Хорошая статья.
Смешная фраза: Потенциальному покупателю необходимо иметь деньги на покупку премиум коляски, и ребенка до года.
Сколько нужно копить на ребенка до года?
Имшинецкая Ия
Исходная маркетинговая позиция: у вас есть продукт (товар/услуга). Неважно, производитель вы или перепродавец. Надо этот продукт реализовать на рынке. По точному и краткому определению Питера Друкера, рынок – это люди. Номером первым, следовательно, встает вопрос: кому из людей нужен мой продукт, кому реально его продать.
Обычно ответов на этот вопрос несколько. Исключением будет ситуация, когда бизнес создан изначально как узконишевой – например, магазин продуктов питания для больных сахарным диабетом. Там не получится найти еще какую-то целевую группу, кроме обозначенной. Во всех остальных случаях будет альтернатива – всегда будет целый список возможностей. И технология будет выглядеть следующим образом:
1. нахождение и формулирование различных возможных сегментов,
2. определение их стратегической привлекательности для бизнеса,
3. выбор одного или нескольких сегментов,
4. детальное описание сегмента,
5. определение позиционирования,
6. написание стратегии продвижения торговой марки.
Напомним, что сегмент – это «группа покупателей, обладающая похожими потребностями, желаниями и возможностями. Разделение рынка на различные сегменты и их последующее изучение позволяет компаниям сконцентрировать свое внимание на наиболее перспективных, с точки зрения прибыльности, сегментах (целевых)».
Констатируем для начала, что существует стратегия продвижения, позволяющая не сегментировать рынок. Это массовый маркетинг. Это ситуация, когда продукт нужен всем. Это стратегия массовых продаж. Главная цель массового маркетинга — максимизировать сбыт. Проникновение на большое число сегментов связано с широким захватом всего рынка и требует значительных затрат ресурсов, поэтому такая стратегия, как правило, применяется крупными предприятиями. Для удачного массового маркетинга необходимо, чтобы большинство покупателей испытывали потребность в одинаковых свойствах товара. Используются методы массового распределения и массовой рекламы, один общепризнанный диапазон цен, единая программа маркетинга.
Такой подход к продажам высокоэффективен при условии, что:
Если вспомнить девяностые, то лучше примера и не надо. За десятилетие страна наелась и оделась. Люди начали зарабатывать. Покупательский ажиотаж стих. Рынки перестали расти бешеными темпами. Конкуренция стала ужесточаться. Все это привело к тому, что спрос стал дифференцироваться, и массовая модель стала терять свою актуальность. Бизнес переключился с производственно-ориентированной модели (побольше произвести) на маркетингово-ориентированную (кому продать).
Раньше в основном брендировались продукты, отвечающие ограниченному спросу. Сегодня мы видим, как производители массовых продуктов, таких как макароны, овощи или хлеб, озабочены созданием торговых марок, которые эмоционально отличили бы их товар от других, похожих по качеству и цене, и выделили на полке супермаркета. В ювелирном каталоге с выставки на ВДНХ (сентябрь, 2010 год), ясно просматриваются такие поиски сегмента. В этой отрасли всегда был принят достаточно массовый подход – рассказать про драгоценный товар всем, чтобы кто-то купил. В этом же каталоге видим рекламные модули, обращенные к:
Можем резюмировать: массовый маркетинг – это отсутствие сегментирования. И сегодня все идет к тому, что в недрах массы бизнес будет искать и находить более (малые группы) или менее (большие группы) узкие сегменты.
Сегментирование становится актуальным, если меняются условия:
Продавцы получают возможность выделять в массе разнокачественные группы покупателей и делать для них специализированные маркетинговые предложения. Рынок сужается, но углубляется. Цена не является более решающим маркетинговым аргументом. Поэтому продавец становится чувствительным к потере повторных контактов и делает все, чтобы люди сохраняли лояльность его торговой марке. Чтобы сохранять клиента постоянным, нужно выстраивать с ним достаточно предметную коммуникацию. Следовательно, необходимо знать о нем гораздо больше, чем позволяет массовая модель продвижения.
Здесь самое время показать, как в недрах массы рождаются эти самые группы. Условно назовем их большими и малыми.
Это ситуация, когда из массы мы выделяем группу людей с определенным объединяющим их с одной стороны, и отсекающим от них все другие группы с другой стороны, одним признаком. Этим признаком может быть цена – не low и low medium, как в товарах массового спроса, а уже хотя бы hi medium – все хотят, но не все могут себе это позволить. Или этим признаком может быть спецификация – все могут, но не все хотят это купить. Например, я могу купить корм для собак, но он мне не нужен по той простой причине, что у меня кот.
Еще примеры:
Это ситуация, когда из массы мы выделяем группу людей с двумя определенными признаками – объединяющими их с одной стороны, и отсекающими от них все другие группы с другой стороны. Этими признаками могут быть:
Цена+цена – уже даже не hi medium, а premium – далеко не все могут себе это позволить, или необходимо долго на это копить.
Цена+спецификация – например, детская коляска премиум-ценовой категории. Потенциальному покупателю необходимо иметь деньги на покупку премиум коляски, и ребенка до года.
Спецификация+спецификация. Например, корм а) для такс и б) пожилого возраста.
Другие примеры из практики:
Байка в тему: Почему 12 апреля пьяные космонавты не бьют палатки и не купаются в фонтане в Парке Горького?
Поделиться: |
|
Хорошая статья.
Смешная фраза: Потенциальному покупателю необходимо иметь деньги на покупку премиум коляски, и ребенка до года.
Сколько нужно копить на ребенка до года?