Доверяй, но проверяй или как правильно проверить контрагента
По статистике, более 95% предпринимателей в РФ сталкивается с ситуацией, когда их контрагент не выполняет своих обязательств, что приводит к возникновению убытков.
Однажды получив убытки, мы начинаем понимать, что нужно проверять своих партнеров, чтобы дважды не наступить на одни и те же грабли.
Проверка контрагента – часто употребляемый в России термин, но что он означает?
Давайте заглянем в Википедию.
«Проверка контрагента – это широко распространенный термин, который обозначает сбор и анализ информации о любом юридическом лице и/или индивидуальном предпринимателе. Как правило, подобные задачи выполняет сотрудник службы безопасности компании. Целей у проверки контрагента может быть несколько:
- Проверка контрагента с целью минимизации налоговых рисков;
- Проверка контрагента с целью минимизации кредитно-финансовых рисков...»
Но далеко не каждая организация может позволить себе иметь службу безопасности, да и не каждый безопасник является профессионалом в этой области. Стоит только вспомнить, что специализированных учебных заведений в данной сфере практически не существует. Получается, что доверять приходится самоучкам.
Мы решили прояснить, что такое проверка контрагента у генерального директора группы компаний «ЛИК», специализирующейся на разработке экспертных сервисов по проверке контрагентов, Сергея Ременяка.
- Добрый день, Сергей!
- Добрый день, Алексей!
А. - Расскажите нашим читателям, что же такое проверка контрагента?
С. - Проверка контрагента – это комплексный термин. Она делится на два вида: изучение контрагента в плане налоговых рисков и, непосредственно, проверку контрагента на надежность (финансовые, кредитные риски).
Давайте сначала разберемся с налоговыми рисками.
Ни для кого не секрет, что ФНС России разработала и внедрила новую систему АСК-НДС-2, в автоматическом режиме вычисляющую из цепочек сделок ту, по которой не был уплачен НДС. Когда подобная цепочка найдена, происходит блокировка банковских счетов всех ее участников. А дальше - проверяются все компании, взаимодействовавшие в ней.
- Что же делать, чтобы не попасть в подобную ситуацию?
- Необходимо проявлять «Должную осмотрительность».
А. - А что такое «Должная осмотрительность», Сергей?
С. - Это термин был введен Постановлением Высшего Арбитражного Суда №53 от 12.10.2006 г. Суть его в том, что каждый руководитель обязан проверять своих контрагентов. Но опять встает вопрос: «Как это сделать?». Многие думают, что выписка из ЕГРЮЛ поможет доказать факт проявления «Должной осмотрительности». На самом деле - это заблуждение.
А. – Так как же грамотно проявить «Должную осмотрительность»?
С. – Есть два варианта. Первый – самостоятельно, но для этого нужно знать все источники информации, а также обладать необходимыми компетенциями. Второй - с помощью специальных онлайн сервисов, которые позволяют видеть всю необходимую информацию в одном месте.
Однако, мало видеть интересующую информацию. Нужно понимать, как ее использовать. В этом смысле подход большинства специализированных сервисов крайне прост – «выплескивание» всех нужных и ненужных сведений на простого пользователя. Я это называю просто - «информационная помойка».
Вот, например, зачем среднестатистическому предпринимателю нужны коды ОКПО, ОКТМО, ОКОПФ или ОКФС проверяемого контрагента? И это – лишь вершина перечня данных, «выплескиваемых» на пользователя.
А. – А что, на Ваш взгляд, нужно пользователю?
С. – Прежде всего ему нужен конечный результат и заключение по поводу того, какие риски он несет при работе с проверяемым контрагентом. Другими словами, необходимо проводить в режиме онлайн экспертную оценку сомнительных контрагентов и выдавать рекомендации по возможным рискам, связанным с ними.
А. – И Ваш сервис умеет это делать?
С. – Да, причем каждый из наших сервисов. Для удобства пользователей мы создали их на разных платформах, таких как 1С, Windows, Web. Совсем недавно вышел наш новейший сервис ЛИК:Эксперт. Его адрес в сети: www.licexpert.ru.
А. – Чем примечателен этот сервис?
С. – Это первая наша разработка в Web интерфейсе. Сервис создан для рядовых пользователей. Он позволяет получать экспертную оценку налоговых рисков, проявлять «Должную осмотрительность», практически мгновенно получать заверенную усиленной ЭЦП выписку из ЕГРЮЛ, которая полностью заменяет «выписку с синей печатью», и многое другое. Кроме того, этот сервис умеет создавать базы данных для продаж с помощью более двух десятков критериев, что делает его прекрасным подспорьем для маркетологов, телемаркетологов, менеджеров по продажам.
А. – Скажите, Сергей, а насколько ЛИК:Эксперт доступен с точки зрения стоимости?
С. – У этого сервиса есть всего лишь один конкурент, цена которого в 7 раз выше. Хотя и этот конкурент не делает профессиональной оценки налоговых рисков. Мы нацелены на сегмент малого и среднего бизнеса, поэтому не можем позволить себе назначать высокую цену.
А. – И все же, если не секрет, сколько он стоит?
С. – Не секрет. Его стоимость – 44 тысячи рублей за один год использования. Хочу еще раз заметить, что это - не только система для экспертной оценки контрагентов, но и прекрасный инструмент для роста продаж. В среднем он окупается за одну-две недели активного использования.
А. - Давайте теперь вернемся к проверке контрагентов на надежность.
С. – Это - наиболее сложный и затратный вид проверки. Есть масса онлайн-сервисов, которые предоставляют возможность проверки контрагентов. По крайней мере, они именно так об этом заявляют. Но на самом деле ситуация гораздо сложнее.
Воспользовавшись любым из платных сервисов по проверке контрагентов, мы видим информацию, собранную из разных источников. В лучшем случае на основании полученных сведений мы сможем автоматически сформировать отчет и распечатать его. Но вот что делать с ним дальше? А дальше нужно самостоятельно анализировать полученную информацию и принимать взвешенное решение.
В последнее время в банковской сфере получил широкое распространение метод кредитного скоринга, но он не может гарантировать результат и существенно снизить кредитные риски.
Вот как дает определение скоринга Википедия:
«Кредитный скоринг — система оценки кредитоспособности (кредитных рисков) лица, основанная на численных статистических методах. Как правило, используется в потребительском (магазинном) экспресс-кредитовании на небольшие суммы.» Вдумайтесь! «Статистические методы…», «небольшие суммы…». Но можем ли мы, оценивая контрагента на предмет кредитных рисков, положиться лишь на статистические методы? Думаю, ответ очевиден.
А. – Так что же делать тем предпринимателям, которые хотят иметь 100% гарантии безопасности подобной сделки?
С. – 100% гарантии никто и никогда не даст, так как невозможно проникнуть в голову вашего потенциального партнера (контрагента) и спрогнозировать его дальнейшее поведение. Можно существенно снизить риски, но для этого необходим сбор более «глубокой» информации, ее обработка грамотным специалистом, а также ряд превентивных юридических мер.
А. – А какие гарантии могут дать Ваши специалисты относительно применения всех этих мер?
С.- В нашей группе компаний есть аналитический центр, который уже много лет занимается разработкой и внедрением технологий защиты от кредитных рисков.
По многолетней практике могу сказать, что процент дефолтов при применении наших схем составляет не более 1%. Но для достижения подобного результата необходимо четко следовать инструкциям.
Кстати, хочу добавить, что одной из функциональных особенностей нового сервиса ЛИК:Эксперт является личный кабинет пользователя, в котором возможно заказать более «глубокую» оценку контрагента и не только это.
А. – Благодарю Вас, Сергей, за уделенное время и очень содержательное интервью!
С. – Спасибо, Алексей! Напоследок хочу напомнить всем читателям старую добрую пословицу: «Доверяй, но проверяй!» и пожелать всем успехов в бизнесе!
Поделиться: |
|