Графский Михаил, Марковецкий Ефим
Тема автоматизации продаж остается актуальной сегодня для компаний всех сфер бизнеса. О том, как CRM-система помогает продавать мы писали ранее. CRM-системы понятны менеджерам продаж и их руководителям. Все согласны, что надо отслеживать входящие заявки, создавать базу клиентов в электронном формате, вести отчетность и планировать свою работу по каждому клиенту.
Однако не CRM-единой жив менеджер продаж. В этой статье мы расскажем о других инструментах автоматизации продаж. Мы поговорим о тех инструментах, которые, как правило, включены в корпоративный портал.
Понятие корпоративного портала
Корпоративный портал – это внутреннее пространство, в котором работают и общаются сотрудники. Многие путают определения и задачи CRM-системы и Корпоративного портала. Но между этими двумя понятиями есть одно серьезное различие. Если CRM-системы направлены на управление продажами , то Корпоративный портал, как и следует из названия, аккумулирует в себе информацию вообще обо всех действиях сотрудников и клиентов компании и предназначен для упрощения рабочего процесса коммуникации.
Корпоративный портал, как правило, включает в себя такой функционал как:
-
Лента новостей компании;
-
Календарь событий сотрудников и всей компании;
-
Инструменты для работы с задачами;
-
Чат и звонки, социальная сеть для общение сотрудников;
-
Отчеты, учет рабочего времени, инструменты для документооборота службы персонала;
-
Документы и Хранилище данных;
-
Учебный портал;
-
Интеграция с Почтой и Телефонией;
-
Интеграция с социальными сетями, мессенджерами.
Мы остановимся на тех возможностях Корпоративного портала, которые полезны для отдела продаж.
Управление временем и задачами, планирование работы в отделе продаж
Календарь в корпоративном портале помогает эффективно организовать рабочий день и наладить работу в команде. Он позволяет сотрудникам заранее распланировать время, отсеять менее важные дела и сконцентрироваться на основных. Календарь совместим с почтой и планировщиком задач. Календарь можно синхронизировать с личным календарем сотрудника, в том числе на смартфоне.
Напоминание о предстоящем событии не позволит сотруднику его пропустить, а комментарий поможет подготовиться к нему наилучшим образом.
Корпоративный портал помогает руководителям контролировать исполнение задач, а подчиненным - не допускать нарушений. Он позволяет подключать к задаче коллег, оценивать работу, учитывать затраченное время, планировать сроки.
Для работы в отделе продаж эти возможности являются существенными. Быстрота и удобство при постановке задач, а также возможность отследить историю работы, проконтролировать результат важны для руководителя отдела.
Хранилище данных отдела продаж
В Корпоративном портале предусмотрена возможность хранения всех файлов, с которыми идет работа у сотрудников и клиентов. За счет единого пространства коллеги могут работать с одним и тем же файлом, редактировать его, оперативно обсуждать изменения.
Сотрудники хранят собственные рабочие файлы на диске Корпоративного портала, а также имеют доступ к общим файлам компании любым способом: в поездке со смартфона, или на домашнем компьютере, с ноутбука на встрече с клиентом. Где бы ни находился сотрудник или клиент, он всегда может провести необходимые операции с рабочими документами.
Хранилище данных используют и как внутреннюю библиотеку компании, где собраны все стандарты, инструкции, маркетинговые материалы, образцы документов, учебные материалы и другие специализированные документы.
Все файлы синхронизируются. Сотрудники и клиенты знают, что работают с актуальной версией файла. Также внутри самого портала можно обмениваться файлами, осуществлять поиск нужной информации.
Важно, что документы, сохраненные в хранилище Корпоративного портала, находятся под защитой, и не будут утеряны, что бы ни случилось с компьютером клиента или сотрудника.
Дав клиенту права на работу с его документами в Корпоративном портале, менеджер исключит лишние действия по отправке документов, и сам будет иметь к ним постоянный доступ, что также увеличивает скорость коммуникации с клиентом.
Внутреннее обучение менеджеров продаж
Одной из наиболее востребованной функцией корпоративного портала является функция обучения и развития сотрудников. Ведь для достижения целей компании очень важно быстро доносить необходимую информацию о продуктах, сервисах и условиях компании, а также быстро обучать новых сотрудникам необходимым навыкам, проводить обучение по продажам и работе с клиентами.
На корпоративном портале могут храниться данные из Корпоративной книги продаж, учебные видео- и онлайн-курсы. Также с помощью корпоративного портала можно проводить аттестации сотрудников.
Рабочие и проектные группы
За счет инструментов Корпоративного портала, упрощается процесс создания рабочих и проектных групп. Если раньше необходимо было вручную рассылать приглашения сотрудникам, в письмах фиксировать всех участников, их роли и задачи, даты встреч и ответственных по каждому вопросу, то теперь сотрудники объединяются в группы в зависимости от проектов или задач, созданных на портале.
Внутри групп ведется переписка с обсуждением проекта или задачи, назначаются встречи, происходит обмен файлами, фиксируется результат работы каждого из участников. Работа группы становится прозрачным процессом с фиксацией каждого шага участников и наглядным отображением стадии проекта.
Собрания и планерки также могут быть проведены в корпоративном портале, не обязательно собирать всех в переговорной комнате. Где бы ни находились участники проектной или рабочей группы, они могут подключиться к собранию по видеотрансляции, а также ознакомиться с повесткой, и в онлайн-режиме задавать вопросы, демонстрировать документы, ставить задачи коллегам. Вся информация будет зафиксирована в системе.
В календаре событий сотрудников и всей компании каждый из участников видит загрузку коллег, наилучшим образом планирует совместные активности по задачам группы, будь то встреча с клиентом, собрание по итогам месяца, или запуск нового продукта в продажу.
Внутренняя и внешняя коммуникация отдела продаж
Быструю коммуникацию как внутри компании, так и с клиентами и партнерами обеспечивают такие инструменты корпоративного портала, как Корпоративный мессенджер и бизнес-чат.
Уже не нужно устно просить и напоминать что-то коллеге. Можно не переживать за то, что кто-то не прочтет письмо или сошлется на наличие задач в нужное время. Функционал корпоративного портала позволяет быстро и максимально конфиденциально донести задачу до исполнителя. В календаре сотрудника можно увидеть, когда он сможет эту задачу выполнить, а в чате уже уточнить, принял ли он задачу к исполнению.
Все сотрудники имеют возможность общаться друг с другом и с клиентами, где бы они ни находились.
Важно, что все коммуникации фиксируются, а также «подтягиваются» к карточке лида, сделки или клиента в случае, если задача или комментарий с ними связан. История переписки по почте, звонки, совершенные при помощи корпоративного портала хранятся для последующей аналитики.
Выбор корпоративного портала
Как и в случае с подбором CRM-системы нужно отталкиваться от поставленных перед порталом задач, далее формировать техническое задание и определяться с тем предложением, которое может решить эти задачи. Со своей стороны, дадим совет, как сделать оптимальный выбор портала. В ходе согласования возможных вариантов стоит привлечь к процессу выбора будущих пользователей, создать проектную группу, в задачи которой будет входит формирование требований к порталу, а также планирование работ по его внедрению и оптимизации под задачи компании.