Переседов Илья
За последний месяц несколько моих друзей оказались в одинаковой ситуации: им звонили на сотовый рекламные агенты, те послали их на три буквы и сбрасывали вызов, но агенты перезванивали и начинали шумно выяснять «почему ты мне нагрубил?». Их посылали снова — агенты продолжали смешно обижаться…
Почему этих агентов не жалко? Они спутали личное и профессиональное: если ты выбрал своим призванием навык доставать людей, не удивляйся, когда тебе в лицо говорят всё, что думают о твоей работе.
По моим наблюдениям, в России многие продавцы смешивают свою житейскую жизнь с рабочей и это вредит их делу.
Бизнес с «жёлтыми номерами»
Как потребитель я разделяю для себя бизнес на простой и с «жёлтыми номерами». Меня научили этому приложения для вызова такси. В них при заказе можно выбирать между машинами с белыми номерами и с жёлтыми. Разница — огромная. Белые номера ездят так, словно ты для них — случайный попутчик. Жёлтые — заметно повышают шансы на комфортную и безопасную поездку.
Жёлтые номера выдают в ГИБДД транспортным средствам, официально предназначенным для перевозки пассажиров. Частнику их доставать суетно и сложно. В такси ими владеют в основном таксопарки и самые настойчивые индивидуальные предприниматели: те, кто и в остальном готов «держать марку». Минус у «жёлтых» только один — их иногда приходится долго ждать.
Как важно быть стерильным
Сегодня я торопился и вызвал самый быстрый вариант: эконом с белыми номерами. Машина подъехала через пару минут и путешествия ожидаемо обернулось для меня мукой.
Во-первых, водитель пах. Это был радостный мужской запах, который громко приветствовал мир и долгожданное наступление весны.
Во-вторых, он вёз меня по-родственному неравнодушно. Словно я был женой-роженицей или раненным в живот братом. Мы жутко торопились: резко тормозили, быстро разгонялись, стремились влезть в каждую свободную щель между машинами, разворачивались задом на перекрёстках. Регулярно меня ощутимо потряхивало, так что я начинал чувствовать себя пациентом в карете скорой помощи на поле боя.
Всё время нашего путешествие в машине играла неизвестная мне музыка, о существовании которой я не хотел знать. Попутно таксист громко делился вслух мнением о навыках вождения других водителей, их сексуальной ориентации и несообразительности московских светофоров.
В какой-то момент я решил посмотреть на него как на продавца, чтобы решить, как одной фразой определить, что он делает не так? Получилось, что вместе с услугой перевозки он активно навязывал мне самого себя. Запах, родная музыка, привычный вождения — всё это было житейской информацией о водителе, которая была мне совершенно не нужна.
При таком подходе хороший таксист, который спрашивает у пассажира, включать музыку или нет, спокойно водит и молчит во время поездки — не просто более культурный человек. Он тот, кто не навязывает себя покупателю, умеет сдерживать проявления своей индивидуальности на публике.
Продавцов не выбирают
Покупатель выбирает товар, а не продавца. Часто, когда товар нам очень нужен, мы оказываемся заложниками поведения продавца и его прихотей. Например, когда закрыты в ним в одном такси. Или у нас нет возможности быстро подобрать альтернативу нужной вещи.
Встреча с таким продавцом всегда оставляет после себя ощущение насилия, словно тебя постарались использовать. В цивилизованном бизнесе во главе угла находятся ожидания и интересы покупателя. И сделка оставляет после себя ощущение, что она проводилась ради твоей выгоды.
В этом, пожалуй, главное отличие бизнеса с «жёлтыми номерами» от кустарных игр в предпринимательство. Бизнесмены, которые назойливо демонстрируют миру чувство собственной важности, обычно склонны к всевозможным аферам и спекуляциям, а их бизнес плохо поддаётся автоматизации. В то время как «жёлтые номера» стремятся к тому, чтобы работать, как часы, и максимально учитывать интересы покупателя.