1. Что такое крауд тренинг?
2. Почему он эффективен?
3. Его область применения.
Методологию крауд тренинга предложил и разработал В. Тарасов автор книги «Искусство управленческой борьбы».
«Что такое тренинг? Это повторение одного и того же, пока не выработается автоматизм или что-то близкое к автоматизму. Автоматизм — это не ноль-единца, а множество ступенек. Для управленческих решений нужен не двигательный тренинг, как, скажем, в теннисе, нужен тренинг умственный на управленческие вопросы. Вот это обеспечивает множество слушателей, поэтому у нас и называется наша технология «crowd training» — тренинг с помощью толпы.
Один и тот же вопрос человек рассматривает многократно, он рассматривает, как его решили другие, он оценивает чужие решения, его оценивают, он комментирует чьи-то решения, комментирует комментарии, оценивает комментарии, при чем каждую неделю толпа меняется.» В. Тарасов.
В чём особенность этого подхода?
С точки зрения когнитивной психологии выделяется два типа мышления быстрое (быстрая реакция) и длинное мышление (оценочное, аналитическое, требующее время на обдумывание), эту концепцию предложил Д. Канеман.
Даниель Канеман в своей книге описывает два типа или режима мышления человека: быстрое мышление (Канеман называет его Система 1) и медленное мышление (Система 2). Быстрое мышление –работает практически без усилий, срабатывает автоматически и отвечает за решение простых задач. Медленное мышление способно решать сложные задачи и ошибается на много реже, если, конечно, перепроверяет ту информацию, которую предоставляет ему быстрое мышление. Но медленное мышление ленивое и очень энергозатратное, мало того, процесс его задействования малоприятен, поэтому нам иногда проще опереться на решения быстрого мышления, чем тревожить медленное. Быстрое мышление в свою очередь подвержено влиянию большого количества искажений, из-за которых решение хоть и находится быстро, но оказывается далеко не всегда правильным.
-
Необходимо «включать мозги» или надо думать, а на это нужно время.
-
При использовании этой методике включается «длинное мышление», которое отвечает за рациональные, системные решения.
-
Здесь нет ошибок, здесь есть только разные точки зрения на решение одной и той же задачи.
-
Изначально эта методика предназначена для формирования навыка принятия самостоятельного решения в области управления, а не навыка коммуникации.
-
По другому этот подход можно сформулировать следующим образом – «вначале нужно думать, а потом делать, а не наоборот»
-
Это не использование деловых игр, хотя интерактивность здесь присутствует, но это происходит уже в процессе обсуждения конкретных решений на основании оценок участников на ознакомление с которыми требуется время.
-
Повторюсь, что при использовании этой методики включается определённый тип мышления, который отвечает за анализ информации, делания выводов и принятие решения, которые в традиционных формах обучения не встречаются.
Сколько нужно повторения действий (!) и времени (!) нужно сделать для того, что бы «новый алгоритм» стал привычкой. В двух случаях, когда действие (алгоритм) «простой» или «сложный», который включает решение задачи, состоящих из совокупности разных по сложности действий?
Сколько раз нужно повторить задачу подчинённому, что бы быть уверенным в том, что он её однозначно понял. Или когда вам ставят задачу, и вы должны быть полностью уверены в том, что вы её однозначно поняли? Вы уверены на 100%, что сразу её поняли.
Это связано с двумя типами мышления, чем проще и более знакомая задача, тем меньше нужно на её понимание и повторение.
Здесь есть ключевой момент «чем более знакомая задача», то есть уже есть осознанный опыт её решения, то тем проще мне с ней работать. По сути это объяснение эффекта экспертности, которая проявляется на основании своего осознанного и систематизированного опыта.
Использование методики крауд тренинга основывается на включение и использование второй системы мышления участниками, а не первой. Это есть ключевое и принципиальное отличие этого формата обучения от всех других.
Это особенность предполагает его использование для обучения решения конкретных задач, а не вообще. Поскольку в основе него используется рациональный подход, то его использование для обучения навыковой модели, продаж для В2С или дятел продаж на В2В мало эффективно. Там эффективно ориентация на использование мышление первого типа, быстрой реакции, которое основано на простом или быстром принятии решения.
Как это работает можно проиллюстрировать на примере взаимодействия между руководителем (старший), кто ставит задачу и её объясняет, и исполнителем (младший), кто её получает для дальнейшего выполнения.
Ключевая задача или цель взаимодействия, «старший» должен быть уверен в том, что «младший» её понял полученную информацию однозначно правильно и понял с точки зрения того смысла, который вкладывал «старший» в своё объяснение.
Для наглядности я распишу принцип взаимодействия упрощённо (схема), а не в виде развёрнутого диалога
1. Ты понял задачу\информацию.
Ответ всегда однозначный.
2. Повтори её, перескажи её своими словами.
Это первый уровень понимания, насколько собеседник понял о чём идёт речь.
3. Напиши план своих действий, то как ты это будешь делать.
Это требует уже осмысления и структурирования информации.
4. Посмотри план решения другого человека и напиши свои замечания к этомуплану.
Это требует использование механизма анализа и оценки действий.
5. Посмотри свой план решения этой задачи с замечания другого человека и напиши свои замечания к нему.
Это требует использование механизма анализа и оценки действий повторно, с учётом п. 3.
6. Давай соберём всю полученную информацию вместе и давай её обсудим.
Это обсуждение уже осознанной и систематизированной информации.
Обратите внимание на то, что начиная с пункта № 3:
а) выполнение задачи предполагает использование письменной формы, когда человек излагает информацию в письменном виде, то уровень её понимания повышается,
б) включается система мышления 2, которая требует использование аналитического анализа, систематизации информации и делание выводов и т.д.,
в) анализируются действия не только одного человека, а сразу несколько,
г) каждый участник сравнивает и оценивает свои действия по сравнению с «чужими»,
д) оценивается не конкретный человек, а алгоритм решения конкретной задачи,
е) более того алгоритм решения не является единственно правильным.
В методике проектных продаж ряд инструментов продаж при их использовании сразу объединяет несколько разных задач одновременно управление процессом, контроль за его эффективностью и обучение персонала.
Например, методика «анализ проигранных сделок делается на основании заполненной формы карты сделки, без использования этой формы делать это не эффективно.
Использование методики «защиты сделки» делается на основании заполненных форм карты сделки и плана сделки, без использования этих формы делать это не эффективно.
Управления продажами продаж фактически используют инструментов крауд-тренинга, такие как защита сделки, анализ проигранных сделок, составление плана переговоров и т.д.