План должен быть адекватным.
Составлять его должны бывшие торговые а ныне руководители
давать человеку зарабатывать а не повышать сразу же после выполнения плана.
вроде все просто....
Якунин Алексей
Планировать продажи, на основании прошлых периодов –
то же самое, что управлять автомобилем, глядя в зеркало заднего вида.
Вопрос о том, сколько компания должна продать товаров (услуг), возникает всегда. Всем хочется поставить «правильные» планы, только у каждого свое понимание того, что такое правильный план и как он определяется. Как правило, владельцы хотят многого, и говорят, что рынок это позволяет, а «народ» всячески отбивается и объясняет, со своей стороны, что жизнь тяжелая, рынок – не резиновый, а конкуренты не спят.
Эффективное планирование продаж
Анализируя работу отдела продаж нашей компании, я обратил внимание на удивительный парадокс! На этапе собеседований сотрудники (как рядовые продавцы, так и руководители) очень комплексно и правильно рассуждают о необходимости планирования. При этом регулярно заявляется, что планирование продаж – это не просто «удовлетворение прихоти» топ-менеджеров или собственников, а в первую очередь возможность адекватно оценивать свою роль и значимость для компании.
Но если регулярно требовать «планирование продаж» от сотрудников коммерческого отдела, мы рано или поздно столкнемся с ощущением поверхностности процесса. С одной стороны, сотрудники прилежно выполняют свои обязанности. С другой же – есть целый ряд причин усомниться в эффективности подобных планов:
a) Рост среднего чека по имеющимся клиентам;
b) Рост количества клиентов;
c) Рост периодичности заказов.
Если график рабочего дня кардинально не изменяется (стандартное количество контактов со стандартной периодичностью и стандартной целью – взятие заявки) – то и кардинального изменения продаж не стоит ожидать. Руководитель отдела продаж заявляет: «Хорошо, что мои ребята анализируют возможности! Плевать, что их анализ далек от фактического результата. Они ставят «сильные цели»!» – уже это крайне важно!».
Что же такое «планирование продаж»? В идеале – это регулярная управленческая система, позволяющая прогнозировать финансово-хозяйственную деятельность компании и являющаяся отдельным элементом системы продаж. В таком случае, если планирование продаж представляет собой «управленческую систему», значит, она должна состоять из элементов, входящих в классический цикл управления (например, по методологии Файоля – «детализироваться на этапы»).
Цикл Файоля
Планирование продаж должно осуществляться «сверху», от первых лиц. Несомненно, что качество подобного планирования зависит исключительно от адекватности и амбиций этих самых лиц.
Чтобы «план сверху» был реален и выполним, необходимо четкое понимание «снизу», как его реализовать. Оптимальным инструментом для этого является структуризация плана продаж по различным сечениям:
План по сечениям
1. По регионам – сколько и где продадим.
2. По продавцам – сколько и кто продаст;
3. По товарам – сколько и чего будет продано;
4. По периодам времени – сколько и когда будет продано;
5. По клиентам (каналам сбыта) – сколько и кому будет продано;
6. По характеру продажи – сколько и как будет продано.
Последнее сечение продаж наиболее интересное. Оно включает в себя следующие категории:
a) Если компания только начинает свою деятельность;
b) При выводе на рынок новых товаров;
c) При выходе компании в новые географические регионы;
d) При изменении политики сбыта и определении новых целевых клиентов.
Простой контроль над «План-Фактом» продаж не является достаточным. Необходимо контролировать качество планирования. Для этого нужно регулярно отслеживать и анализировать выполнение планов по каждому из описанных выше сечений.
Если факт продаж по какому-нибудь направлению существенно отличается от плана, необходимо провести детальный анализ этого отклонения и принять меры. Существенное перевыполнение плана допустимо только в ситуации, когда «крупный клиент сам нашел нас, мы не планировали ничего продавать, но что ж поделаешь!». К сожалению, обычно перевыполнение связано с плохим качеством планирования. Чаще всего анализируется не потенциал клиента/продукта/региона/продавца, а история прошлых продаж. Подобные планы необходимо тут же подвергать критике и корректировать.
Невыполнение плана по какому-либо сечению может быть связано с недостаточной активностью продавца. Как правило, продавцы сидят и ждут, что клиенты «сами купят». Это возможно только в случае «гарантированного спроса». Все остальные планы продаж необходимо проецировать в планы ежедневной работы.
Если выполнение (а особенно невыполнение или перевыполнение) плана продаж не влияет на уровень заработной платы сотрудников коммерческого отдела – формальное отношение к планированию продаж преодолеть невозможно! Люди должны четко осознавать, ради чего они «планируют».
В системе мотивации сотрудников необходимо учесть ряд важных рекомендаций:
Допустим, компания торгует двумя товарами. Товар «А» и товар «В». При этом заработок на этих товарах неодинаков. Логично дифференцировать и мотивацию продавцов, например, выставив различные проценты от объема продаж. Для товара «А» – 10%, для товара «В» – 5%. Очевидно, с подобной мотивацией продавцы будут делать акцент на товар «А».
Что же делать, ведь продажи товара «В» также важны? Не будем отрицать, что компания зарабатывает на них не столько, сколько на товарах «А». Но ведь лучше зарабатывать на двух видах товаров, чем на одном! Да и начинать работу с новыми клиентами проще с товаров «В».Разрешить проблему может так называемый «метод колокольчиков». Для этого необходимо разделить две вещи: начисление бонуса и выполнение планов. Да, пусть бонусы начисляются, как и начислялись: 10% за товары «А», 5% за товары «В». Допустим, по итогам месяца общий бонус составил 15 тыс. руб. А выплачивать этот бонус будем за выполнение планов. 50% бонуса за выполнение плана по товарам «А» и 50% бонуса за планы по товарам «В». Если план по товарам «А» выполнен на 100%, продавец получает 7,5 тыс. руб.; но если при этом план по товарам «В» выполнен на 50% – следовательно, вторая половина бонуса не выдается. То есть, основная сумма бонуса начисляется за более интересные товары, но выплаты производятся за выполнение плана по всему ассортименту.
В завершение статьи хочу предложить несколько «фишечек», которые помогут сделать планы продаж в вашей компании «живыми»:
a) анализируя рынок, нужно планировать продажи;
b) анализируя план продаж, нужно планировать производство;
c) анализируя план производства, нужно планировать закупки сырья и материалов;
Но на практике все иначе! Планирование продаж если и ведется, то остается «внутренним инструментом» коммерческого отдела.
Похожие материалы:
Поделиться: |
|
План должен быть адекватным.
Составлять его должны бывшие торговые а ныне руководители
давать человеку зарабатывать а не повышать сразу же после выполнения плана.
вроде все просто....
Отказ от рассмотрения объемов продаж в прошлые временные отрезки при планировании будущих продаж - серьезная ошибка как автора статьи, так и тех руководителей, которые этого принципа придерживаются (хотя я сомневаюсь, что таковые в природе имеются, а значит, то что написано автором нужно рассматривать как гипотезу, но ни как не работающую схему). Поэтому метафору, поставленную автором в эпиграфе, можно рассматривать лишь с литературной точки зрения. Дело в том, что в статье проблема планирования рассматривается слишком узко, без учета таких факторов, как опыт продавцов, их активность, наработки, впоследствии способные привести к продажам и т.д. А ведь в прямых продажах (речь не идет о рознице) именно от ежедневной активности продавца зависит количество заключенных сделок как в ближайшей, так и в далекой перспективе, особенно если говорить о продажах сложных товаров и услуг. Поэтому сам собой напрашивается вывод о том, что планируя объемы продаж, руководителю нужно планировать свою работу по увеличению эффективности работы продавцов, ведь, образно выражаясь, корову, дающую молоко, мало каждый день доить, она требует еще и внимания, ухода и контроля.
ведь, образно выражаясь, корову, дающую молоко, мало каждый день доить, она требует еще и внимания, ухода и контроля.
Если сказать честно, то после того как прочитал:
"Планировать продажи, на основании прошлых периодов - тоже самое что управлять автомобилем, глядя в зеркало заднего вида." - остальное читать не стал.
А как их планировать? Как узнать возможности сотрудников?
На этом этапе я прочитал остальной текст
Вот автор мне ответит на вопрос:
Как сделать "план по сечениям"!?
Все, что в нем описано делается на основе ПРОШЛЫХ продаж!!!:
"1. По регионам – сколько и где продадим." - я не заглянув в аналитику наших прошлых продаж, не скажу ДАЖЕ ПРИМЕРНО сколько мы сможем продать систем, например, в ДФО. Мне эту цифру придумать??? На совещании я скажу генеральному, что мы там продадим 50 систем за квартал, он посмотрит в аналитику и скажет мы на протяжении двух лет, больше 5-ти в квартал туда не продавали и спросит меня как? Мне что ответить - "Потому что!!!!" )))
"2. По продавцам – сколько и кто продаст;" - аналогично
"3. По товарам – сколько и чего будет продано;" - аналогично
"4. По периодам времени – сколько и когда будет продано;" - аналогично
"5. По клиентам (каналам сбыта) – сколько и кому будет продано;" - аналогично
"6. По характеру продажи – сколько и как будет продано." - аналогично
Планирование сложный процесс и при составлении планов по продажам необходимо учитывать МАКСИМАЛЬНОЕ количество факторов.