Мотивация.
Следующая тема, которую я бы хотел затронуть – мотивация.
Каждый руководитель сталкивается в своей работе с вопросом, как замотивировать сотрудника? Есть много разных подходов к решению данной задачи.
-
Финансовая мотивация.
Самая сильная и самая простая мотивация. Выбор мотивационной схемы должен быть основан на:
- Стратегии развития компании;
- Продукте компании, ликвидности (уникальность);
- Длительности сделки (от первого касания до закрытия);
- Маркетинговой активности в продвижении продукта.
Наиболее распространенными схемами мотивации менеджеров являются:
- низкий fix + высокий бонус + kpi
- средний fix + бонус + kpi
Так же следует учесть, что бонусная часть может быть привязана либо к обороту менеджера, либо к профиту.
Наша компания является дистрибьютором строительно - отделочных материалов. Рынок тяжелый в условиях высокой конкурентной среды.
Цикл сделки в сегменте объектные/проектные продажи может тянуться от месяца до полугода. Продукт тоже не является уникальным. Для того чтобы привлечь и сохранить профессиональных сотрудников я применяю вот такую модель мотивации:
Мотивация отдела продаж.
-
Грейдированный оклад в зависимости от квалификации сотрудника и достижений количественных и качественных целей:
-
1-й грейд – 60 тыс. руб.
-
2-й грейд – 70 тыс. руб.
-
3-й грейд. – 80 тыс. руб.
Аттестация менеджера на повышение грейда проводиться ежеквартально.
Условия для аттестации:
- Выполнение плановых показателей =>100% в течение квартала.
- Защита презентации развития клиентов/территории на следующий квартал.
Грейд может быть понижен, по результатам следующего квартала.
-
KPI. Расчет количественных и качественных показателей менеджера. Ключевые показатели:
-
Профит - расчёт бонусной части за выполнения плана по профиту:
111 -120% -9%
101-110% - 7%
100% - 6%
91%-99% - 4%
80%- 90% - 2%
Бонус не выплачивается если план по профиту выполнен менее 85%
-
ПДЗ – де-мотивирующий коэффициент (отражает общую задолженность клиентов менеджера. % , профит просроченной суммы оплаты вычитается из общего профита, если просрочка более 30 календарных дней. )
ПДЗ – 0-10% - 1
10-15% - 0.7
15%-20% - 0.5
> 25% - 0
-
Коэффициент «Цель компании» - может быть как мотивирующим, так и де-мотивирующим. Рассчитывается таким образом:
Цель компании 100% -1
Цель компании 80-99% -0,7
Цель компании 101-110% -1,1
Цель компании 111-120% -1,2
-
Нематериальная мотивация.
В этом аспекте необходимо задуматься о том, что большую часть своего времени сотрудники находятся на работе. Однообразие процессов и работа в режиме многозадачности влияют на накопление стресса, а если ещё менеджер столкнулся со сложным клиентом . Как не допустить де-мотивацию и падение эффективности? Давайте разбираться. Уверен, что правильной стратегией для мотивации сотрудников должны быть прозрачность и понимание корпоративных правил, а так же системы оценки эффективности. В настоящий момент мной внедряется система оценки менеджера, которая не влияет на KPI, но отражает активность работы.
Оценка по проявленным критериям:
- выполнение ключевых показателей работы
Ключевые показатели работы:
- выполнение плана по отгрузкам товара:
- не менее 90% выполнения - 1 балл
- 100% - 105% выполнения - 3 балла
- более 105% - 5 баллов
- выполнение нормы просроченной дебиторской задолженности:
- ПДЗ более 10% - 1 балл
- ПДЗ не более 10% - 3 балла
- ПДЗ отсутствует - 5 баллов
- выполнение плана по приоритету компании:
- не менее 90% выполнения - 1 балл
- 100% - 105% выполнения - 3 балла
- более 105% - 5 баллов
- динамика развития КБ:
- неудов. динамика - 0 баллов
- плановая динамика - 2 балла
- выдающийся результат - 5 баллов
Рейтинг менеджеров * не более 20% сотрудников получают данный рейтинг, по лучшему результату
- рейтинг «А»: от 18 до 20 баллов, 20%
- рейтинг «В»: от 5 до 17 баллов, 70%
- рейтинг «С»: до 4 баллов, 10%
На основе системы оценки составляется рейтинг менеджеров. Основываясь на этом рейтинге, компания может поощрять сотрудников, влиять на изменение показателей, принимать решение об увольнении сотрудников попадающих в отрицательный рейтинг по итогам квартала.