Сергей, все верно. Причем чем крупнее бизнес, тем меньше остается в нем места индивидуальности (но все равно есть), и больше нужно "винтиков". Реально и те и другие одинаково нужны для того, чтобы механизм работал.
Что первично, «система» или «человек»?
Поляков Сергей
В работе каждого управленца наступает такой момент, когда он задает себе вопрос: «Что важнее, построить систему, которая работает, не зависимо от «качества» самих работников, или создать сильную команду?». Он может даже не осознавать этот вопрос, но своим поведением и стилем работы, руководитель постоянно отвечает на него.
Я тоже не избежал этого вопроса. Став руководителем отдела продаж и проработав некоторое время, меня стало интересовать, что же стоить развивать, систему или команду.
Тогда я был просто очарован «системами». Мне нравились процессы, схемы, алгоритмы действий. Я восхищался Макдональдсом, не пищей, а системой работы (в принципе я и сейчас уважаю их систему, это реально круто J). Для меня «система» была чем то одушевленным. Она жила своей жизнью. И если она была хорошо спроектирована, то всегда на «выходе» давала хороший результат. Но проработав некоторое время руководителем, я понял, что над каждой системой (отделом) всегда стоит еще один (как минимум) человек, который и отвечает за эту систему (глубокая мысль, правда? J). И если этот человек слаб, то рано или поздно это обязательно скажется на работе системы!
После этого вывода меня «кинуло» в противоположную сторону. Я решил, что «человек» решает всё! Мне казалось, что если есть команда, то не обязательно прописывать правила работы, создавать систему. К счастью я быстро прошел эту ступень. Хаос очень быстро возвращает на землю.
Так к чему же я пришел в итоге? Всё старо как мир. Во всем нужен баланс. Система и человек-это две стороны одной медали.
Мои личные (субъективные) выводы:
1. Весы не находятся в абсолютном равновесии! Чаша весов склоняется то в одну, то в другую сторону
2. Это зависит от уровня, на котором Вы работаете: чем ниже Вы спускаетесь, тем сильнее должна быть «система». На нижнем уровне люди лучше мотивируются не целями, а набором действий (если выполнит семь пунктов из списка, то он «в порядке»). Чем выше Вы поднимаетесь, тем сильнее роль «человека».
3. Даже если Вы создали сильную команду «свободных художников» и они дают Вам результаты, кто-то должен постоянно работать над тем, чтобы не мешая им, всё же подводить под них систему. А вдруг кто-то из «звёзд» захочет покинуть команду? Работа не должна остановиться. Возможно с уходом «звезды» качество работы ухудшится, но система позволит как минимум продержаться на каком-то уровне и даст Вам время на то, чтобы принять соответствующие меры.
Да, да, ничего нового, всё старо как мир. И каждый приходит к этому через свой личный опыт.
Но как говорят: «мудрец учится на чужих ошибках». Если кому-то данная статья хоть немного поможет, буду рад.
С уважением,
Сергей
Поделиться: |
|
- Категория:
- Авторы:
- Теги:
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Согласен с Вами,
системе нужны и "винтики" и "индивидуальности". Зачем нужны "винтики" понятно всем. Зачем же системе "индивидуальности" понимаешь не сразу. В моем понимании, любая система должна постоянно развиваться. Иначе наступит четвертая стадия цикла - смерть. Винтики вряд ли смогут привнести что-то в развитие компании. А индивидуальности Да! Так что, всегда есть место "индивидуальности".
Еще раз соглашаюсь :)
Тут такой момент: система должна быть правильной, а люди - хорошими.
Не буду расшифровывать. Потому что глупых систем и неправильной ориентации персонала в смысле их личностного развития - сколько угодно. От уверенности в том, что Я-НАЧАЛЬНИК. Он нежелания учиться, анализировать то, что делаешь, на что людей зовешь.
Вадим, с Вашим комментарием (Тут такой момент: система должна быть правильной, а люди - хорошими.) сложно спорить :)
но спросила кроха: Что такое хорошо? и что такое плохо? :)
Наверно каждый хотел бы знать точную формулу (систему) успеха.
Но есть ли она?
Знал бы прикуп, жил бы в Сочи.
но спросила кроха: Что такое хорошо? и что такое плохо? :)
Я так подумал, что если Вы уж пишите на эти темы, то понимаете, что это значит. Интуитивно.
Но можно и пояснить. Хорошая система - продуманная, эффективная, отвечающая современным представлениям об организации системы продаж. Правильная ориентация персонала - на учебу, анализ своих ошибок, глубокое понимание пожеланий заказчиков.
Все просто. А прикуп - это совершенно из другой песни, о бездельниках, мечтающих о Сочи как венце своей преступной карьеры. Так ведь. Вы же не об этом мечтаете, думаете, что первично, меняете точку зрения, значит, идет внутренняя работа. Хороший путь.
Извините Вадим,
Вам должно быть везло в работе и Вы занимались управлением в компаниях близких к идеальным.
Мне кажется, Вы говорите с позиции общепринятых "правильных" положений в менеджменте,
с которыми нельзя не согласиться
Я больше работал на директоров-собственников и их понятие о "продуманная, эффективная, отвечающая современным представлениям об организации системы продаж", отличалось от того о чем Вы говорите.
Наоборот, всю жизнь вынужден был как консультант или ответственный за прогресс, ИТ, организацию доказывать, что теории о том, как надо, это путь, а то, как побыстрее да попроще - буераки. Но... Результат тот же, что и у Вас. Слушают мало. Вообще состояние постсоветского бизнеса таково, что нет интереса к теории менеджмента, маркетинга, продаж. Я думаю, это пройдет. Но не само по себе, а нашими с Вами усилиями. Согласны?
Я плохо понимаю как система связана с командной работой. Это все равно, что оценивать мощность двигателя и внешний вид АМ.
Система работает в повторяющихся операциях, команда или звезды в уникальных задачах или тех, которые решаются впервые.
Не соглашусь, что системы эффективны только в низах.... Они есть во всем, даже в иновациях. Просто они более сложным образом выстроены и нацелены на иные результаты.
Честно говоря, роль команд и звезд в ведении бизнеса сильно переоценивается. Эти понятия появляются, кода собственник решил уйти в сторонку, а наемному ТОПу нужно ЧТО-ТО делать, и ничего кроме этих понятий в голову не лезет. Конечно... глупо не любить команды.... ответственность персональная размыта, результатом считается любой, даже убогий результат. Ведь против командной работы трудно переть, а образа результата нет... Все пояснения принимаются как объективные и т.д. Ну а со звездами вообще отдельный разговор. Они реально дают ощутимый результат, но потом.... Весь процесс застывает на уровне угодном для звезды. Благо появился консалтинг в проф. направлениях... Теперь звезд можно оплачивать разово и на время перестройки системы. Моразм этих звезд достоин отдельных дискуссий.
А самое главное, что за всей этой суетой забывают про доходы и вспоминают о них только на кв. годовых собраниях.
За всеми этими понятиями лежит одна нужда наемного менеджера, снять с себя ответственность за принятие решений и, собственно, финансовые результаты.
А система это, по сути, последовательность операций, ведущих к результату. Она может быть и хорошо работать на любом уровне управления!
- Прежде всего приношу извинение за неточность в определениях. Когда я упоминал "команда", я пытался использовать это понятие в контексте отсутствия четких правил, системы. Что естественно не является синонимами. Мне надо было быть более точным.
- Я не сказал, что системы работают только в "низу". Я сказал, что чем ниже, тем жестче должна быть система. Это мое личное мнение, и говорю я с позиции вышестоящего, т.е. того под кем будет эта система. Так легче. Если система рабочая, то результат более предсказуем. Текущая деятельность требует меньше Вашего внимания т.д..
- Из Вашего комментария я почему то сделал вывод, что Вы сторонник "системы". Что мне очень близко. Но опять же, Вы рассуждаете как вышестоящий руководитель, т.е. человек, который и создает систему, а при необходимости и меняет ее. Т.е. Вы сами, как бы, звезда, если Вам доверяют создание и изменение системы.
- Скажу честно, я согласен с Вашей позицией по поводу звезд и команд. Даже больше, для меня это инструмент, который необходимо использовать при необходимости, в зависимости от ситуации. Что опять же сходится с Вашим замечанием.
Как мне кажется, наши мнения очень похожи в данном вопросе. Просто моя неопытность в написании статей порождает неточности в изложении. Что в свою очередь, дает повод к разногласиям.
Надо больше писать, надо больше общаться :)
Я бы поддержал так: за систему менеджер отвечает и он ее обязан создать. Да, и персонал обязан научить, но тут уж больше зависит не от него. И потом, в разных отраслях, в разные периоды, в разных условиях со стороны топ-ов - ну, столько вариаций...
Сергей, спасибо вам, что затронули такую важную и сложную тему! Мне кажется, что то, о чем вы пишете, напрямую связано с возрастом организации: чем она моложе, тем меньше в ней системы, но больше личности, предпринимательства. Об этом очень хорошо пишет И. Адизес. Но как только организация начинает расти, развиваться, появляется необходимость как-то зарегламентировать процессы, происходящие в ней. Так начинает создаваться система.
Срок жизни организации зависит от того, насколько она будет гибкой. К сожалению, большинство систем утрачивает эту гибкость очень быстро, и дух свободного предпринимательства, креатива, который могут обеспечивать Личности, звезды, постепенно исчезает, на смену ему приходит Инструкция или Регламент, цель которых упрочить Великое Среднее – норму, а все, что является отклонением, нередко отвергается. Только там, где руководители чувствуют момент, когда весы чрезмерно кренятся в сторону консерватизма, и вовремя что-то меняют, чтобы добавить творчества, прислушаться к тем, кто говорит не только то, что хочется слышать, гибкость сохраняется.
Я - за гибкие системы, в которых у каждого есть своя степень свободы, пространство для развития. И за продуктивное взаимодействие Личности с системой. Система позволяет мне ощущать принадлежность к чему-то большему, и в то же время понимать свою ценность для организации. Это ощущение очень важно на всех уровнях - и верхних, и нижних, потому что хорошая система всегда дает сотруднику ощущение перспективы.
Относительно контроля (если я правильно понимаю слово жесткость относительно системы), то согласна: чем ниже уровень, тем его больше. Не зря ведь и стили руководства на этих уровнях различны: от командного внизу, до сотрудничества выше.
О роли лидера, основателя могу сказать, что это – «пятый элемент» любой системы, связующее звено. Уйдет звезда - система не рухнет, а если уйдет или сменится лидер - не факт, что выстоит. Прежней не будет точно.
Добрый день Татьяна,
мне очень близко то, что Вы пишите. Готов подписаться под каждым словом. Мне кажется, что Вам нравятся "знания". Т.е. знания с большой буквы: мировая теория и практика бизнеса. Мне лично, это очень близко. Я люблю читать про бизнес. Иногда, даже во вред практике :).
Я долго придерживался подхода "двух путей".: либо вверх либо вниз. По другому организация не живет. Я так думал :)
Но я "встретил" организацию которая не растет уже несколько лет. Давно можно было бы ожидать, что она начнет "загибаться". Но и этого не происходит. Скорее всего дело в лидере - хозяин, он же генеральный директор, и гибкости, о которой Вы пишите. Он то создает систему, то плющит ее, часто меняются направления. Но каким то чудом он всегда выкарабкивается.
Наверняка Вы читали "Построенные на вечно". В свое время, меня просто шокировала мысль из этой книги. То что нет 100% стратегии. Среди "победителей" есть компании, которые "облизывают" клиентов, есть компании, которым они абсолютно до лампочки, есть кто ставит на цену, а кто то на качество. Главное иметь стратегию, верить в нее и воплощать в жизнь (конечно я слегка упрощаю :)). Короче, если не льзя, но очень хочется, то можно! :)
Я к тому, что очень хорошо читать, знать и т.д.. НО, важнее всего просто хоть что-то делать! (это я в свою сторону :)
Извините за сумбурный ответ, пишу ночью :)
Кроме этого, у меня очень скудный опыт в написании статей (правда!)
Там, где нет конкуренции, можно и 30 лет работать без напряга. Занял нишу - и стоишь. Это в постсоветском бизнесе сплошь и рядом. Нахватали заводов, иных объектов инфраструктуры, хотя бы автозаправок или баз каких-то - и работают на этом. А конкуренции нет, потому что никто из нормальных западных инвесторов зайти не может - все местной властью схвачено.
Нет спроса и на теорию. И на практику (лучшие практики). Но людей-то готовить нужно. Вот это наша с Вами задача, коллеги. Звонить в колокол, несмотря на то, что он никому пока не нужен.
Здравствуйте, Сергей!
Я пока не прочитала "Построенные навечно" (автор Джим Коллинз, кажется), да и не особенно есть время читать много по этой тематике - меня больше интересует тема мотивации сотрудников и ситуационное руководство. Но поскольку эти темы сильно связаны с развитием бизнеса в целом, то "почитываю" и Траута, и Адизеса, и Трейси. После мастер-класса Р. Лукича прочитала и его книгу о предпринимательстве - это мой второй путь. С удовольствием открыла для себя автора не только как Мастера продаж, но и как предпринимателя с очень свежим взглядом на управление.
Мысль о том, что нет 100 % стратегии, разделяю полностью. Это было бы слишком просто: придумал правила и живешь по ним. Рынок - живой, постоянно меняющийся организм. Чтобы жить на нем долго и счастливо, организация тоже должна иметь определенный "люфт", чтобы подстраиваться под его тенденции или даже задавать тон в своей отрасли (быть над линией тренда) Только важный момент: губительны изменения ради изменений, без четко выверенной цели. Ведь есть внешняя и внутренняя среда организации. Баланс креатива и стабильности очень важен.
Мне в этом смысле очень повезло с руководителем. Он очень обдуманно подходит к развитию бизнеса, поэтому наша организация развивается поступательно и без значительных потерь переживает кризисы рынка.
Это ничего, что Вы только пробуете себя в написании статей, главное - есть мысли, которые находят отклик. По мне, лучше так, чем длиннющие посты с обилием схем и табличек.
Книги книгами, а без продуктивной дискуссии с коллегами никогда не осмыслишь все до конца. И посты в какой-то момент не дают возможности сформулировать свою позицию. Вот тут-то и начинаешь пописывать. А это уже профессия. Одна из тех, что нужно освоить менеджеру, если он хочет быть на высоте. Никакой мистики. Нужны, конечно, какие-то способности, но труд и анализ того, что же получается, а что нет, могут обеспечить успех. Упорным людям. В любом случае это нелишний элемент профессиограммы, если можно так сказать.