Хороший текст. Еще бы кто написал про премиум в В2В...
Принципы продажи дорогих товаров
Традиционно считается, что торговать дорогими товарами выгоднее и приятнее, чем дешевыми - и маржа выше, и клиент богаче. Но в действительности все не так-то просто. Чтобы дорогие товары хорошо продавались, надо соблюсти ряд условий.
Прежде чем приступать к разговору о них, давайте определимся, что мы будем называть «дорогими» товарами. Понятие «дорогой» очень субъективное, а потому растяжимое: для кого-то 5000 рублей – дорого, для кого-то - 10000, а для кого-то и 50000 будет как сходить за хлебом. В контексте этой статьи мы будем рассматривать понятие «дорогой» не столько с точки зрения количества нулей на ценнике, сколько с точки зрения восприятия и ощущений самого покупателя.
Для большинства людей нижняя граница понятия «дорого» начинается от 10 до 25 процентов от месячной зарплаты за непродовольственные товары – одежду, обувь, товары для дома.
Покупка товаров по такой цене, как правило, событие нерегулярное. Если попробовать разобраться в мотивации потребителя, когда он решается на покупку того, что для него дорого, то можно выделить следующие типы покупок:
-
Покупка «Я такой как все»
В этом случае, покупая дорогой товар, покупатель подчеркивает свою принадлежность не к безликим «всем», а ко вполне определённой группе людей c высоким доходом. Зачастую в момент покупки он пока еще не принадлежит к ней вполне, но очень к этому стремится. -
Покупка «Я НЕ такой как все»
В человеке, как известно, параллельно существуют два импульса, два желания: быть таким как все, не выделяться, и быть не таким как все, быть уникальным. Покупка дорогих товаров зачастую призвана подчеркнуть эту уникальность, непохожесть на окружающих «всех», к которым покупатель в момент покупки не хочет принадлежать. -
Покупка как форма награды самого себя
Эта мотивация - один из самых распространённых поводов покупки дорогих товаров. «Я отлично поработал. Я - молодец! Я заслужил это» С такими мыслями совершается покупка чего-то дорогого. -
Покупка как средство от тоски
Часто, когда человек чувствует, что с ним несправедливо обходятся и обижают, покупка является своеобразным утешением. И часто стоимость таких вещей превышает среднюю стоимость товаров, которые он обычно покупает. Бывает, что совершив такую покупку, человек потом вынужден экономить даже на продуктах питания: главное, что теперь есть ощущение – пусть и ложное, пусть и ненадолго – что справедливость восторжествовала и все будет хорошо. -
Покупка в подарок
С Вами такое случалось, когда Вы на волне большой любви, положительных эмоций и чувств покупатели кому-то в подарок что-то дорогое? Чтобы самой стоимостью товара почеркнуть Вашу любовь, призвание, благородность или какие-то другие чувства? -
Покупка как соревнование
Соревнование «у кого круче» - с соседями, с коллегами по работе, с друзьями. Ради этого тоже часто покупаются дорогие вещи. И здесь многие ошибочно полагают, что этой гонке подвластны только подростки. Взрослые точно также соревнуются друг с другом, просто чуть-чуть в другой форме.
Итак, если преломить все эти побуждения к покупке на мотивационную структуру людей – модель, которая используется в нейромаркетинге , то мы увидим, что при покупке дорогих вещей всегда имеет место ситуативное проявление альфа-мотива – независимо от того, к какой мотивационной структуре человек склонен в обычном состоянии. Желание быть первым, стремление к успеху, желание награды и похвалы, гордость, стремление к обладанию престижными и статусными вещами – вот те чувства, понятия и мотивы, которые движут человеком в момент покупки дорогих вещей.
Соответствие альфа-мотиву должно проявляться во всем: в самом товаре, в дизайне, в работе продавцов. Человек должен чувствовать, что покупая какую-то вещь, он подчеркнёт свою успешность, статус и превосходство или будет успешнее и будет легче доминировать над другими людьми. То есть покупатель должен ощущать дополнительную эмоциональную ценность товара, чтобы приобрести товар по более высокой цене.
Факторы успеха торговли дорогими товарами можно классифицировать так:
Внешний вид: дизайн интерьера и оформление презентации
Единого рецепта как должен выглядеть интерьер успешного магазина дорогих товаров нет, так как у каждого магазина своя целевая группа, свое позиционирование, свой генетической код (миссия). Каждая дизайн-концепция базируется на своей креативной идее, в ней своя «изюминка». Можно только обрисовать несколько моментов, которые непременно должны быть соблюдены.
Итак, согласно логике современной торговли, чем выше цена:
< >тем комфортнее должны быть условия покупки;
тем выше должна быть вовлеченность и WOW-эффект;
тем больше должно быть элементов в дизайне, обыгрывающих альфа-мотив (альфа-цвета, лакированные поверхности, редкие материалы).
Limited Edition
Следующий важный фактор – небольшое количество единиц одной модели, вывешенных в зале.
В нейромаркетинге есть инструмент регулирования того, как покупатель воспринимает уровень цен в магазине - принцип MIL (mass in limits). Сущность его проста: чем больше единиц одной модели (одного артикула) представлено, тем ниже воспринимаемый уровень цен. Вспомните классические дискаунтеры: дублирование некоторых моделей доходит до 25-30 единиц.
Почувствуйте разницу: Слева - дискаунтер обуви Сentro, филиал г. Киров. Справа - бутик премиум-класса Shabelki в Днепропетровске.
Дорогие товары не могут быть выставлены таким образом. Не важно, говорим ли мы о какой-то конкретной модели в определенной зоне, об отделе товаров премиум-класса или о бутиковом формате: чем дороже модель, тем ниже должен быть коэффициент дубляжа. Причем он может доходить до одной модели, остальное – выдается со склада по запросу покупателя.
И в этом плане тоже часто допускаются ошибки, которые вызывают когнитивный диссонанс: когда бутики выставляют большое количество образцов одной модели и пытаются продать их по высокой цене.
Мультисенсорность
Важна работа как с визуальными образами, так и с обонятельными, слуховыми, тактильными. Всё (сейчас принято писать букву Ё) это может «приближать» покупателя к товару, завлекать его и способствовать покупке. Например, в одном из наших проектов для магазина обуви мы выкладывали кусочки кожи, из которых сделаны туфли, чтобы покупатель мог их пощупать. В отдельной витрине были выложены инструменты и атрибуты сапожника: ножницы, зажимы, колодки - чтобы показать, что это эксклюзивная обувь ручной работы и увеличить ее ценность. Следует отметить, что в этом уголке магазина дополнительно присутствовал даже запах кожи?
Но, конечно, с пользованием запахов и музыки надо быть очень осторожными и лучше посоветоваться в этом вопросе с профессионалами, потому что допустить ошибку очень легко, а исправить то, что закрепилось на бессознательном уровне будет очень сложно.
Концепция магазина обуви ручной работы
Коммуникация
Если Вам есть, что рассказать о товаре, расскажите – в чем его уникальность, в чем преимущество, чтобы покупателю было понятно, за что он платит.
И здесь никто лучше продавца не сможет направить покупателя на приобретение более дорого товара.
Однако не всем и не всегда хочется общаться с продавцом, и если у них есть интерес, то они с удовольствием почитают о товаре. Но тут одно но: если это будет листок формата А4 с мелким текстом, то скорее всего люди будут просто проходить мимо. Поэтому информация о товаре или о том, почему покупателю стоит его купить должна быть преподнесена в интересной, доступной и приятной для чтения форме.
Обувной магазин Terra plana, Вена
Происхождение
Продажу дорогого товара зачастую облегчает сам факт его происхождения. Например, ручки mont blanc, посуда Villeroy&Boch, костюмы Hugo boss – то есть те бренды, которые уже известны покупателю как премиальные. Здесь продавцу практически не нужно ничего доказывать: бренд говорит сам за себя.
Таковы основные принципы торговли дорогими товарами. Они направлены, во-первых, на снятие страхов покупателя (страх переплатить, страх быть обманутым, страх купить не то), а во-вторых на создание обстановки, способствующей покупке дорогих товаров. И если все они соблюдены, а сам магазин располагается в хорошем месте, то торговец просто обречен на успех!
Поделиться: |
|
- Блог пользователя Главный редактор
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
А в B2B всё просто - ты должен объяснить заказчику почему он должен купить у тебя дорогую штуку вместо дешёвого китайского аналога. Если сможешь - продашь, нет - заказчик купит дешёвое.
А в B2B всё просто - ты должен объяснить заказчику почему он должен купить у тебя дорогую штуку вместо дешёвого китайского аналога. Если сможешь - продашь, нет - заказчик купит дешёвое.
Действительно, проще некуда.
Действительно, проще некуда.
[/quote]
Реально да, вы можете смеяться, но это так... почему я должен заплатить тебе (компания, продукт - на 30% (?) дороже чем то, что мне уже предложили), при том что это проф покупатель (потребитель)... я про пром рынок...
В этой статье к этой теме нет отношения, это В2С ритейл еще 15 летней давности, по меньшей мере я про спец литературу и тех, кто этой темой занимался...
А в B2B всё просто - ты должен объяснить заказчику почему он должен купить у тебя дорогую штуку вместо дешёвого китайского аналога. Если сможешь - продашь, нет - заказчик купит дешёвое.
А в B2C это не так?
В B2C это тоже так - но специфика и методы продажи совершенно разные. Потому что в В2С человек покупает для себя, а в В2В - для компании.
В В2В только один способ продать (не впарить, а продать) - показать выгоду. Нет понятия дорого\не дорого здесь. Есть понятие выгодно\невыгодно. win win рулит.
Это да. Но представления о выгодности у разных людей разные.
В смысле, разные? деньги я заработаю (сэкономлю) или нет. Какое ещё может быть представление о выгоде у предпринимателя, кроме денег???
коллега, если мы говорим о пром продажах, то для каждого участника из групп ЛВР выгода будет своя...
пример из жизни, дословно не цитирую, не очень прилично получится ... главный энергетик, .... а эти...... вообще ... с экономией....а у меня эти лампочки вылетают... а эти ... рапортуют в отделе закупок об оптимизации расходов...
не будет. Мотивация будет, а выгода не будет. Выгода абсолютное и бинарное понятие: она или есть или нет. То о чём Вы говорите - это мотивация. В описанном примере участники не видят из-за деревьев леса. Каждый норовит от своей жопы отгрести ответственности уйти и перед начальством выслужиться, а картину в целом не видят. Система мотивации, следовательно, выстроена неверно... Только к выгоде это отношения не имеет никакого.
ну смотря как ее считать?
Хорошая статья. Плюсую.
Есть еще один важный момент, чем выше цена (известность бренда и т.д.), (а как правило и маржа), тем больше скидка при распродажах, по крайней мере в некоторых сферах. И покупатель на это хорошо подсажен. Не только миллионеры покупают дорогие бренды.