Рефрейминг или как мотивировать сотрудников?
Цель
Демонстрация сотрудникам преимуществ, которые несет в себя сложная задача или проблемная ситуация.
Притча
«У одного короля был близкий друг, с которым он вместе вырос. Этот друг, рассматривая любую ситуацию, которая случалась в его жизни, имел привычку говорить:
«Это хорошо!»
Однажды король находился на охоте. Из-за неисправности ружья в момент выстрела, ему оторвало большой палец руки. Друг как обычно изрёк:
«Это хорошо!»
На это король ответил:
«Нет, это не хорошо!» - и приказал отправить своего друга в тюрьму.
Прошло около года, король охотился в дальних краях. Его схватили каннибалы и привели в свою деревню. Когда они подошли к нему ближе, то заметили, что у короля не хватает большого пальца на руке. Из-за своего суеверия они никогда не ели того, кто имел ущербность в теле. Развязав короля, они его отпустили.
Возвратившись домой, он вспомнил случай, когда он лишился пальца, и почувствовал угрызения совести за своё обращение с другом. Он сразу же пошёл в тюрьму, чтобы поговорить с ним.
- Ты был прав, - сказал он, - это было хорошо, что я остался без пальца. И он рассказал всё, что только что с ним произошло.
- Я очень жалею, что посадил тебя в тюрьму, это было с моей стороны плохо.
- Нет, - сказал его друг, - это хорошо!
- Что ты говоришь? Разве это хорошо, что я посадил своего друга на целый год в тюрьму?
- Если бы я не был в тюрьме, то был бы там вместе с тобой».
Как это работает
Слово «рефрейминг» — производное от глагола «reframe», означающего «вставить в новую рамку», «по-новому формулировать». Технология рефрейминга была разработана Ричардом Бендлером и Джоном Гриндером в 80-х г. и успешно применяется в НЛП. Рефрейминг – это своеобразный принцип, что в любой ситуации есть позитивный ресурс, только его нужно увидеть и постараться использовать.
Как можно использовать технологию рефрейминга в управленческой работе?
Рефрейминг – это прием, позволяющий руководителю представить сотрудникам сложную задачу или болезненное изменение в компании с позитивной стороны. Здесь, лучше всего применимы три способа рефрейминга:
1. Переформулирование проблемной ситуации с позитивной стороны.
Одну и ту же ситуацию, можно представить по - разному.
Сравните:
НЕГАТИВНЫЕ ФОРМУЛИРОВКИ |
ПОЗИТИВНЫЕ ФОРМУЛИРОВКИ |
«Перед нами встала проблема…» |
«Перед нами поставлена задача…» |
«У нас кризис….» |
«У нас переходный период…» |
«Нам нужно урезать бюджет…» |
«Нам нужно оптимизировать бюджет…» |
«Это-сложный клиент…» |
«Это требовательный клиент…» |
«Это - трудная задача…» |
«Это важная задача…» |
Переформулирование – это не обман, не простая замена негативных слов на позитивные. Это другое (часто более адекватное) восприятие ситуации. Причем, какое восприятие такими будут и дальнейшие действия сотрудников.
2. Постановка ситуации выгодный для сравнения ряд.
Сравните:
- «У нас в компании жесткие требования к сотрудникам…»;
ИЛИ
- «Да, у нас жесткие требования к сотрудникам. Однако, если вы сравните с теми требованиями, которые есть в компании «N» получится другая картина: там требования жестче, но зарплата на порядок меньше…».
3. Рефрейминг при помощи слова «зато…».
В этом способе рефрейминга, руководитель признает объективные трудности, но затем показывает выгоды, которые несет в себе эта ситуация:
- «Да, у нас жесткие требования, зато у нас люди становятся настоящими профессионалами…зато наши сотрудники получают хорошие премиальные…» и т.п.
Все перечисленные способы рефрейминга можно использовать, как вместе, так и по отдельности при доведении информации до сотрудников.
Пример
Ситуация: в компании вводится тестирование профессиональных знаний сотрудников (периодичность проведения – 1 раз в квартал). Результаты тестирования влияют на переменную часть зарплаты. Руководитель подразделения должен сообщить об этом нововведении сотрудникам.
Как это плохо сделать? Сказать сотрудникам, примерно следующее:
«У меня для вас плохие новости: руководство компании решило начать оценивать ваши профессиональные знания. Каждый квартал специальная комиссия будет проводить жёсткое тестирование на знание продукции и стандартов компании. Всем, кто покажет низкие результаты, грозит либо урезание зарплаты, либо увольнение…».
Как лучше всего подать это нововведение? Например, так:
«Коллеги, у меня для вас важные новости. В нашей компании вводится тестирование профессиональных знаний сотрудников. Проводится оно будет 1 раз в квартал. Для чего это делается? Во-первых, для усиления нашего уровня при работе с клиентами. В тех компаниях, где есть такая практика, сотрудники реально показывают высокие результаты в объеме продаж. Во-вторых, мы сможем увидеть свои слабые стороны и составить с их учетом полезную программу обучения. В-третьих, у нас появляется еще одна возможность влиять на свою зарплату. Чем выше будет тестовый балл, тем выше надбавка к окладу».
Рекомендации
Рефрейминг вначале делается в «голове» руководителя, а затем в «головах» сотрудников. До тех пор, пока вы я не увидели для себя позитивных моментов в ситуации – не спешите ее проговаривать подчиненным.
Руководитель должен верить в то, что он говорит. Причем, эта вера должна подкрепляться не только позитивными словами, но и невербальными компонентами (открытой позой, уверенным взглядом и т.д.). Исследования показывают, что слова оказывают только 7% воздействия на людей, 38% - интонация, 55% - язык тела (поза, жесты, мимика).
Сроки внедрения
Сразу после прочтения.
Юмор в тему
На предприятии понизили зарплату на 50%. Работники ходят грустные. Генеральный директор спрашивает:
- Что такие грустные, ребята?
- Зарплата маленькая.
- Как это маленькая!? Она на 50% выше!
- ??? Выше чего?
- Выше, чем будет в следующем месяце!
Поделиться: |
|
- Блог пользователя Алексей Фомин
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии