О тайном клиенте замолвите слово…

Аватар пользователя Кузнецова Татьяна

О тайном клиенте замолвите слово…Кузнецова Татьяна

Кто-то только пробует «запускать лазутчиков», кто-то уже системно практикует проверки с помощью тайных клиентов.

Зачем же компании обращаются к такому, для многих «неприятному», способу проверки и контроля своих сотрудников? Куда, казалось бы, проще попросить реального покупателя поделиться своими впечатлениями после посещения торгового или клиентского зала или телефонного звонка в Call-центр компании.


Такая обратная связь, безусловно, полезна. Общаясь со своими клиентами, мы получаем уникальную возможность оценить их удовлетворенность и даже рассчитать «вес» и значимость ключевых показателей нашего сервиса. Тем не менее, проводя подобные опросы, мы должны понимать, что узнаем субъективное мнение наших покупателей. Они эмоционально делятся своими ощущениями, но при этом на некоторые наши вопросы просто не могут ответить потому, что не придали значения интересующим нас факторам. А интерес у руководителя весьма широк: от выполнения сотрудниками корпоративных стандартов обслуживания до внешнего вида клиентского или торгового зала.

Кто подойдет на столь непростую и ответственную роль аудитора качества обслуживания?

Многие, кто впервые организовывают акцию «тайный покупатель», как правило, начинают с поиска добровольцев в кругах своих знакомых и друзей. Часто это непрофессиональные «тайники», но для старта этого бывает вполне достаточно. И все же есть ряд подводных камней, которые могут помешать получению объективной информации от «непрофессионалов».

— «Этичность» акции. Не всем людям нравится роль шпиона. Они считают, что подставляют продавцов, давая нелестную характеристику их работе. При этом открыто об этом не скажут и будут умалчивать ошибки сотрудников.

— «Кичливость» аудитора. Таким «клиентам» важно показать свою значимость. Они готовы мучить продавца, провоцировать конфликты, а потом подробно расписывать в анкете минусы нерадивого сотрудника и давать подробнейшие рекомендации, «что надо сделать для улучшения качества обслуживания».

— «Предвзятость». Часто бывает, что являясь поклонником либо противником бренда, товара, услуги, «тайник» переносит свои убеждения на оценку работы сотрудника.

Обращаясь к профессиональному «тайному покупателю», мы существенно повышаем свои шансы на системную и более объективную оценку.

В любом случае, кого бы вы ни выбрали, рекомендую обратить внимание на необходимые условия проведения акции:

Перед выходом в «поля» у «тайника» в голове обязательно должен быть четкий план того, куда он должен смотреть, какие ключевые точки в разговоре с сотрудником оценить, какие задать вопросы. Чтобы избежать разнобоя в параметрах оценки, для тайных покупателей нужно подготовить анкету (check list), которую они заполняют после своего визита или звонка. Пример можно посмотреть в нашем электронном журнале о клиентском сервисе «Территория клиента» № 4 (стр. 37).

Анкета также является страховкой от недобросовестной работы аудиторов сервиса. Согласитесь, есть вероятность, что человек заполнил анкету «в коридоре на коленке». Рекомендую включить в анкету пункты, которые будут тестовыми не только для продавцов, но и для самого «клиента»:

  • Указать дату, время посещения, а также имена продавцов или менеджеров (а для этого придется все-таки зайти в клиентский зал и посмотреть на бейджи сотрудников).
  • Описать выкладку товара (например, если речь идет об обуви — как выложены модели по сезонам) или обстановку в офисе (картины, цветовая гамма, мебель, играет ли музыка).
  • В некоторых компаниях тайные покупатели реально приобретают продукцию, а потом им просто возвращают деньги. Если тест проводится в супермаркете, то можно обязать тайного покупателя купить что-то для себя на минимальную сумму (допустим, что-то из продуктов).

Инструктируя «тайников», важно обратить их внимание на то, чтобы они не выдавали себя: не доставали анкету (пробежаться глазами) перед входом в магазин, не смотрели пристально на бейдж продавца, не рассматривали потолок, оценивая освещение. Клиент должен выглядеть естественно. Обязательно определите время, которое покупатель должен пробыть в торговом зале. Оговорите, что если к нему никто не подошел в течение 3-5 минут, то он должен сам проявить инициативу и привлечь внимание продавца.

Организуя акцию «Тайный покупатель» у себя в компании, мы должны учитывать, что в любом случае и здесь будет присутствовать субъективизм. Зато явным преимуществом будет подробная оценка конкретных параметров работы продавцов, так что будет удобно сравнивать мнения разных покупателей и качество выполнения стандартов в разных магазинах.

Источник публикации: 
Поделиться:
Аватар пользователя trenicum
Не в сети

При всех положительных моментах и описанных выше минусах, у "Тайных покупателей" есть еще целая куча отрицательных моментов, которые могут заставить отказаться от проведения проверок.

Прежде всего, я говорю о необходимости регулярного поиска и подготовки новых аудиторов. Очевидно, что одного и того же проверяющего два раза в одно место не отправишь. Кроме того, при большом количестве удаленных точек для проверки использовать одного и того же человека тоже не оправдано - в больших и слаженных коллективах информация довольно быстро распространяется и люди начинают заранее готовится к приходу "Шоперов". Таким образом, решив поставить проверки на регулярную основу, Вы будете постоянно находиться в процессе поиска, обучения и... контроля этих самых контролеров. Привлечение к сотрудничеству профильного агентства проблему не то что не решает, а иногда даже усугубляет. Дело в том, что такие агентства имеют базу, состоящую, главным образом, из неквалифицированных сотрудников, студентов. Каждый из таких "сотрудников" на руки получает не более половины оплаченного заказчиком гонорара. Остальная часть отходит агентству за координацию и сбор отчетности. Можете себе представить, как человек "рвется" поработать за 200-500 рублей, при условии, что нужно не только ехать на другой конец города, но еще во что-то вникать, заполнять какие-то отчеты, вести их потом в офис и т. п. В итоге Вы получаете немотивированных, неподготовленных проверяющих и весьма посредственный, плохо отражающий реальное положение дел результат проверки.

Второй минус заключается в том, что сами проверяемые сотрудники (при условии их осведомленности о проверке) начинают "параноить" и подозревать каждого встречного клиента в шпионаже в пользу руководства. На моей практике были разные случаи - и нервных срывов, и некорректного общения.

Третий минус заключается в дороговизне метода. Очевидно, что плохо подготовленные и однократные проверки не дадут желаемого результата. А качественная подготовка легенд проверяющих, кастинг и обучение кандидатов в аудиторы, разработка качественных анкет и контроль выполнения всех проверочных мероприятий потребуют значительных вложений. Для примера скажу, что нормальная проверка качества обслуживания в розничном магазине обойдется около $100 за каждый визит (при условии, что их будет не меньше 20-30). Все, что дешевле делается абы как, упомянутыми выше студентами.

Что же делать? Зависит от целей, с которыми организуются проверки. Если проверку планируется провести однократно то, возможно, при качественном подходе к организации процесса, вы сможете получить весьма объективную и полную карину мотивированности и компетенций персонала и с использованием "Тайных покупателей". Если же на основе такой оценки необходимо выстроить системную работу (например, начислять по результатам оценки премию и/или регулярно предоставлять сотрудникам развивающую обратную связь, организовывать необходимое обучение), то нужно другое решение.

В своей практике мы стремимся искать другие решения, перекрывающие обозначенные проблемы. Так, например, мы реализовали целый ряд проектов с оценкой на основе анализа видеозаписей. Идея возникла довольно просто - мы разработали для одного из наших заказчиков стандарты работы кассиров, привязали их выполнение к премии и провели необходимое обучение. Далее остро встал вопрос контроля внедрения, поскольку мы понимали: без этого ситуация со временем вернется к истокам. Поначалу мы пошли по пути "Тайных покупателей". Но, промаявшись по всем указанным выше пунктам три месяца, мы дружно пришли к выводу, что нужно что-то менять. Решение возникло само собой - а что если мы поставим камеры и микрофоны на каждое рабочее место? Проработав техническую сторону вопроса, быстро поняли, что вложения в "железо" (камеры, микрофоны на 10 рабочих мест и сервер) обойдутся около 300 тыс рублей. К слову, ежемесячный бюджет "Покупателей" составлял 30 тыс.  Подумав, решили вложиться, так как регулярно контролируемые сотрудники уже начали демонстрировать повышения уровня сервиса и поворачивать назад уже никто не хотел. Все, что оставалось сделать после установки камер - продумать табличную форму, руководствуясь которой, проверяющий будет оценивать видеозаписи.

Сейчас система работает уже более года, в качестве результата отмечу не только удоволетворенность компании-заказчика, но и высокую оценку нововведений клиентами. Поначалу многие из них стеснялись камер, но потом привыкли, и стали отмечать более внимательное, вежливое отношение сотрудников. Поскольку компания-заказчик имеет около 5ти крупных конкурентов и около 30 мелких, то улучшенный сервис стал преимуществом, которое позволило компании повысить лояльность существующих клиентов и привлечь новых. Особенно тех, кто устал от хамского обращения у конкурентов.

 trenicum.ru - чтобы люди продавали