Психотерапевт?
Как выбрать стиль поведения в зависимости от типа клиента
Григорьева Татьяна
В зависимости от типа клиента необходимо выбирать соответствующий стиль поведения.
Если клиент
• рассерженный – сохраняйте спокойствие, демонстрируя готовность решить проблему. Выясните источник раздражения, посочувствуйте. Четко перечислите, что можете сделать. Не принимайте гнев клиента на свой счет;
• озадаченный – спокойно выясните, что вызывает непонимание, помогите разобраться, объясните, что этот вопрос у многих вызывает затруднение. Четко и ясно изложите необходимую информацию;
• рассеянный – удостоверьтесь, что время беседы выбрано удобное, в противном случае перенесите встречу. Проясните основную мотивацию, используйте преимущества ваших продуктов и услуг для ее усиления. Сохраняйте зрительный контакт, держитесь бодро и оживленно;
• подозрительный – ненавязчиво выясните причину беспокойства, выделите основные пункты и обсудите один за другим. Постарайтесь честно, приводя факты, убедить в надежности продукта или услуги. Не преувеличивайте, чтобы произвести впечатление;
• робкий – постарайтесь создать у клиента ощущение безопасности и комфорта. Не нарушайте личного пространства, чаще обращайтесь по имени. Проявляйте терпение, выясняя потребности с помощью деликатных зондирующих вопросов. Убедите его, что сможете решить все проблемы; • нетерпеливый – покажите, что понимаете необходимость быстрого решения проблемы. С помощью зондирующих и «закрытых» вопросов удостоверьтесь, что продукт или услуга удовлетворят потребности. Обеспечьте быстрое выполнение заказа;
• критикующий – слушайте внимательно, повторяйте, демонстрируя понимание. Ищите основу для согласия, подчеркивая достоинства продуктов и услуг, но не преувеличивайте. Не принимайте критику на свой счет;
• недовольный – спокойно и в позитивном духе выясните источник беспокойства. Поставьте себя на место клиента, постарайтесь разобраться вместе, как можно исправить ситуацию. Не поддавайтесь негативному настрою;
• скучающий – убедитесь, что виноваты не вы сами, например, не перегружаете клиента лишней информацией. Темп беседы ускоряйте постепенно, используя зондирующие вопросы для выяснения потребностей и мотиваций. Держитесь позитивно, оптимистично;
• веселый – разделяйте настроение, стараясь переключить позитивную энергию на обсуждение продуктов и услуг. Придерживайтесь темы беседы, не давайте себя отвлечь. Используйте зондирующие вопросы для выяснения истинной мотивации, сосредоточьтесь на практических шагах.
В работе с трудными клиентами самое главное – не дать выход негативным эмоциям как в общении с самим клиентом, так и с теми, с кем сотрудник будет общаться после него. Уж они-то ни в чем не виноваты! Чтобы не поддаться искушению и не сорваться, необходимо:
1. Помнить, что причина недовольства клиента не вы сами, а некая ситуация (например, неправильно выставленный счет). Это поможет не принимать слова раздраженного клиента близко к сердцу и не поддаваться эмоциям;
2. воспользоваться следующим приемом: представить своего собеседника, который буквально рвет и мечет, в смешной или даже нелепой ситуации (например, с кастрюлей макарон на голове). Это поможет снять напряжение;
3. Внутренне настраивать себя, что вы можете справиться с таким клиентом. Внутренняя уверенность поможет грамотно выстроить разговор с клиентом и не терять достоинства;
4. После разговора с трудным клиентом сделать небольшую паузу в работе, закрыть глаза, сделать глубокий вдох, похвалить себя за то, что справились, подумать о чем-то приятном;
5. Если работа позволяет, сменить на пару минут деятельность и обстановку, выйти на улицу или хотя бы посмотреть в окно, выпить чаю, поговорить с коллегой или другом;
6. Поскольку следствием эмоционального напряжения может быть напряжение физическое, по возможности хорошо сделать небольшую гимнастику, потянуться, покрутить головой или просто пройтись. Так вы переключите внимание и расслабите мышцы, что поможет восстановиться.
Поделиться: |
|
- Категория:
- Авторы:
- Сложность материала:
- Теги:
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Давайте представим менеджера на переговорах с клиентом. Перед ним спокойно сидит клиент, эмоций минимум. Ему по Вашей рекомендации вместо того, чтобы разговорить клиента, нужно определить - это он рассеянный? Или просто робкий?
Да и вообще, что это за разделение на типы: рассерженный, озадаченный, скучающий? Это эмоциональное настроение человека здесь и сейчас, зачем на него вообще опираться? Если клиент рассерженный, то и ежу ясно, что не нужно на него в ответ голос повышать. Есть конкретные приемы как свести его раздражение к минимуму.
К тому же стоило описать - к какой ситуации Вы это все рекомендуете? Это продажа новому клиенту или разговор со старым? Если это техники работы с новым клиентом, то сразу возникает вопрос - это изначальное состояние человека или после того, как вы провели презентацию? Если я бы пришел к уже рассерженному или озадаченному клиенту, то это сигнал, что стоит перенести встречу. Если он рассердился после презентации - вот тогда с этим нужно работать как с возражением.
Короче в статье не увидел ни четкого разделения на типы, ни конкретных приемов, да и еще все смешали с приемами по стрессоустойчивости. Это 3 большие темы, которые я бы разделил. Минус статье.
Что это за деление такое странное у вас... Это уже не из продаж, а реально из психологии.
Самая адекватная классификация людей, на мой взгляд, : боец, медленный газ, фантазер, исполнитель. Самое главное сразу определить, кто разговаривает с тобой. А далее использовать все возможные техники подстроек под эти типы. Именно на это надо упор делать.
А уж в каком настроении человек конкретно сейчас, это дело десятое. Вежливый, спокойны тон с достаточной долей энергии в голосе подойдет к сонливому, раздраженному, тупому и вообще любому другому.
Господа, тема выведенного яйца не стоит. Благодаря таким рекомендациям и специалистам менеджеры по продажам терпеть не могут тренинги. Замусорят башку всяким хламом, а потом менеджер сидит и анализирует: "а что же с ним происходит?" Вместо того, чтобы вопросы задавать, выявлять интерес клиента и грамотно формулировать свое предложение.
Злой клиент - улыбайся...
Рассерженный клиент - улыбайся...
Спит клиент - улыбайся...
С улыбкой приходит тот настрой, который нужен в продажах.
Попробуйте сейчас улыбнуться!! Почувствовали кайф? Вот так и работайте с любым клиентом...
Долой классификаторы!!!!)))....
Вот сейчас включил Рамштайн... Америка... дальше Ich will...
5 минут такого тренинга.... трубка в руки... улыбка... и мне все равно кто там будет на том конце телефона... я его все равно сделаю!!!!!!!!!
У меня по поводу улыбок свое мнение - улыбаться клиенту нужно, но это во первых не всем идет, а во вторых - улыбаться нужно не все время, а только в нужный момент.
Просто представьте - идешь по улице, никого не трогаешь и тут вдруг на тебя обрушивается целая буря положительных эмоций в лице обаятельного и сияющего в свои 32 продавца! Прям брррр... И это работает как в В2С так и в В2В. Было время, когда я наслушавшись различных "гуру продаж" сиял улыбкой в глаза всем подряд клиентам... Очень быстро начал замечать, что то ли меня за дурачка воспринимают, то ли за мошенника.
Поэтому я для себя выработал четкое правило - если улыбаешься только ты - дело плохо, клиент должен улыбаться в ответ. Но наш брат не улыбается без причины, руководствуясь всем известной поговоркой. Поэтому я начинаю беседу с самым серьезным лицом и на встрече и по телефону. После нескольких фраз, когда клиент уже втянулся в разговор вставляю какую нибудь шутку и вот тогда улыбаюсь. Вот тогда мне улыбаются в ответ и разговор идет живее.
Так что улыбаться важно, но не в первые 30 секунд, пока вас "встречают по одежке", а в нужный момент.
П.С. А Рамштайн Америка - это серьезная мотивация) вообще для меня лучший мотиватор - правильно подобранный плей лист)
Про улыбку... речь шла о том настрое, который должен быть внутри.
Можно быть хмурым снаружи, но внутри должен быть АЖИОТАЖ...
Для большинства продавцов в магазинах было бы неплохо улыбаться почаще... даже если это глупо выглядит... Эта крайность гораздо лучше работает, чем продавец без улыбки вообще...
Так что здесь я всегда говорю своим манагерам... Лучше быть "как в поговорке про смех без причины", чем барельефом Маркса, Энгельса и Ленина в одном лице. Выгодней быть немножко дурачком...
Как говорил Янковский в "Тот самый Мюнгхаузен"... "Все великие глупости делаются в этом мире с умным выражением лица...Улыбайтесь господа...Улыбайтесь"
Пришёл клиент с гаечным ключём, чтобы проломить голову тому менеджеру, который просроченный товар продал - улыбаемся)))
Респект!
Конечно улыбаемся... улыбаемся и прячемся в подсобке...
Проломить побоится... успокоится как-нибудь...