По данным международной компании Miller Heiman Group, оказывающей услуги по улучшению корпоративных продаж, в 2016 году лишь 57% менеджеров выполнили планы по продажам. Видимо, остальные 43% не столь успешно проводят сделки. Стратегия win-win поможет продать так, чтобы и план сделать, и клиента осчастливить.
Почему win-win?
В технике win-win (выиграл-выиграл) во главе угла стоит не соперничество, а сотрудничество: оба участника переговоров в итоге остаются в выигрыше: один выгодно продал, другой выгодно купил. Сложно представить?
Олег Тиньков, бизнесмен, основатель Тинькофф Банка в своем ЖЖ отметил: — К сожалению, в нашей стране отсутствует культура бизнес-переговоров. Все приходят, чтобы замочить противоположную сторону, выжать из нее что-то, обмануть и уйти. Не всегда это нужно делать. Зачастую можно сделать так, что и вы, и партнер получите добавочную стоимость. Это называется win-win situation, когда оба выигрывают от бизнес-обсуждения.
Стратегия win-win была разработана в 1970-х годах гарвардским профессором Роджером Фишером и доктором Уильямом Юри и в считанные годы перевернула мир продаж. Советы, как провести переговоры в свою пользу, они изложили в книге-бестселлере «Путь к согласию, или переговоры без поражения».
Пример: менеджеру нужна сделка на 500 тысяч, но клиент сообщает, что сейчас ему это не по карману. По стратегии «выиграл-проиграл» менеджер будет дожимать клиента, чтобы получить как можно большую сумму в короткий срок. Клиент может и согласится, но запомнит этот опыт как негативный. В итоге менеджер, выиграв заветные 500 тысяч, теряет постоянного клиента. Следуя стратегии «выиграл-выиграл», менеджер может предложить другой подход: заключить серию из 5 сделок по 100 тысяч — по одной в месяц. Менеджер получает 500 тысяч, и клиент остается в выигрыше: такие условия сделки комфортны для него.
Как успешно провести переговоры
Дэвид Голдвич, бизнес-тренер и консультант, создал практическое руководство Win-Win Negotiation Techniques о том, как провести переговоры в свою пользу. Воспользуемся его рекомендациями и пошагово рассмотрим стратегию win-win.
1. Подготовка к деловой встрече
Переговоры начинаются раньше, чем оппоненты усаживаются за один стол. До того, как проводить переговоры с клиентом или конкурентом, Голдвич рекомендует:
Сформулировать собственные интересы, желаемые результаты и приоритеты.
Получить максимум информации о собеседнике. И не только в контексте обсуждаемого вопроса, но и о его характере, манере поведения, потребностях и особенностях бизнеса.
Сформулировать свои предложения (основное и несколько запасных).
Проработать несколько наиболее очевидных сценариев развития дискуссии.
Подготовить повестку переговоров с перечнем всех вопросов к обсуждению.
Установить дедлайн для достижения соглашения и его реализации. Четкие сроки мотивируют на более продуктивные переговоры.
Переговоры с партнерами и инвесторами имеют свои особенности. Взаимовыгодной сделка станет, если вызвать у оппонентов 4 реакции:
Инвестор или партнер должен поверить в успех проекта.
Он должен поверить в команду. Профессионализм и заинтересованность ваших сотрудников могут сыграть решающую роль в принятии решения.
Он должен увидеть свою выгоду. Не рассказывайте только о себе. Скажите, что он получит при заключении договора.
У него должно появиться желание войти в проект. Это происходит обычно, когда становится понятна связь между перспективой самого проекта и его собственными интересами.
2. Не торопитесь
Не надо с первых мгновений переходить к делу. Перед тем, как проводить переговоры, поздоровайтесь, коротко обсудите что-то нейтральное, к примеру, новости отрасли. Начните с самых простых вопросов, по которым достичь согласия легче всего. Это создаст атмосферу успешного диалога.
3. Разговаривайте
Мы не в мире Гарри Поттера, и ваш оппонент не может читать мысли. Высказывайте свои желания, аргументируя, почему они важны. Шанс, что они будут хотя бы частично удовлетворены, выше, чем если вы промолчите.
Дэвид Голдвич советует как можно чаще задавать вопросы: так вы покажете свою заинтересованность в предмете разговора и быстрее поймете позицию собеседника.
4. Мыслите широко
Еще один секрет того, как успешно провести переговоры, — это поиск дополнительных путей решения вопроса.
Например: рекламное агентство хочет приобрести здание, принадлежащее банку, ниже установленной цены. Владелец не может сделать скидку. Казалось бы, тупик. Но банк может предоставить рассрочку или кредит, привести агентству крупных клиентов, которые дадут тому необходимые средства. А покупатель может на выгодных условиях провести рекламную кампанию банка, что покроет для того недополученную прибыль от продажи. В итоге выигрывают все.
5. Торгуйтесь
Голдвич советует не принимать предложение другой стороны без обсуждения. Иногда даже короткой дискуссии достаточно, чтобы сделать условия сделки выгоднее для вас. Если вы согласитесь слишком быстро, это может даже разочаровать оппонента: он может подумать, что продешевил.
6. Не забывайте про свои интересы
Иногда даже в стратегии win-win приходится идти на небольшие уступки. Здесь главное помнить о своих приоритетах. Когда какая-то часть предложения другой стороны не устраивает, сообщайте об этом. Будьте настойчивы и не уступайте без необходимости. Допустим, до последнего не снижайте цену. Вы должны хорошо знать свой товар и спрос на него на рынке. Если вы итак выставили адекватную цену, а клиент все равно просит ее снизить, то он, скорее всего просто капризничает. Лучше предложите ему бонус, не слишком затратный для вас, но ценный для него.
7. Закиньте удочку на будущее
Обсудите перспективы дальнейшего сотрудничества.
По данным международной консалтинговой компании Bain & Company, удержать старого покупателя стоит в 6-7 раз дешевле, чем привлечь нового. При этом вероятность продать ему товар илиуслугу примерно 60-70% против 5-20%.
Главное, не орать
Как бы хорошо вы ни подготовились, встреча все равно может пойти не по плану. Что тогда делать?
Не давите, не угрожайте и не грубите. Агрессия — худший враг конструктива.
Не поддавайтесь эмоциям, они непродуктивны. Если переживания берут верх над разумом, возьмите паузу.
Не переходите на личности.
Не сваливайте ответственность и принятие ключевых решений на оппонента, он будет блюсти лишь свои интересы.
Не считайте себя заведомо слабее соперника, он может лишь казаться сильным.
Не выдвигайте неосуществимых требований и не ставьте ультиматумов.
Не врите оппоненту: ложь рано или поздно вскроется.
Многие переговоры мне напоминают игру камень-ножницы-бумага.
По этому, прежде чем идти с намерением вин-вин (бумага), убедись, что оппонент вышел к тебе с тем же или с пассивной тактикой (камень). Иначе весь твой вин-вин порежут на ленточки агрессивной позицией.
Известные истины ... как верно замечено с 70-х годов. И у нас появились с началом рынка ... на первых же тренингах специализированных.
Но переговоры в продажах имеют свою особенность. Там всегда один другому что-то продает и идут пляски вокруг цены и условий.
Из ценного в перепечатке:
- к переговорам надо готовиться заранее и собирать инфу о клиенте ... в том числе и о том, что для него ценно (выгодно).
- не сказано про пространство торга ... это зона, где может двигаться цена. В продажах она однозначно от начально заявленной до максимально допустимой для продавца (минимальная прибыль). Так как у нас рынок теперь, то вроде как положено торговаться .
Тут есть пара моментов - можно на старте дать одну цену ... и в конце подойти к оптимальной. В прайсах обычно указывается эта самая стартовая цена.
Можно конечно и завысить ... как на восточном базаре ... где сам процесс торга в культуре важен ... но в бизнесе такое может сразу выйти боком. Если вы у клиента не первый, то он сразу увидит ломовые цены и отвалит.
Некоторые текстовые, графические, аудио и видео материалы, размещенные на нашем сайте, могут содержать информацию предназначенную для пользователей старше 18 лет (На основании №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".) 18+. Powered by Drupal, an open source content management system.