чего только не напридумывают
Почему чемпионы продаж не строят отношений с клиентами
Солнцева Анастасия
«Прежде всего надо выстраивать отношения с клиентами, все остальное потом». Если за каждый раз, когда отдельно взятый продажник слышат эту мысль, платить ему по 100 рублей, очень скоро он бросит работу, переедет на Бали и счастливо проведет там пенсию. Но так ли правдива эта аксиома?
История одного исследования
В 2009 году, когда мировую экономику уже год как подкосил кризис, компания Corporate Executive Board решила выяснить: а что же делать B2B-бизнесу, где клиенты как будто закончились совсем? Это решение вылилось в довольно крупное исследование. Пришлось опросить менеджеров 90 компаний и оценить работу 6000 продажников.
В результате появилась еще одна типология менеджеров по продажам. Казалось бы, что такого? Но из нее следовало, что те, кого мы привыкли считать самыми эффективными сотрудниками, «выстраиватели» отношений с клиентами, — на самом деле показывают результаты хуже своих коллег.
Такие выводы, как и само исследование, должны были увидеть свет. Поэтому управляющий директор Corporate Executive Board Мэттью Диксон на пару со старшим директором Брентом Адамсоном опубликовали результаты отдельной книгой — «Чемпионы продаж. Что и как лучшие продавцы в мире делают иначе». Делимся основными мыслями, рассказываем, кто такие чемпионы, и что делать с остальными менеджерами.
Новые типы менеджеров по продажам
Диксон и Адамсон описывают пять типов продажников. Их классифицируют по 44 показателям, в каждой группе определенный набор признаков, но они не обязательно взаимоисключающие. То есть, например, характеристика «добросовестность» может встречаться у нескольких типов сразу.
Тем не менее существуют характеристики, которые чаще других встречаются вместе. На них и строится классификация. Знакомьтесь.
#1 Работяги
Основные характеристики
- Всегда готовы сделать больше, чем требуется.
- Не склонны легко сдаваться.
- Самомотивированы.
- Интересуются обратной связью и развитием.
В исследовании на них приходится 21% выборки. Это те самые менеджеры, которые рады прийти пораньше, уйти попозже, а иногда и обед пропустить. Вместо премии им можно выдавать дополнительные задачи — с удовольствием выполнят. Руководителям их даже мотивировать сильно не надо, личная целеустремленность такого подчиненного сделает все за него.
Работяги делают больше всего звонков и проводят больше встреч, чем остальные. В отношениях с клиентами всегда интересуются, что те о них думают — надо же работать над результатами.
#2 Строители отношений
Основные характеристики
- Находят активных сторонников в компании клиента.
- Не жалеют времени на помощь другим.
- Способны ладить со всеми.
Составляют 27% выборки. Те самые друзья клиентов, на которых руководители призывают быть похожими всех остальных сотрудников. Их правда любят, и есть за что: они хоть ночью возьмут трубку и кинутся решать проблемы клиента — ведь он всегда прав.
Выстроить крепкие деловые, а заодно и личные отношения — вот их стратегия.
#3 Одинокие волки
Основные характеристики
- Руководствуются инстинктами.
- Самоуверенные и даже самонадеянные.
- Плохо поддаются контролю.
Таких 18% из выборки. Они встречаются в каждом отделе продаж и бесят практически всех, потому что до безобразия в себе уверены. Как раз по этой причине одинокие волки плевать хотели на правила и в переговорах прислушиваются только к собственным инстинктам. Многие руководители и рады бы их выгнать, да рука не поднимается: слишком хорошо работают.
#4 Решатели проблем
Основные характеристики
- Надежны, откликаются на запрос как внешних, так и внутренних участников сделки.
- Прилагают усилия к тому, чтобы все проблемы были решены.
- Добросовестные.
На решателей приходится 14% выборки — самый низкий процент среди типажей. Вообще каждый менеджер должен решать проблемы клиента, но эти в лепешку расшибутся, чтобы выполнить все, что пообещали во время переговоров. Также некоторое время после сделки следят, чтобы у той стороны все шло по плану.
#5 Чемпионы
Основные характеристики
- Всегда имеют собственные, отличные от других взгляды.
- Разбираются в бизнесе клиента.
- Любят спорить.
- Подталкивают клиента к решению.
Их, как и строителей отношений, 27% из подборки. Самое главное качество чемпионов — прекрасное знание бизнеса клиента. Именно поэтому они могут спорить с ними на равных. Таким образом им удается убедить кого угодно посмотреть на проблему с другой стороны, поменять мнение, принять нужное решение. Не боятся высказывать собственное мнение, даже если оно не совпадает с политикой компании.
Их энергия и напор заставляют менять решение не только клиентов, но зачастую и собственных руководителей. С точки зрения всех, чемпионы уступают строителям отношений, но статистика говорит об обратном: количество сделок у них больше.
Руководителей отделов продаж попросили назвать своих лучших менеджеров именно по количеству заключенных контрактов — «звезд». Такие предсказуемо встречаются в каждом типе, но среди чемпионов их гораздо больше.
Выводы ломают привычную картину мира продажников. То есть как: не надо сглаживать углы и прибегать по первому требованию клиента, и даже можно с ним не соглашаться?
Почему чемпионы эффективнее других
Диксон и Адамс подчеркивают, что забивать на строительство отношений, конечно не стоит. Но наладить диалог и понять друг друга стоит в начале сотрудничества, а прибегать по первому зову клиента и уступать любому требованию нельзя — это приведет к катастрофе ваш бизнес.
Поэтому постоянно пытаться проникнуть в зону комфорта клиента, как это принято в традиционных продажах, нецелесообразно. Чемпионы поступают иначе: они мягко, но настойчиво выталкивают клиентов из этой зоны — и в итоге заключают больше сделок. В чем их секрет? Авторы выделяют три особенности, которые помогают им быть эффективнее других:
Определяющие качества Чемпиона — способность обучать, адаптировать предложение и контролировать.
Хорошая новость: чтобы набрать в отдел продаж команду чемпионов, не обязательно убивать тех, кто под нужные критерии не подпадает — можно перевоспитать старых сотрудников.
Как вырастить чемпионов из того, что есть
Разберем по пунктам. Первое качество, способность обучать. Мы уже вскользь касались этого вопроса: продажник может научить чему-то клиента только тогда, когда досконально знает его бизнес. Значит, задача руководителя — дать всю доступную информацию, а менеджера — впитать, проанализировать и с учетом всего помочь клиенту.
Второе — способность адаптировать предложение. Когда продажник понимает бизнес клиента, он осознает и его возможности. Остается принять решение и правильно озвучить его нужным людям в компании клиента. Для этого менеджер должен уметь убеждать. В книге описывают 6 шагов, которые помогут это сделать:
- Внушить доверие. Сделать рациональное замечание. Например: «У вас в баре холодильники занимают слишком много места».
- Высказать другую точку зрения. «В баре по соседству планировка такая же, но холодильники гораздо меньше, и могут работать сразу три бармена, а не два, как у вас».
- Отметить серьезность проблемы. «Два бармена не успевают обслужить всех клиентов, и они уходят в заведение через дорогу, а вы теряете прибыль».
- Рассказать, как это отражается на бизнесе. «Если посчитать, в среднем вы могли бы заработать на 25 тысяч больше — за одну ночь».
- Предложить идею. «Холодильники поуже и повыше освободили бы место для третьего бармена».
- Предложить готовое решение. «У нас как раз есть пара вариантов, которые вам подойдут».
Тут всплывает еще один момент, отличный от традиционной модели продаж. В то время как мы привыкли выходить на ЛПР и игнорировать остальных, авторы предлагают поговорить сначала с подчиненными — а они уже сами убедят начальство.
Третье качество — контролировать продажи. Речь о деньгах: по статистике, приведенной в книге, 75% продажников ждут, когда клиенты назовут сумму сделки — и столько же клиентов ждут первого шага от продажников. Поэтому не нужно бояться делать первый шаг. Тем более, когда вы в курсе финансовых возможностей клиента. (Смотрите пункт 1.)
Заключение
Конечно, с тезисами можно спорить. Тем более, что сомневаться полезно: критическое мышление заставляет нас развиваться. Мы изложили лишь часть мыслей из книги «Чемпионы продаж», а она в свою очередь представляет лишь одну из стратегий по выходу B2B-сегмента из кризиса. Чтобы понять, подходит такая модель вам, стоит подробнее изучить первоисточник ну и попытаться классифицировать менеджеров — вдруг у вас уже есть целая команда чемпионов.
Похожие материалы:
Поделиться: |
|
- Блог пользователя Главный редактор
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии