж (в частности, онлайн-продажи), если клиент некрупный;
- дорогие каналы продаж (например, личные продажи), если клиент ключевой.
Клиентам все чаще нужны сложные решения, разработанные опытными командами, но простые и быстрые способы их покупки. Как все это соединить вместе?
По мнению экспертов McKinsey & Company, компаниям, осуществляющим продажи на рынке b2b, следует работать в трех направлениях:
— Разрабатывать гибкие многоканальные модели, с помощью которых можно эффективно обрабатывать каждый тип транзакций.
Например, можно вкладывать деньги в развитие онлайн-инструментов, чтобы обеспечить быстрый сервис для простых b2b-продаж при меньших затратах. При этом высвободить время менеджеров по работе с клиентами, которые будут заниматься продажами на большие суммы.
— Помнить о том, что продажи на большие суммы затрагивают вопросы распределения рисков и уровня обслуживания.
Клиенты ждут гарантий того, что реальная стоимость продукта оправдана.
— Разобраться со штатом продавцов и торговых представителей.
Прошли те времена, когда один и тот же продавец предлагал все продукты всем клиентам сразу. Сегодняшний клиент хочет видеть в каждом продавце опытного специалиста, то есть требует от него детальных знаний по каждому продукту.
Каналы продаж b2b
Компании по-прежнему продолжают искать наиболее дешевые способы привлечения клиентов, поскольку клиенты становятся более открытыми для технологий. Тем не менее «классические» каналы продаж b2b никуда не исчезают — как и раньше, важно обращать внимание на все способы «притока» клиентов в компанию и подключать аналитику для эффективной обработки этих каналов.
- собственный интернет-магазин
- интернет-магазин партнеров
- email-рассылка
- социальные сети
- call-центр
- сайт компании, лендинги с продуктами
- деловые мероприятия
- видеоконференции, вебинары
- реклама в СМИ
- нативная реклама (контент-маркетинг)
Все эти каналы помогают сформировать базу клиентов, хотя процесс этот постепенный и длительный. Быстрее и проще можно пополнить уже существующую базу с помощью специального сервиса, который осуществляет поиск клиентов по различным критериям.
Этапы продаж b2b
Самая распространенная ошибка и начинающих, и опытных менеджеров по продажам заключается в том, что знакомство с клиентом они начинают с презентации, минуя сразу четыре важные стадии в b2b-продажах.
По мнению бизнес-тренера Евгения Колотилова, автора книги «Техника продаж крупным клиентам», в идеале можно выделить 6 этапов продаж в b2b:
- Поиск клиентов (лидогенерация)
На первом этапе могут оказаться полезными все вышеперечисленные каналы продаж. Помимо этого можно использовать автоматизированные инструменты поиска клиентов.
- Квалификация клиента
На этом этапе продаж b2b вы определяете, подходите ли вы друг другу. Например, если у клиента строительный бизнес и он специализируется на возведении больших торговых центров, а ваш профиль — гаражи, то вам, по сути, не стоит тратить время друг на друга.
Чтобы не ошибиться с квалификацией, обратите внимание на своих лучших клиентов — что их объединяет?
Признаков прохождения этапа квалификации несколько:
- У клиента есть потребность в ваших продуктах. Причем важно, чтобы эта потребность существовала в данный момент или хотя бы возникла в ближайшем будущем. Если вам говорят, что продукт может стать интересен «когда-нибудь потом», вы рискуете зря потратить на клиента свое время и ресурсы.
- Клиент в состоянии купить продукт, то есть у него есть на него бюджет.
- «Положительная химия» с клиентом. Важно, чтобы общение с клиентом было комфортным.
- Человек, с которым вы ведете переговоры, уполномочен принимать решения, то есть отвечает за бюджет. Такие полномочия можно определить с помощью прямого вопроса «Как выглядит в вашей компании система принятия решений?» или более мягкого варианта «С кем вам еще надо посоветоваться на счет покупки?».
- Определение потребностей
Постарайтесь понять, что нужно вашему клиенту. Какую проблему он хочет решить с помощью продукта?
- Презентация
На этом этапе продаж b2b вы демонстрируете тот продукт, который закрывает потребности клиента, убедившись до этого, что он вам подходит.
- Предъявление доказательств
Эта стадия работы с b2b-клиентами включает в том числе и работу с возражениями. Хотя, по мнению Евгения Колотилова, возражений у клиента может вообще не возникнуть, если вы хорошо отработали предыдущие этапы.
Даже если вы старательно пройдете все этапы продаж, высока вероятность того, что вы попадете в “тупиковую” ситуацию: клиент вас выслушал, поблагодарил за уделенное время, взял визитку и пообещал позвонить. Вы ждете, а клиент думает. В этой ситуации вам нужно вести себя более активно — как-то действовать, чтобы доубедить клиента.
- Заключение сделки
Многие продавцы ошибочно полагают, что продажи не идут, потому что они плохо заключают сделки. На самом деле, уверен эксперт, причины гораздо глубже — одну причину можно извлекать из другой, как матрешек:
- вы мало времени уделяет поиску новых клиентов, поэтому у вас мало входящих лидов;
- вы много занимаетесь поиском клиентов, но клиенты, которых вы находите, не те;
- у вас много входящих клиентов + все они подходящие, но вы не понимаете их потребностей;
- у вас много входящих клиентов + все они подходящие + вы понимаете их потребности, но не умеете привязывать их к своим возможностям (не показываете в презентации преимущества продукта, не можете убедить клиента);
- у вас много входящих клиентов + все они подходящие + вы понимаете их потребности + отлично проводите презентацию, но не умеете работать с возражениями.
Как видим, чтобы получить результат, в этой цепочке постоянно нужно укреплять каждое звено.
Техники продаж b2b
У каждого продавца, вероятно, есть своя техника продаж, которую он использует в работе с b2b-клиентами. Наиболее распространенная техника — это СПИН-продажи. Однако есть и другие, не столь известные, но подробно описанные в книгах их «разработчиков».
Остановимся на пяти наиболее интересных техниках продаж.
- SPIN или СПИН-продажи
В основе этой техники лежат четыре группы вопросов, которые продавец задает клиенту:
1. Ситуационные вопросы (Situation) – направлены на сбор общей информации о ситуации.
Примеры:
- Сколько лет ваша компания работает на рынке?
- Каким оборудованием вы пользуетесь?
- С кем вы работаете на рынке?
- Какой у вас бюджет?
В то время как продавец благодаря ответам на эти вопросы собирает информацию о компании, для клиента такие вопросы бесполезны.
2. Проблемные вопросы (Problem) – выявляют трудности.
Примеры:
- С какими проблемами в бизнесе вы сталкиваетесь?
- Вы довольны …?
Получив ответы на подобные вопросы, главное сразу не переходить к презентации. Продавать таким образом вы ничего не сможете: компании привыкают к существующим проблемам, и им сложно менять какие-то процессы в бизнесе.
3. Извлекающие вопросы (Implication) – вопросы о последствиях.
Эти вопросы позволяют понять, как проблемы влияют на процессы в компании.
Примеры:
- Несете ли вы издержки из-за этой проблемы?
- Влияет ли проблема на рост компании?
4. Направляющие вопросы (Need-payoff) – позволяют понять ценность предложения для клиента, то есть выявляют пользу и выгоду.
Примеры:
- Как изменилась бы компания, если бы вы решили эту проблему?
- Какие выгоды вы видите в этом?
Преимущество этого типа вопросов заключается в том, что они обеспечивают плавный переход от проблемы к ее решению.
- Продажа решения
Метод основан на оценке степени актуальности проблемы. Его создатель Майкл Т. Босворт выделяется три уровня потребности клиента:
- Скрытая боль: проблема, которая заметна клиенту, но явно им игнорируется (возможно даже намеренно).
- Выявленная боль: клиент знает о проблеме, но вынужден жить с ней из-за отсутствия подходящего и доступного решения.
- Поиск решения: клиент знает о проблеме и отчаянно пытается ее решить.
На какой тип должен ориентироваться продавец при поиске новых клиентов? Логично думать, что на того, который ищет решение. Однако, по мнению Босворта, таких клиентов только 5 % на рынке. Поэтому задача продавца — выходить на клиентов, еще не принявших решение, но понимающих важность проблемы и потенциальные выгоды, которые они могут получить, используя ваш продукт. Вполне вероятно, что эти клиенты уже общаются с вашими конкурентами.
- Продажа с добавочной ценностью
Большинство продавцов полагают, что скидка может ускорить процесс принятия решения о покупке продукта. Однако Том Рейли, автор книги «Продажи с добавочной ценностью», не соглашается с этим мнением. Клиентов интересует не цена, а добавочная ценность, которая формулируется следующим образом:
инвестированные деньги + сопутствующие затраты + выгоды = ценность
Техника продаж b2b, предложенная Рейли, включает три этапа:
- Анализ потребностей: выявление болевых точек клиента.
- Включение дополнительных услуг: это источник добавочной ценности в решении. Например, само решение может быть укомплектовано учебным курсом для персонала, который будет использовать это решение.
- Работа после покупки: например, вы можете предлагать услуги по устранению неполадок и настройке поставляемого решения. Даже если такие услуги увеличивают стоимость продукта, они подчеркивают будущие выгоды и, таким образом, добавляют ему ценности.
Сосредоточьтесь на результатах, которые дает ваш продукт, а не на его цене.
- Стратегические продажи
Авторы этого метода — Роберт Миллер и Стивен Хайман — воспринимают процесс продаж как битву. В ней принимает участие группа людей, у каждого из них свои функции, степень влияния, цели и инструменты.
Авторы определяют несколько типов лиц, принимающих решения:
- Экономический покупатель: принимает окончательное решение и говорит на языке денег (рентабельность инвестиций, затраты, доходы и т.д.).
- Покупатель-потребитель: думает об условиях использования (производительность, удобство использования и т.д.).
- Коуч: играет роль инсайдера у клиента.
- Технический покупатель: оценивает продукт с точки зрения решения проблем (цена, надежность, цели, сроки доставки и т.д.). У технического покупателя больше всего “потенциала” на то, чтобы сорвать продажу. И задача продавца — как можно быстрее выявить его и «нейтрализовать»: пообщаться один на один, определить проблемные точки и найти соответствующие ответы-доказательства.
- Selling fox
Есть одноименная книга Джима Холдена, в которой он определяет ключевую роль продавца в продажах и утверждает, что от его личности напрямую зависит объем продаж.
На заключение сделки, по его мнению, влияют три условия, и о них должен знать продавец:
- Клиент должен быть подготовленным («готовность»): он рассмотрел всех возможных поставщиков, сравнил их условия. Это позволит ему принять обоснованное решение.
- Клиент должен подтвердить свое решение («желание»): составив шорт-лист из поставщиков, которые его заинтересовали, он получает первое мнение по каждому из них. Он должен быть в состоянии принять решение, то есть определить потенциальных поставщиков и оценить их возможности.
- Клиент должен иметь возможность сделать вывод («способность»): последний этап в принятии решения, связанный с бюджетом. Эта способность не только финансовая, но и материально-техническая. Вы наверняка уже сталкивались с затяжными процессами принятия решений или с ситуациями, когда принятие решений постоянно откладывается.
Чтобы продажа состоялась, продавец на всех трех этапах должен быть активным. Эта активность может проявляются в разной степени:
- «Мягкое закрытие сделки»
Продавец, стремясь избежать конфронтации, старается явно не подталкивать клиента к продаже, а выжидает подходящего момента (когда клиент сам будет готов). Но лично Джим Холден не считает такой вариант поведения выигрышным. По сути, вы таким образом, даете возможность клиентам общаться с другими поставщиками.
- «Призыв к действию»
Продавец продает своему клиенту условие, которое должно быть выполнено. Например, тестирование продукта.
- «Жесткое закрытие сделки»
Продавец выбирает наиболее короткий путь к клиенту и прямо запрашивает у покупателя согласие на продажу.
Правила выстраивания отношений с покупателями
Все перечисленные техники продаж b2b неплохо подкрепляются базовыми правилами выстраивания отношений с покупателями. Ими делится в своей книге «Прыжок в мечту, или Продажи в B2B» Михаил Воронин.
- Заходите к клиенту «боком».
Это значит, что вам не стоит впадать в крайности: не воспринимайте клиента как врага (то есть не заходите к нему лицом вперед и со сжатыми кулаками) и не относитесь к нему как к богу, которому нельзя возразить.
Допускайте вариативность и чередование реакций: в чем-то возражайте клиенту, в чем-то деликатно и аргументированно настаивайте.
- Объективно оцените себя, чтобы понять свои сильные и слабые стороны.
Каким бы крутым продавцом вы ни были, нельзя демонстрировать высокомерие и заносчивость по отношению к клиенту. «Важно не продемонстрировать собственную крутизну, а, наоборот, дать клиенту ощущение, что у него все отлично».
- Никогда не впадайте в панику.
Помните о том, что клиент платит вам за уверенность. Какие бы проблемы не возникали, он должен понимать, что все в итоге будет в порядке.
Все перечи
Поделиться: |
|
- Блог пользователя Главный редактор
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии