Если вы что то слышали о методике СПИН, то скорее всего знаете, что онапредназначена для сложных продаж. А вот дальше начинается самое интересное, что же Вы знаете о ней? В большинстве случаев то, что Вы о ней знаете и то, что из себя представляет методология Н.Рэкхэма – это две большие разницы.
Есть два типа инструментов продаж – коммуникативные и технологические, что это такое и в чём различия можно посмотреть здесь. Если мы посмотрим на эту методику как на коммуникативный инструмент в виде четырёх волшебных вопросов, то достаточно закономерно возникнет вопрос в чём реальный смысл или её революционность. А если возьмите не менее 5 подобных вопросников, то вы вообще не поймёте разницы. Более того, есть ряд бизнес тренеров, доказывающие что результативность этой методики миф и она уже давно потеряла практический смысл и т.д. …Эти вопросы «должны» привести сделку к успеху, но увы не приводят, то есть волшебная таблетка не получилась.
Итак, СПИН – это волшебная таблетка, состоящая из 4-х типов вопросов.
Если мы посмотрим на методологию Н.Рэкхэма с технологической или инструментальной стороны, то эта методика воспринимается по другому. Эта модель включает в себя целый ряд тезисов и оценка использования этой методологии будет иной в отличии «массовой», которые распространяют бизнес тренеры.
1. На процесс продажи можно посмотреть не с точки зрения продавца, а с точки зрения клиента.
2. Этапы продаж основываются на цикле принятия решения клиентом, а не на действиях менеджера.
3. У каждого этапа продаж есть целевая задача или проблема, которая должна быть решена в рамках именно него.
4. Концепция производительности и результативности в продажах и как это влияет на сложные продажи.
5. Особенности управления сложными продажами.
6. Основа для календарного план сделки.
7. Анализ специфики роли руководителя при сложных продажах, использование методики «ключевые факторы вмешательства».
8. Использование и специфика модели наставничества для обучения сложным продажам.
9. Модель «мягких» и «жёстких» дифференциатор.
10. Базовые сценарии разработки алгоритмов переговоров.
11. Концепция центров «восприимчивости», «недовольства» и «власти» и т.д.
Этот список продолжить, но основная мысль заключается в том, что СПИН, когда мы его начинаем рассматривать с точки зрения технологического подхода вообще о другом, а не о четырёх волшебных вопросах.
Итак, СПИН – это методология, которая включает в себя много разных внутренних подходов, инструментов, которые влияют на процесс управления сложными продажами.
Весь спор между сторонниками и противниками СПИН в конечном счёте сводится к пониманию того, что собеседник понимает для себя под этим понятием. СПИН либо четыре волшебных вопроса (коммуникативный подход), либо методология и набор инструментов для сложных продаж (инструментальный или технологический подход).
Что характерно для сложных продаж, то что все методики для сложных продаж носят инструментальный характер и каждая из них имеет свои технологические особенности. Для сложных продаж коммуникативные методики и техники не эффективны, так как взаимодействие с клиентом не такое как при коротких продаж.
Методика проектных продаж в своей основе использует разные подходы, а не только методологию СПИН.