"Контракт подписан. Занавес". .... Мне одному интересно, сколько подобных "жестких" переговоров провела МАРКЕТОЛОГ Татьяна Никитина, по материалам книги Джима Кэмпа? И сколько из состоявшихся переговоров она заключила Договоров?
Коллеги, привет!
Первое. Статья - для кого? Мне, пока что, на ум приходит одно - Поставщик ломится на полку сети федерального масштаба. Причем Поставщик тот - НЕ федерального масштаба еще.
Второе. Если мое "первое" - правда, то такие переговоры для Поставщика ВСЕГДА жесткие. Придешь, куда укажут. Покланяешься, как скажут. Условия подпишешь. И будешь себе поставлять. Ни цену не поднимешь, ни объемов не выпросишь дополнительных. Пусть хоть трижды у тебя кровь кипит. И еще там что-то. Про откаты лучше не заикайся - угробишь своему боссу весь бизнес с первой же поставкой.
Третье. Если на переговорах присутствуют Стороны, более-менее сопоставимые по весовым категориям, то зачем своего визави ставить в позу египтянина, завязывающего шнурки? Ну, то есть, делать ему дискомфорт, как советует автор... Я всегда думал, что "жесткие переговоры" не планируются, а просто по факту ты должен быть к ним готов: приехал, а те там все в мыле, разъяренные чем-то; ну и задача переговорщика - сгладить все это, разрулить, ДОГОВОРИТЬСЯ!
Четвертое. Если автор ПЛАНИРУЕТ "жесткие переговоры", с такой распальцовкой - "нарочито пренебрежительного тона", то это скорее всего ох****й Покупатель, у которого отбоя нет от "мелких фирм". Так статью бы и назвали - "Как поставить раком ломящегося к тебе Поставщика". Я б Вам примеров из жизни еще "пожестче" накидал. Но тут же сайт "продажников", а не "закупщиков"...?!?!
Да понятно все это, что надо использовать все от "в своем доме и стены помогают" до "против серьезного дядьки не посылать новенькую девочку"! Кстати, а как автор представляет себе организовать "от нас - несколько топов", а от них "босса", если мой п. "первое" реален? В этом случае хоть вся моя фирма пусть едет - от них более чем "региональный (областной) категорийный менеджер" никто не снизойдет.
Но я все понять не могу, зачем насаждать "жесткие переговоры"? И без насаждения проблем хватает.
Ладно. Пример из жизни. Я в роли руководителя отдела сбыта (два месяца в теме), с вчера назначенным своим директором еду на переговоры. Директор всю жизнь работала в разных отделах-управлениях-направлениях. Масштаба - никак не ниже регионального, полушучу: разбег - 800 км, квант поставки - вагон. А тут - малый бизнес в чистом виде. Со всеми прелестями. Наша контора - не то что по области, свой район и несколько соседних пока охватывает и справляется через пень-колоду. Товар - социально значимый продукт питания.
Для тех кто в танке - с этим продуктом, ты как местный производитель, никогда не вылетишь из сети (минимум - у себя в районе), можешь хоть с ноги в кабинет заходить. Но! Ни цен не поднимешь, ни ассортимент не расширишь. Директриса та вроде вся такая в теме, мне подход понравился - "продажи - это все!" Но она далеко-далеко не в теме малого бизнеса. А ИХ контора - это федеральная сеть на букву "М".
Далее, в русле советов автора статьи. Приезжаем на ИХ территорию, в областной центр, это плохо. Категорийный менеджер - происхождением из нашего городка, неравнодушна априори уже, это хорошо. Но у нее заданы конкретные условия, а это - как об стенку горох. Директриса ехала и собиралась "расширить ассортимент", "поднять цены" (хотя бы выводом одних позиций и вводом других). Не, я как бы, очень даже "за", но понимаю, что отдохнем мы тут же. И все директриса делала и говорила правильно, с точки зрения автора статьи. А я себе помалкивал в целом. Ибо ясно было с первых слов: "Как местного Поставщика, вас не выдавить. Мне надо, на весь действующий ассортимент этого года, скидку №% на следующий ВЕСЬ ГОД. За это - еще Вам право на ввод чего только захотите, немного только". Так я к статье - кто и что здесь должен был ужесточить? Кто кому тут должен был доставить дискомфорт? Так что, та маленькая девочка, послала нас далеко-далеко, тяжеловесов этаких...
Их понять можно. Наше любимое правительство просто так не позволит поднять цены на социально значимый товар. Вот они и душат нас. Я директрисе раз сто сказал, мол, раз нам не давали раньше и не дают поднять цены теперь, может пора бы уже наши закупки проанализировать? И придушить поставщиков сырья? И там проявить свои переговорные навыки, ибо там - уже мы на коне. Тут все просто: "Я тебя услышала, занимайся сбытом дальше". А можно же ж тоже, посадить девочку такую маленькую, миленькую. Обозначить ей пороги цен и объемов - и пусть ломятся со всевозможными ухищрениями. Пусть "ужесточают" переговоры.... )))
А! Я однажды, в том предприятии, нечаянно "ужесточил". По телефону уже был заочно знаком с "категорийщиком" другой сети. Ну и переписка идет. Месяц. Второй. Ясен день, что у меня бОльшая часть Клиентов - на телефоне. А "онлайн-заявки" - всего пара-тройка "федералов". Это у меня - пара-тройка. А нас, Поставщиков, у них - сотни. Может и тысяча набраться иногда. Ну и понятно, что они сидят за компьютером, отвечают моментально и всем сразу. Для них - почта, это как переписка в мессенджере. Это влечет и ошибки, и переспрашивания, и т.п. А еще, обязательно накиньте сюда, что в половине случаев они общаются "нарочито пренебрежительным тоном", через губу, то есть. Эта дама была не такая, вроде. Это я - жег!...))
Ну вот, эта звезда, однажды выдала какой-то слоган из оперы "казнить нельзя помиловать". Ну прям реально, ни больших букв, ни знаков препинания. Дословно не помню, уж поверьте на слово. И истолковать-то можно минимум в трех смыслах. Я протяжно выматерился и отписался (тут я буквально помню): "Мне Ваших материй не понять. Можно излагать по-земному? Со знаками препинания." А? Каков красавчик?!
Пришел ответ, дословно: "Мне еще таких замечаний никогда не делали".... А я и не вижу тот ответ, работаю...)). Была смена директоров, один уволился, другой еще не назначен, пока рулит сам собственник. Ну он же и почту смотрит. Забегаю по какому-то вопросу, а в кабинете - корвалолом пахнет. Спрашиваю, мол, че случилось? А он аккуратно так ноутбук поворачивает и спрашивает, да, мол, у тебя спросить хочу.....
В общем, я сразу позвонил, извинился, сказал, что думал, что оцените шутку. Потом еще письмо написал. И босс тут же еще позвонил. И тоже письмо написал. Все стихло. Остановились на том, что риск был невелик: из сети нас не выгонят, а если и выгонят, расходы упадут, мол, даже лучше станет... Ну так, это на следующий день обратили в шутку уже. А в первый - переживали все. Бухгалтера, так те ваще, по-моему, даже на обед не пошли, переживали...)).
А на третий день!!! Босс, между боями, подходит ко мне и говорит: "Так что она имела ввиду тем вопросом??!!".... Ну, то есть извинения - извинениями, обидки - обидками, а вопрос-то задан как попало и, соответственно, никак не решен. Я говорю, не выяснял конкретно, спросит еще раз - отработаю. А от себя хочу добавить, босс, что она СПРОСИЛА что-то, а ИМЕЛА ВВИДУ - "с**ть я хотел на этого Моцарта!"....
Такое вот было "ужесточение" однажды....
Спасибо за аплодисменты! С уважением!