Как взыскивать долги с компании-должника: советы эксперта

Кризис усугубил плачевное положение с невыплатами задолженностей. В условиях падения выручки недостача может сильно ударить по компании или даже привести к ее гибели. Генеральный директор юридической компании Gebel und Partner Сергей Гебель рассказал, как наиболее эффективно взыскать долги с компании-должника.

С ситуациями, когда контрагент не спешит возвращать долг, сталкивался едва ли не каждый предприниматель — к сожалению, это очень распространено, а кризисные явления на рынке способствуют усугублению ситуации с невыплатами задолженности. Конечно, если у компании много оборотных средств, а сумма долга не является критичной, можно просто ждать — а вдруг рано или поздно должник одумается и захочет рассчитаться с вами.

Но для всех остальных такая тактика не только не будет эффективной, но может и навредить: вернуть деньги станет практически невозможно. Потому, если с вами упорно не хотят рассчитываться, необходимо предпринимать определенные меры. Мы рассказываем, как можно эффективно взыскать долги с должников и какие способы взыскания могут оказаться наиболее действенными в той или иной ситуации.

Что делать, если вам не возвращают задолженность?

С какого момента можно считать, что появилась задолженность, а не то, что контрагент просто не успел с вами рассчитываться? Обычно сроки расчетов указываются в контракте, и задолженность возникает на следующий день после указанного в договоре срока. Что же можно в таких случаях предпринять? Есть несколько подходов:

 

  • напомнить должнику о долге — есть вероятность, что должник просто забыл о том, что должен рассчитываться с вами или же у него временные финансовые трудности, он бы с радостью отдал долг, но отсутствуют средства. Все это можно выяснить в процессе переговоров, и если ответ должника вас устроит, можно еще немного подождать, есть вероятность, что проблема в скором времени исчезнет. При этом рекомендуется обращаться в письменной форме — в мессенджерах или по электронной почте, чтобы должник потом не «забыл» о данном разговоре;
  • отправить должнику претензию — если тот, кто задолжал денег, не хочет идти на переговоры, всячески избегает общения и складывается впечатление, что он и не планирует возвращать долг, следует переходить к более активным действиям по взысканию. Претензия — это официальный документ, который направляется должнику, в нем указывается, что вы требуете вернуть деньги в определенные сроки;
  • продать долг третьим лицам, — существует такое понятие как продажа долга. Это действие представляет собой переуступку прав на взыскание долга третьим лицам. Конечно, денег вы получите меньше, чем размер задолженности, но есть возможность получить хоть часть средств, зато здесь и сейчас. По сравнению с длительными разборками и судебными тяжбами это может быть подходящий вариант, но только в том случае, если в договоре нет запрета на переуступку прав;
  • обратиться в суд — наконец, если никакие другие варианты не сработали и хочется вернуть всю сумму задолженности, единственный возможный вариант — это судебный процесс. При этом рекомендуется подавать иск сразу с обеспечением, чтобы обезопасить имущество от возможного вывода активов до вступления в силу судебного решения. Конечно, сразу стоит рассчитывать, что решение по иску не будет быстрым, возможно придется пройти несколько инстанций, зато есть вероятность, что в конце концов вы сможете вернуть свои средства, взыскав их с должника.

 

Кроме того, можно попробовать инициировать процедуру банкротства должника — это бывает достаточно эффективной мерой и позволяет быстро получить средства.

По каким признакам можно выявить неплательщика заранее?

К сожалению, не существует определенного перечня признаков, которые позволили бы выявить потенциального неплательщика, иначе с подобными ситуациями бизнес перестал бы сталкиваться. Однако есть несколько косвенных признаков, на которые стоит обратить внимание:

 

  • подобные прецеденты в прошлом — если контрагент ранее был замечен в том, что не выплачивал долги в срок, вполне вероятно, что он захочет повторить это снова, но теперь уже с вами. Потому перед заключением сделки с новым партнером рекомендуется навести о нем справки;
  • низкая ликвидность компании — если у контрагента есть проблемы с ликвидностью, нет достаточного количества оборотных средств и других активов, есть вероятность, что она попросту не сможет рассчитываться с вами, и задолженность грозит перерасти в безнадежную. Таких компаний рекомендуется избегать;
  • запутанная система руководства — если сложно или невозможно установить, кто стоит во главе компании, кто является ее фактическим владельцем и конечным бенефициаром, непонятна структура управления и собственности юридического лица, возможно, это сделано специально, чтобы в случае возникновения проблем было сложнее взыскать средства. Очевидно, это сигнал не связываться с подобным бизнесом.
Если заранее проанализировать контрагента, многих проблем с возвратом задолженностей можно избежать.

Какие способы взыскания задолженности наиболее эффективны?

Однозначно ответить на вопрос, как же лучше всего добиться взыскания средств с должника, непросто. В каждом конкретном случае может быть более эффективным тот или иной способ: где-то помогут переговоры, где-то стоит пригрозить судом или подать исковое заявление, а в некоторых случаях поможет исключительно процедура банкротства и привлечение ответственных лиц компании к субсидиарной ответственности. Потому подходить к взысканию задолженности следует индивидуально, тщательно проанализировав все имеющиеся обстоятельства и подготовив тактику и стратегию действий.
 

Поделиться:
Аватар пользователя SergeiZ
Не в сети

 Коллеги, Всем привет! 

 Мне вот интересно. Это я бухать подзавязал немного,)))) и стал более внимательно вчитываться в текст, или мир с ума сошёл, или вторжение в дикий мир продаж иного разума.wink Тут ролик посмотрел (видео ниже этой статьи) блин, два раза посмотрел. И вспомнил одного типа. Тот любил, что то вроде - Коммуникабельный человек нивелировал перфорирующую индукцию, которая уподобляется cвepxнизкoчacтoтным вoлнaм. )))) С точки зрения банальной эрудиции весь цинизм ваших помыслов в данной концепции равен парадоксальным иллюзиям.))))cool

 Вот объясните мне, как двух летнему ребёнку, как такое может быть - напомнить должнику о долге — есть вероятность, что должник просто забыл о том, что должен рассчитываться с вами   Если продолжить логическую цепочку автора, то надо полагать, что речь идёт о рынке бизнес - бизнес, (ну не дадут же Вам в магните в долг) предприятие - предприятие. Как это предприятие может ЗАБЫТЬ???!!! Или, что на предприятии один человек? Бухгалтерии то нет, что ли?! Загадка какая то )))

А вот следующий прикол - отправить должнику претензию — если тот, кто задолжал денег, не хочет идти на переговоры, всячески избегает общения и складывается впечатление, что он и не планирует возвращать долг,  Точно подтвердились мои подозрения, что он там один ))) В смысле не хочет идти на переговоры?  Сам не хочет (менеджер закупа например) и бухгалтерию с директором и всё ТОР звено убедил не идти на переговоры ))) Да каки тут к чёрту переговоры? Если товар отгружается в рамках посоплаты, то это без вариантов под гарантийное письмо (на котором роспись с расшифровкой и печать предприятия), где покупатель соглашается со всеми штрафными санкциями.  

продать долг третьим лицам, — существует такое понятие как продажа долга. Это действие представляет собой переуступку прав на взыскание долга третьим лицам.  Коллеги, у кого то есть рамочный договор поставки с пунктом возможности взыскания долга третьим лицом?sad Оплата третьим лицом, это понятно, но коллекторские дела, это вообще дикий для меня прикол. 

Вот единственная здрава фраза - обратиться в суд

  Тут вообще полно мало понятных советов - По каким признакам можно выявить неплательщика заранее? подобные прецеденты в прошлом — если контрагент ранее был замечен (интересно кем он был замечен ))) ) в том, что не выплачивал долги в срок, вполне вероятно, что он захочет повторить это снова, но теперь уже с вами. Потому перед заключением сделки с новым партнером рекомендуется навести о нем справки; ))))) Справки наведите ))) АХАХАХАХАХА! Ну, там у знакомых поспрашивайте, отзывы в инете прочитайте ))))))  Какие ещё к чёрту справки? Ваш бух. по любому запросит следующее. 

Сегодня уже комментировал видео и приводил этот список.

1.   Копия свидетельства о госрегистрации.

2.   Копия свидетельства о постановке на налоговый учет.

3.   Копия устава, заверенная руководителем.

4.   Протокол или решение о назначении директора и главного бухгалтера

5.   Доверенность и контактные данные представителя.

6.   Копию договора аренды или свидетельства о собственности на адрес регистрации фирмы

7.   Справка  ГНИ об отсутствии задолженности по налогам.

8.   Копии страниц 2, 3 паспорта руководителя.(для ИП) НЕ НАДО

9.   Копия лицензии для сделок в рамках лицензируемой деятельности. Если есть

10. Отчет по численности за 20--год или отчет 6 НДФЛ за прошедший квартал.с протоколом о сдачи

11. Отчеты по НДС и прибыли  с протоколами за прошедший квартал

12. Бухгалтерская отчетность с пояснительной , с протоколами за прошедший год о сдачи

13. Если товар  или услуга выполняется собственным транспортом подтверждение    в виде справки что транспорт принадлежит ВАМ или копию ПТС 

  Вы это называете - "навести справки" ))))

   Кто же Вам отгрузит без этих документов с отсрочкой платежа? 

  АХАХАХАХА! Забыл долг. АХАХАХАХА! Улёт просто! Реально, хоть стой, хоть падай.  Я видимо не один нет - нет да забухиваю ))))

  Товар пришёл на склад. Его оприходовали. Доки ушли в бухгалтерию, та подала на оплату, дирик подписал. Кто забыл то? ))))

  Ну ладно, сначала КП, потом договорились и погнали - обмен уставными, договор, счёт, спецификация, гарантийка, фактом отгрузки/передачи товара  является подписание УПД, (других платёжно – передаточные документов) представителем заказчика, и концовка - ЗАБЫЛ! 

  Всем всего доброго, господа и дамы! 

 

 


Сохраняйте тонкую грань между "удержать покупателя" и "прогнуться под покупателя"

Другими словами - Нужно работать, а не оправдываться!