Как мотивировать сотрудников миссией компании?
Цели
Стимулирование сотрудников
Как это работает
Миссия…Может ли это красивое «западное» слово, быть реальным инструментом мотивирования сотрудников? Скептическое отношение к теме миссии компании, во многом, вызвано неверным применением этого явления на практике. Но давайте вначале разберемся: что такое миссия? Среди огромного количества определений, наиболее точным, на мой взгляд, является следующее. Миссия – это смысл существования компании, помимо зарабатывания денег. Главное назначение миссии - направлять сотрудников организации, указывать им МЕГАЦЕЛЬ. Вокруг этой идеи консолидируются все усилия компании.
Почему же во многих компаниях, где прописана миссия, она не работает? Основные причины «мертвой» миссии следующие:
1. Сверхожидания от созданной миссии («сейчас напишем миссию и у нас все попрет!»). Миссия - это призыв к действию, но не само действие. Как говорится в одном известном афоризме: «Хоть сто раз скажи «халва», во рту слаще не станет». Помимо создания миссии, нужны конкретные (ежедневные) действия сотрудников в выбранном направлении;
2. Миссия содержит набор наукообразных фраз, «непостижимых» для сотрудников («наше постоянное и непрерывное совершенствование…», «мы создаем унифицированные ценности посредством вертикальной интеграции…», «выстраивание отношений с клиентами на основе гибкого индивидуального подхода, квалифицированного и своевременного выполнения своих обязательств с неизменно безупречной и растущей репутацией» и т.п.);
3. Миссия не воспринимается сотрудниками как ориентир для свершений. Наоборот, миссия компании становится предметом для шуток или элементом повседневности. Я лично видел, как в бухгалтерии одной компании на табличке, где была написана миссия, пили чай. Хотя по идее, она должна была висеть у них на стене;
4. Еще более худший вариант, когда миссия не разделяется и высшим руководством. В том смысле, что миссию однажды создали, разместили на корпоративном сайте и благополучно забыли. Ни один сотрудник компании, (включая топ-менеджеров) не может вспомнить, что в ней написано. Естественно, никто не воспринимает ее как значимую цель.
Как избежать этих ошибок у себя в компании? Ниже, перечислены важнейшие этапы создания рабочей миссии.
Алгоритм создания миссии
- Осознание высшим руководством необходимости разработки миссии. Это шаг, обозначен «нулевым», поскольку без него все последующие действия не имеют смысла.
- Создание рабочей группы по написанию миссии. При разработке миссии обязательно должны присутствовать топ-менеджеры, т.к. в миссии должны отражаться не абстрактные идеи рабочей группы, а видение развитие фирмы на перспективу.
- После того, как рабочая группа создала «черновой вариант» миссии, его необходимо представить на коррекцию и дополнение сотрудникам компании. Вначале, нужно обязательно разъяснить сотрудникам смысл создания такого документа. После этого, можно сделать рассылку по электронной почте проекта миссии и попросить сотрудников внести замечания и предложения. Обязательно установить сроки принятия дополнений!
- После учета мнения сотрудников, создается окончательный вариант миссии.
- Рабочая группа создает план внедрения миссии в компании.
- Доведение до сотрудников утвержденного варианта миссии компании. Чтобы миссия начала мотивировать, руководству необходимо «выгодно продать» ее сотрудникам компании. Работники должны поверить в миссию компании, принять все связанные с ней нововведения.
- Внедрение миссии в работу компании (в соответствии с созданным планом, пункт 4). Здесь есть множество вариантов. Текст миссии можно разместить:
на корпоративном сайте, специальных табличках (в каждом подразделении компании), рекламной и сувенирной продукции компании, грамотах и дипломах.
Но самым главным моментом рабочей миссии является, использование ее руководителями как инструмента при оценке действий сотрудников (что соответствует, а что не соответствует миссии). Например, если у вас одним из элементов миссии является «поиск новых возможностей», задайте сотрудникам вопрос: что было сделано ими за последнюю неделю в этом направлении?
Также, применение миссии важно при составления еженедельных и месячных планов работы отдела, компании в целом.
Примеры миссий
Sony Corporation -«Мы группа молодых людей, которые наделены достаточной энергией для бесконечного творческого поиска».
Toyota -«Строительство автомобилей - это общественной дело, объединяющее работу многих людей».
McDonald’s: «Быстрое, качественное обслуживание клиентов с помощью стандартного набора продуктов».
MARY KAY: «Украшать жизнь женщин во всем мире».
Международный Красный Крест: «Защищать беззащитных».
Советы
Не делайте громоздких миссий. Для формулирования главной идеи миссии хватает одного предложения («Будущее создается сегодня», «»Быть лучшими» и т.п.). Расшифровка миссии не должна быть больше 10 предложений;
Избегайте красивых «заумных» штампов. Миссия должна быть конкретной, простой и понятной;
Одна из распространенных ошибок создание «констатирующей» миссии, которая не вдохновляет, а просто констатирует: Например: «мы занимаемся продажей мужской одежды и хотим стать лидерами в своей области». Лучше написать «мотивирующий» вариант: «Мы стремимся одевать мужчин так, чтобы они были стильными и солидными, чтобы ими восхищались»».
В миссии не должно быть формулировок, связанных с финансовыми показателями и получением прибыли.
Сроки внедрения
1 – 3 месяца.
Юмор в тему
На швейной фабрике создали миссию:
«Поднимем наши юбки выше мировых стандартов».
Поделиться: |
|
- Блог пользователя Алексей Фомин
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии