Каплунов Денис
На днях мне в руки попалась детективная повесть Джеймса Хэдли Чейза, которую я (к своему удивлению) проглотил практически в один присест.
Занятное чтиво, красочно показывает, как сложно сегодня завоёвывать доверие и как легко его можно потерять в считанные секунды.
Главная героиня этой повести с воинствующим именем Хельга обратилась к одному частному детективу, чтобы тот навёл справки об интересующем её человеке.
Непыльная работка, за которую она заплатила детективу $1000.
* По тем временам, это были не просто деньги, а небольшое состояние…
Эта информация ей потребовалась для того, чтобы заполучить в свой рукав несколько «козырей» и один непобедимый «джокер». Ох, уже эти коварные женщины, вечно плетущие интриги…
И меня посетила идея об интересной нише онлайн-бизнеса… Об этом читайте дальше.
Кто такой маркетинговый детектив в Интернете?
Миром правит информация. С появлением Интернета информация превратилась не просто в чтиво, а настоящее оружие.
Кто владеет информацией – тот способен оперативно принимать нужные управленческие и маркетинговые решения.
Что здесь имеется в виду?
Компании, которые создают свои сайты, обычно после запуска просто следят за событиями со стороны.
Новый сайт в Интернете – это новый игрок на арене, который вполне способен ощутимо пошатнуть рынок.
Все мы знаем, сколько сайтов не справляется со своей задачей. Не будем обсуждать уровень профессионализма их создающих – здесь всем всё понятно, и нет необходимости в очередной раз затирать до дыр и без того не новые носки.
Задача маркетингового аудита – собирать и обрабатывать информацию коммерческого характера в Интернете, которая необходима для заказчика.
Не у всех и не всегда есть свободное время, чтобы этим заниматься самостоятельно. И далеко не всегда есть необходимый опыт.
Причём это не только сбор по принципу «копировать-вставить», но и маркетинговый анализ. Глубокий маркетинговый анализ. Но обо всём по порядку.
Какая нужна информация компании?
Компания, которая начинает активничать в Интернете, должна заниматься построением своего PR-имиджа во всемирной паутине, а не пускать всё на самотёк.
В глобальной сети очень энергичная публика, которая всегда следит за каждым шагом и не упустит возможности высказать своё «фи» – то ли ради самоутверждения, то ли ради забавы.
Компании нужна следующая информация:
1. Мнение о самой компании
2. Мнение об услугах компании
3. Мнение об отдельных лицах, представляющих компанию
4. Статьи, где фигурирует что-то связанное с компанией
5. Информация о прямых конкурентах
Это так… Только навскидку.
Зачем это нужно? Чтобы вовремя реагировать и пресекать (в случае необходимости).
Как говорится – чтобы всегда быть в курсе дела по факту, а не через месяц, когда уже бесполезно. Потому что информация в сети распространяется с космической скоростью.
Если вы только задумываетесь о своём сайте…
Многие считают, что если у них уже есть конкурентное преимущество или даже неповторимое УТП – главное о нём просто заявить и объявлять день открытых дверей даже глубокой ночью.
А не тут-то было. Важно не только содержание, но и подача.
Один из главных элементов при запуске своего сайта – анализ прямых конкурентов.
Именно прямых, а не всех участников рынка. «Мелочёвка» в офф-лайне обычно и в Интернете «мелочёвка».
И мониторить нужно не только SEO-вопросы, а самое главное – клиентский момент.
Сейчас попробую объясниться.
Допустим, вам нужно приобрести какой-то бытовой кухонный прибор (например, мультиварка – неповторимая и незаменимая находка для хозяйки). Вы ищете этот прибор по интернет-магазинам.
Мне недавно рассказывали историю, как человек оформил заказы в 4-ёх магазинах, а ответил ему только один…
Как вы считаете, это нормальное ведение бизнеса?
Оперативность реагирования в Интернете – очень важный момент, здесь часто кто первый, тот и единственный по-настоящему стоящий.
Если вы собираетесь открывать интернет-магазин: вам нужно смотреть не только на цены и картинки, но и на механизм работы.
К примеру, вы поручаете нашему детективу проверить – в течение какого времени реагируют на заказ прямые конкуренты, и как они это делают.
Важная информация? Я думаю, да. Мне как покупателю нет смысла ждать сутками, пока отрезвевший менеджер по заказам соизволит поднять свой королевский зад и снизойти до звонка или письма.
Многие из вас покупали товар по цене, которая была чуть выше, чем в других магазинах? Наверное, да. А почему?
Потому что, на самом деле, цена по важности находится лишь на третьем месте в иерархии критериев принятия решения при покупке. Её опережает сервис, то есть качество обслуживания.
Следующий момент – доставка. Наверняка, вы тоже знаете, что в разных магазинах к этому вопросу такой же разный подход.
Нет смысла сейчас перечислять все пункты сервиса, я думаю вы поняли полёт моих мыслей, какую работу можно поручать маркетинговому детективу.
С другой стороны, он может промониторить и цены, а по факту – сделать сравнительную таблицу.
Но… Это мы говорили о товарах.
А когда заходит разговор об услугах, то тут вообще красотища…
Услуга – это нематериальный предмет. Следовательно, нужно смотреть на содержание услуги. Если есть 5 конкурентов, предоставляющих одинаковую услугу – то не факт, что её содержание будет таким же одинаковым.
* Кто-то на чём-то сэкономит или о чём-то умолчит…
Достаточно прозвонить по конкурентам и пообщаться по телефону в качестве потенциального клиента.
Вот и тут пригодится наш детектив. Причём, он будет выступать в качестве клиента, а не конкурента – обычно опытный менеджер сразу просекает, кто ему звонит – конкурент или клиент.
А в идеале, можно вообще стать клиентом-разведчиком и полностью на себе ощутить все прелести.
Итог такой – детектив способен обнаружить и слабые и сильные моменты у конкурентов. Причём, реальные моменты.
А когда на руках такая информация – свой сайт (а вернее – его концепцию) и создавать проще.
Дневная и ночная слежка
Никто в бизнесе не стоит на месте, кроме платного туалета.
И конкуренты не дремлют. Особенно если вы сами начинаете активную экспансию. А если у конкурента есть ещё хороший бюджет – то тут локомотив превращается в реактивную ракету.
Детектив может следить за всем, что происходит в жизни и бизнесе конкурентов, используя Интернет-каналы, вплоть до новостей.
Запустил конкурент новую услугу – ваша прямая задача как минимум её повторить (войны а-ля “Coca-Cola” и “Pepsi”), а ещё лучше превзойти.
Вам не нужно предоставлять конкурентам возможность выезжать на каком-то новом УТП.
Да, главное быть первым (правило Гагарина никто не отменял), но в бизнесе зачастую вторые и третьи на голову уделывают первых. Се-ля-ви…
Вы только посмотрите, как автопроизводители изощряются над «примочками» своих детищ…
А планшетные компьютеры…
Ну и что, если iPad был первым, зато сколько у него сейчас конкурентов?
И какой же это тогда детектив?
Да-да-да, с виду это всё с большой натяжкой можно отнести к PR, конкурентной разведке и интернет-маркетингу.
А теперь подумайте – сколько сейчас в Интернете компаний, продвигающих услуги интернет-маркетинга?
ТЫСЯЧИ! А то и десятки тысяч.
А сколько есть детективов? Надеюсь, намёк вы поняли.
Если вы сами ловко и красиво отстроились от конкурентов, значит – вы сможете провернуть такой же трюк и в пользу своих заказчиков.
Они сделают вывод, что вы сможете им помочь так же ловко отстроиться и от их конкурентов.
Всё это можно оформить под вывеской, разработать комплекс услуг и даже дать им «детективное» название.
Если за дело взяться с умом – можно всё это преподнести весьма звонко и привлекательно.
Уверен, своих клиентов вы получите, потому что вы уже ближе к народу. Так как все понимают, кто такие детективы. Но все ли имеют представление о маркетологах?
Гораздо приятней и загадочней работать с детективом, а не маркетологом.