Закон Парето в продажах, или как не убить свой бизнес

Аватар пользователя Андрей Якимович

Правило Парето в продажах, или как убить свой бизнес

Андрей Якимович

Только что прочитал статью одного молодого российского бизнес тренера, и не могу не высказаться. В статье в очередной раз мусолилась идея о том, что поскольку 20% клиентов дают 80% прибыли, то и нет смысла возиться с остальными 80% клиентами, которые приносят всего 20% прибыли. Как все просто! Получается можно работать не 8 часов в день, а всего 1,5 часа, и потерять каких то -20% прибыли. Почти целый день можно отдать любимым делам: книги, хобби или развитию бизнеса! Красота! 

Когда я читаю такие опусы, приходит понимание, что тот, кто это пишет, никогда в жизни не работал в реальных продажах. Как говориться, что умеет, тот делает, кто не умеет, тот учит, но сегодня не об этом. 

Почему же нельзя плюнуть на 80% клиентов, дающих вам 20% продаж? Да потому, что постоянное движение клиентов - это основа продаж. Как бы вы ни ласкали ваши 20% VIP клиентов, часть из них уйдет от вас, часть останется с вами, но объемы закупок будут ничтожными. Это естественный процесс. А значит количество VIP клиентов будет уменьшаться, а с ними и ваши доходы. Откуда брать новых VIP клиентов вместо ушедших? 

Очень редко, когда новый клиент сразу совершает крупную покупку с хорошей маржой. А это значит, то 80% клиентов, дающих 20% прибыли - это неотъемлемая часть вашей клиентской базы и вашего бизнеса. Ваш резерв. Ваш огород, на котором растут и созревают ваши будущие VIP клиенты. Рассмотрим подробнее, кто там живет. 

  • Ваши бывшие VIP клиенты, у которых упали объемы закупок в настоящее время, но кто знает, что будет дальше? В любой момент росчерком пера могут пойти деньги на модернизацию отрасли, и бюджет будет наливаться, как мыльный пузырь. 
  • Мелкие клиенты, которые никогда не смогут вырасти до VIP.
    Но! Не будем забывать, что вы работаете с людьми, а не с бизнесами. Человек может перейти на повышение в другую компанию, совсем с другими бюджетами, и к кому он придет эти бюджеты тратить, зависит от того, как вы к нему относитесь сейчас. Я могу вам привести из моей практики сотни реальных примеров чудесных превращений золушек в принцесс и гадких утят в лебедей. 
  • Мелкие, но перспективные клиенты. Помогайте им расти, и они вас не забудут. 
  • Крупные клиенты, у которых вы сейчас в запасных поставщиках или на тест драйве. Плюнув на них, вы никогда не станете первым поставщиком. 

Что же получается? А получается, что для того, чтобы компенсировать естественный отток из ваших 20% VIP клиентов, вам надо 80% своего времени тратить на постоянную работу с 80% клиентами сейчас дающими вам всего 20% прибыли. Надо растить их! Надо к каждому из них относится, как к вашему клиенту №1.  И обязательно кто-то из них в следующем году станет вашим VIP клиентом. Кто именно? Этого никто не знает. В этом и есть интрига правила Парето. Всем известно, что 20% усилий дадут 80% результата, но никто не знает какие именно 20%. Знал бы прикуп - жил бы в Сочи :)

В идеале, конечно надо уделять достаточно времени всем клиентам. Поэтому есть смысл иметь отдельных менеджеров, работающих с ключевыми клиентами. Из практики, на таком менеджере должно быть не больше 4-5 активных клиентов. Если больше, то менеджеры начинают косячить. 

И надо иметь клиентский отдел, работающий с 80% клиентами, дающими вам 20% прибыли. В такой отдел лучше набирать мамочек, у которых есть дети. Больничные, отпрашивания, гибкий график - это конечно минус для бизнеса. Но они лучшие в терпеливой, монотонной работе, особенно со взвинченными клиентами.  

Вот и все, о чем хотел написать. 
Любите ваших клиентов. Это ценно!
Удачи в продажах! 

P.S. Кстати, книга Тимоти Феррис "Как работать по 4 часа в неделю и при этом не торчать в офисе "от звонка до звонка", жить где угодно и богатеть" - тоже из разряда "Хочешь убить свой бизнес - спроси меня как" :)

Поделиться:
Аватар пользователя Slavok
Не в сети

Андрей, все очень толково расписал. Практики рулят!!))

Спасибо! :)

Полностью согласен с Андреем. От себя добавлю интересную примету:

Когда в офисе, особенно из уст руководства, слышатся фразы типа "Такие клиенты нам не нужны", "Не нравится - пусть не берут" - обычно через 2 - 3 года фирма прекращает существование с отрицательным балансом.

Это моё личное наблюдение, на 100%-истину не претендую))) 

Аватар пользователя trenicum
Не в сети

Помимо вышесказанного, стоит добавить, что и математическая основа этого принципа представляется ничем иным, как тривиальным наблюдением. Прославилось оно, на мой взгляд, прежде всего благодаря некоторым американским коллегам-тренерам, любившим ввернуть его "для красного словца". Один сказал "20% усилий дают 80% результата", другой - "20% товаров дают 80% оборота" и так далее. Принцип Парето столкнулся с принципом испорченного телефона. Стоит ли говорить о последствиях?

 trenicum.ru - чтобы люди продавали

На моём опыте-клиенты с которыми работаю постоянно-это одна тема доходности, а вот на новых можно творить чудеса, в том числе и выполнять планы, как правило загрузка постоянных дистров-пирамида хаотична.....а планы растут, и тут на помощь приходит постоянное пополнение базы..по другому увы никак..

День добрый!

Думаю, для объективности, следует давать ссылку на первоисточник. Тогда будет всем понятно, что именно "мусолилось". Возможно, в статье шла речь и том, что 20% (VIP-клиентам) следует уделять 80% времени, а остальным - 20%. В этом ничего плохого нет. Никто ни на кого не плюёт.

С уважением,
Николай

Аватар пользователя trenicum
Не в сети

Николай, если и говорить о первоисточниках, то ими стоит считать высказывания самого Вильфредо Паретто. Так вот, он приводил такие цифры, говоря о распределении богатств (20% населения планеты владеют 80% капитала). Все остальное - вариации на тему чисел и некоторые из них граничат с маразмом.

 trenicum.ru - чтобы люди продавали

Аватар пользователя Mikhail A
Не в сети

Это правда, что кто-то писал о том, что стоит забить на мелких клиентов? такая утопия....

Сам вырастил из мелких несколько випов, как может быть иначе ? Для меня это основа. Мне кажется этот путь более приятным, чем стелиться под китов рынка. Очень часто они настолько избалованы интересом к себе, что работать с ними становиться невыносимо. Да и поставщика зачастую меняют быстро и не задумываясь о личных связях,сконцентрировавшись только на рентабельности. А вот когда с человеком работаешь долго и видишь как его оборот из розничного переходит в оптовый. А он, в свою очередь, ассоциирует свой рост с вами  - вот он настоящий кайф продажника.

ПС : Статья отличная!