Возникает вопрос, в чём ценность для компании сотрудников, которые новых клиентов не ищут и не собираются? Опытных и хорошо знающих продукт оставить, они принесут пользу, неопытных - в сторону леса и менять их на хантеров, которые будут клиентов искать и передавать их на обслуживание тем старожилам, которых оставите. Сотрудники, сидящие на входящих звонках по принципу "нас спросили - мы сказали, нас послали - мы пошли" активными продажами будут заниматься только под угрозой расстрела.
Как заставить опытных менеджеров отдела продаж работать по-другому?
Русаков Дмитрий
90% клиентов в той или иной форме задают этот вопрос. Слова могут быть разными, но суть – одна. Если вы еще не столкнулись с этой проблемой – рано или поздно это все равно произойдет.
В каких ситуациях встает этот вопрос?
Когда компании необходимо внедрить изменения, которые затрагивают работу существующего отдела продаж:
- необходимость поиска новых клиентов,
- изменения в работе с ключевыми клиентами,
- внедрение системы автоматизации,
- изменение территорий продаж,
- перегруппировка клиентов среди менеджеров,
- изменение структуры отдела продаж
и продолжать список можно до бесконечности.
Буквально на днях у меня был разговор с одним из моих клиентов – владельцем оптовой компании по продаже офисной мебели. В ней 3 подразделения: оптовый отдел из 7 человек, отдел по работе с федеральными розничными магазинами и собственная розница. Оптовый региональный отдел дает самый большой оборот и прибыль.
Вот что заботит владельца. Компании 7 лет. Неплохо росли и развивались первые 4 года. Прошли кризис. Сейчас темпы развития компании и оптового отдела, в частности, падают. Перестают появляться новые клиенты. Отток старых усиливается. Руководство принимает решение – ввести для менеджеров задание по поиску и привлечению новых клиентов. Те встают в глухую оппозицию. Принимать входящие звонки от существующих клиентов готовы, а звонить им сами и искать новых клиентов – нет. Что делать?
8 из 10 отделов продаж представляют из себя некий винегрет из опытных и начинающих менеджеров в разной пропорции. От ветеранов, которые работают здесь с момента основания компании, до начинающих стажеров. Не забываем и о целой палитре менеджеров промежуточных типов. Так вот, при внедрении изменений начинающие или малоопытные менеджеры являются гораздо большими сторонниками нового по сравнению с ветеранами.
Возможно ли вообще заставить работать опытных менеджеров отдела продаж по-другому? Основная задача здесь – сделать ветеранов приверженцами изменений в компании. И, как показывает мой 10-летний опыт в этой области, задача эта очень серьезная.
Опытные менеджеры сопротивляются как отдельным попыткам внедрить что-то новое, так и более серьезным перестройкам всей системы. Причем это неприятие изменений встречается повсеместно, независимо от размеров и типа компании. К сожалению, это общее правило.
Однако, у любого правила бывают и исключения. Можно встретить опытного менеджера, который искренне поддержит ваши начинания: «Давайте попробуем, а что если...» И вновь к сожалению, такие исключения редки. Основная реакция – молчаливое несогласие или явное противодействие.
Самой простой, но в тоже время самой ошибочной, реакцией была бы позиция – делай, как сказали, или ищи себе другую работу. Но руководитель отдела продаж понимает:
- во-первых, опытные менеджеры стоят у истоков создания компании или внесли серьезный вклад в свое время в поиск новых клиентов;
- во-вторых, опытные менеджеры хорошо знают продукты и услуги фирмы;
- в-третьих, у опытных менеджеров сложились отношения с клиентами, их уход повлечет за собой серьезные, если не сказать катастрофические, потери для фирмы.
И руководители, и владельцы испытывают невроз – нужно что-то менять, но с кем и как это делать? С чего начать, как вовлечь бывалых, как их не испугать и не растерять в процессе?
Вот 7 советов из моей собственной практики внедрения изменений среди опытных менеджеров отдела продаж
-
Покажите свою твердость в желаемых изменениях.
Часто руководители пытаются начать серьезные изменения в компании без публичного проявления своей твердой позиции. Такая половинчатость дает вашим сотрудникам возможность для собственного оправдания: «Мы не делаем, да и шеф вроде – тоже не совсем. Ну не получится, ничего страшного».
Если вы действительно полны решимости начать изменения – покажите это вашим людям. Объявите об этом всем. За вами – сила. Объясните, что ваша компания теперь будет вести бизнес по-новому. -
Объясните вашим сотрудникам, что конкретно вы от них ожидаете.
К примеру, вы решили внедрить систему по управлению отношениями с клиентами. Вначале вы всем об этом объявили. Затем вам нужно будет обсудить это с каждым менеджером персонально. «Итак, Владимир, ты начинаешь работать с новым блоком в программе. Через неделю необходимо внести всех основных клиентов. К концу месяца я жду, что ты научишься пользоваться системой сортировки клиентов. К концу следующего месяца жду от тебя прогноз продаж по основным группам клиентов, базируясь на статистике». Теперь все знают: что, к какому сроку и в каком виде вы от них ждете. -
Увяжите необходимое вам поведение сотрудников с определенным вознаграждением.
Здорово, если можно привязать какую-то часть выплат вашим сотрудникам к необходимым результатам. Однако, я понимаю, что в целом ряде случаев вам будет достаточно сложно это сделать. Поэтому, кроме денег, можно придумать какие-либо призы за достижение поставленных вами целей. И периодически подводите промежуточные итоги. -
Обучите ваших сотрудников.
Как показывает мой опыт, только 3-5% сотрудников компании способны с первого объяснения воспроизводить необходимое вам поведение и достигать нужных результатов. Остальных нужно учить.Пример моего клиента. Крупная западная компания по производству и продаже упаковочных материалов. Им 4 года, рост порядка 60% в год. Один из факторов такого успеха – руководство компании уделяет серьезное внимание обучению.
Рассказывает коммерческий директор предприятия: «В прошлом году у нас стояла задача активного привлечения новых клиентов. Уже в самом начале мы не только определили показатели менеджерам, но и провели серию тренингов для продавцов по технике поиска и привлечения новых клиентов. В результате – мы вышли за год на 97%-ную загрузку производства. В этом году наша задача – увеличение рентабельности. Идем по тому же алгоритму. Планируем обучить менеджеров двум вещам:- как работать с доходностью продуктов;
- как работать с разными типами и категориями клиентов».
-
Поддержите изменения в поведении менеджеров.
Сам факт обучения менеджеров по продажам еще не значит, что «все всё поняли». Менеджеров нужно держать в тонусе. Постоянно обсуждать вопросы, которые возникают в процессе работы. Другими словами, создайте систему, которая помогала бы продавцам в процессе изменений. -
Отслеживайте и управляйте изменениями.
Вам необходимо с определенной периодичностью отслеживать ход изменений. Для этого хорошо подходят как личные встречи с сотрудниками, так и еженедельные собрания всего отдела продаж. -
Будьте готовы действовать.
Даже после всего, что вы предприняли с целью организации и поддержки изменений, возможно, что кто-то из менеджеров не пойдет по нужному пути. И тут встает вопрос – не может или не хочет? Если не может, вариантов два: помочь, подсказать или перевести в другое подразделение. Не хочет? Здесь вам решать, насколько вам нужен такой сотрудник.
Если вы сможете изменить поведение опытных менеджеров по продажам – получите серьезное преимущество перед конкурентами. Попробуйте придерживаться 7-ми шагов, которые я перечислил выше, и результат не заставит себя ждать.
Похожие материалы:
Поделиться: |
|
- Блог пользователя Главный редактор
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
опытные менеджеры = те которые давно работают
Обычно создают два отдела продаж: фермеры и охотники и условия оплаты и труда у них как правило сильно разные. Возможно в данном случае на активные продажи лучше набрать новых продажников. Посмотреть из существующих кто даже на "фермера" не тянет от слова совсем.
На мой взгляд, первые два пункта из приведенного перечня причин не являются существенными.
- во-первых, опытные менеджеры стоят у истоков создания компании или внесли серьезный вклад в свое время в поиск новых клиентов;
- во-вторых, опытные менеджеры хорошо знают продукты и услуги фирмы;
- в-третьих, у опытных менеджеров сложились отношения с клиентами, их уход повлечет за собой серьезные, если не сказать катастрофические, потери для фирмы.
Какая разница стоял человек у истоков или не стоял? Он был эффективен, за это получал вознаграждение. Если в настоящем и будущем его ценность для компании сомнительна, стоит ли обращать внимание на его прошлые заслуги?
Про знание продукта тоже - если он продукт знает, но не доносит это знание до целевой аудитории, какая от этого польза?
Так что из этого перечня стоит принимать во внимание только третий пункт и исходя из этого разрабатывать стратегию внедрения изменений. Один пункт вместо трех существенно облегчает задачу.
Семь приведенных советов, безусловно, важны. Но я бы еще добавил, а, возможно, и поставил бы на первое место объяснение сотрудникам преимуществ и выгод, которые они получат от внедрения изменений.
Мне кажется риск потери клиентов, в связи с тем, что их "уведет" менеджер, преувеличен. Это бизнес, Ваши партнеры с Вами не потому что, им так сильно нравится Ваш чудесный менеджер, а потому, что Ваш товар или услуга приносит им деньги, это основа, а потом уже остальное. Старые опытные менеджеры хороши, но они не Гамельнские крысоловы).
Ко всему прочему я бы еще посоветовал привлечь "старых бойцов" к внедрению перемен, часто их авторитет на местах выше авторитета руководителя.
.... если товар и услуги приносят деньги , зачем менеджер- чудесник ? который уводит неуводимых клиентов :)
Менеджер нужен для того, чтобы найти клиентов и доходчиво объяснить им, почему и как Ваш товар/услуга принесет им прибыль и делать это с завидной периодичностью. Хотя некоторые компании, по предоставлению барахла, продолжают свято верить в чудесников, которые приведут с собой рабочую КБ и впарят это барахло.
По-моему, если менеджеров надо "заставлять" пора уволить РОПа, ибо нах он тогда нужен, если не может своим подчинённым правила игры объяснить.
Ну и старая добрая материальная мотивация (отрицательная тоже).