Достаточно часто «проектными продажами» называют продажи, а точнее взаимоотношения/взаимодействия с проектными организациями, где речь идёт о продажах через проектные организации, ГИП, архитекторов и т.д.
Речь идёт о так называемых «объектных продажах», когда на будущий строящийся объект закладываются материалы, оборудование и услуги и т.д. Это делает специализированная проектная организация, поэтому важно на этой стадии заложить ту продукцию, которой занимается ваша компания.
«Объектные продажи» всегда связаны с конкретным объектом строительства. После того как проект согласован и утверждён, специалисты из МТС начинают проводить тендеры/выбирать поставщика и т.д.
В нашей терминологии работа с проектными организациями не является «самостоятельной продажей», а только элементом длинной цепочки последующих действий. Поэтому в нашей терминологии работа с проектными организациями не является проектными продажами, так как набор алгоритмов и инструментов продаж существенно различается.
Однако в крупных производственных компаниях, где в целом используется «проектные продажи», процесс коммерческой деятельности может быть разделён на несколько внутренних подразделений, где каждое из них отвечает за свой участок работы.
Есть отдел по работе с проектными организациями и отдел продаж, который занимается работой с конечными заказчиками не посредственно. Это целостный процесс, но его реализация распределена между отдельные подразделения.
В подобной ситуации возникает закономерный вопрос – как эффективно управлять отделом, который работает с проектными организациями и «не принимает» участие в дальнейшем процессе.
В данной ситуации результат «продаж» - это внесение вашей продуктов, услуг в проект. Но тут надо помнить, что у «проект» у проектной организации проходит две стадии, которые надо учитывать в текущей работе менеджеров. (Технологии продаж тут работают точно так же как и для всех типов продаж.)
У «проекта» в проектной организации есть два этапа/статуса – «П» и «Р».
Стадия «П» – это стадия проекта до прохождения экспертизы.
-
Стадия «П» «проекта» имеет неполную, а лишь необходимую информацию об объекте строительства, для прохождения государственной экспертизы.
-
Как правило, оборудование в проект ещё не закладывается.
-
Разрабатывается рабочая документация.
Стадия «Р» – это уже рабочий проект, прошедший экспертизу.
-
Это полная уточнённая версия «П» с заложенным уже в проект конкретными оборудованием и материалами, с конкретными спецификациями.
Алгоритм работы с проектными организациями мы не будем описывать, он достаточно традиционный, хотя там есть ряд «мелочей», которые связаны со спецификой работы с проектными институтами.
Если мы вернёмся к модели проектных продаж, но адаптированной для «объектных продаж», то для нас целевые клиенты могут быть:
-
Проектные организации (проектные институты, проектные и конструкторские бюро, архитекторы и дизайнеры)
-
Генеральные подрядчики строительства
-
Субподрядчики
-
Монтажные организации
-
Муниципальные заказчики
-
Корпоративные заказчики
-
Клиенты ваших конкурентов
-
Строящиеся объекты
Но в данном случае мы рассматриваем отдел по работе с проектными организациями, где набор целевых задач предельно конкретен.
-
Составление потенциальной базы.
-
Подработка КБ – выяснение кто является нашим ЛПР
-
Первая встреча с проектировщиком
-
Мониторинг ситуации
-
«Продажа» состоялась – наше оборудование внесено в проект.
Традиционная ошибка для отдела по работе с проектными организациями – это боязнь менеджеров начать общаться с конечными заказчиками проектных организаций – это хозяин объекта.
Причём здесь речь идёт даже не о том, это можно делать, только в том случае, если у вас есть обоснованные/доказанные/аргументированные доказательства своей точки зрения, а о том, что это должно делатьсяв любом случае.
Эта проблема решается в случае использования методики проектных продаж, так как она предполагает:
-
проектные продажи основываются на использовании методологии «технологическая карта продаж», где для каждого этапа продаж есть свой набор инструментов продаж и инструментов контроля,
-
для работы с проектными организациями есть «свой» набор инструментов и инструментов контроля,
-
работа с проектными организациями – часть «целостного процесса» проектных продаж, где его конечная эффективность это продажа своих решений, товаров, услуг конкретному клиенту,
-
методика проектных продаж предполагает сквозной контроль за каждой потенциальной сделкой, вне зависимости от того, на каком этапе она находится.