Три легких шага к разрешению конфликта.

Аватар пользователя Кузнецова Татьяна

Конфликты Кузнецова Татьяна

Продолжим цикл статей «Конфликты в сервисе». Мы уже рассмотрели пример не совсем адекватной реакции на претензии клиента («Веточка в вишневом пироге») и на эффективную позицию в конфликтной ситуации («Как выровнять эмоциональный фон в конфликтной ситуации»). Сегодня поговорим о том, какие действия необходимо предпринять, чтобы разрешить уже очевидный открытый конфликт.

Как вести себя с клиентом в конфликтных ситуациях? Достаточно сделать три шага ему навстречу.

ШАГ 1. ВЫСЛУШАТЬ КЛИЕНТА.

Прецедент уже создан: клиент пришел к вам с негативом. Дайте ему выпустить пар:

— Что вы за компания такая? Почему до вас невозможно дозвониться? У меня уже две недели не работает телефон (Интернет, домофон, стиральная машина, ксерокс и т.д.). Вы понимаете? Почему я должен отпрашиваться с работы, из-за того что вы работаете только до шести?

Согласитесь, недовольство покупателя или заказчика в данном случае обоснованно: не работает то, что должно функционировать безукоризненно.

ОШИБКА! Не поддавайтесь искушению ответить клиенту в том же тоне, игнорировать его «наезды», оправдываться или сопротивляться, поясняя, что вы лично тут ни при чем. Вы только усугубите ситуацию. (Хотя вы ведь, действительно, не перерезали провода его телефонных линий, сделать это вам вот только сейчас искренне захотелось). Самая большая ошибка — пытаться решать конфликт с точки зрения логики, когда клиент «бушует» и «весь на эмоциях».

ВЕРНО! Начинайте работать с эмоциями. Сначала нужно признать право клиента на недовольство. Говорить при этом ничего не надо. Выслушайте покупателя! Однако не давайте ему долго выпускать пар.

Я часто задаю на тренингах по работе с претензиями клиентов вопрос участникам: «Как долго нужно слушать клиента?»

Вот ответы и комментарии к ним:

Пока не замолчит. (Есть риск, что это случится не скоро).
1 минуту. (Долго. Суть вы поймете уже после первых двух предложений. Их, как правило, говорят за 30 секунд. А потом говорящему нужно будет набрать воздуха. Хватайте эту паузу и берите инициативу на себя).
5 минут. (Бесконечно долго. Да и клиент засомневается в адекватности вашего состояния).
Пока не начнет повторяться. (Хороший индикатор. Им вполне можно руководствоваться, если такое происходит в течение первой минуты разговора. Ждать повторов специально не стоит).

Итак, в этом шаге важно избежать не только «неслушания», но и «затянувшегося слушания». Если вы упустите момент, когда нужно начать говорить самому, покупатель может «завести себя еще больше» и впасть в состояние истерии. В любом случае нужно возвращать управление ситуацией себе и брать состояние клиента (и свое тоже, кстати) под контроль.

 

ШАГ 2. ПОКАЗАТЬ КЛИЕНТУ, ЧТО ВЫ ЕГО УСЛЫШАЛИ, ПОНЯЛИ. Проявить заинтересованность в решении его вопроса. При необходимости — принести извинения.

На втором шаге мы обеспечиваем ключевое условие для решения конфликта: клиент чувствует свою значимость, видит, что ему готовы помочь, и в результате он успокаивается и готов конструктивно общаться.

Чтобы переключить собеседника с эмоций на конструктивное решение, в рамках активного слушания задайте 1-2 вопроса о фактах. Например:

— Я понял ситуацию. Как вас зовут?

С этого момента ОБЯЗАТЕЛЬНО ОБРАЩАЙТЕСЬ К КЛИЕНТУ ПО ИМЕНИ!!!!

— Елена, когда именно это произошло?
— Андрей Владимирович, как давно вы звонили?
— Ирина Александровна, что именно вам сказали?
— Сергей, какой у вас адрес?

ОШИБКА! (Увы, примеры беру из реальных ситуаций)

— Женщина, не надо кричать, сейчас все выясним.
— Успокойтесь, пожалуйста.
— На надо повышать на меня голос.
— Это вы что-то путаете.
— Я вообще не в свою смену работаю, так что я тут ни при чем.

БОЛЬШАЯ ОШИБКА!

  • Убеждать клиента, что он не прав, даже если это действительно так: «А чего это вы на меня кричите? Я что ли не отвечала на ваши звонки?»
  • Оправдания: «У нас сейчас в отделе приема звонков уволилось половина людей, вот вы и не можете дозвониться»
  • Если вы даете понять клиенту, что он врет: «Вы не могли дозвониться до нашей компании две недели? Этого просто не может быть».

ВЕРНО! (К моей радости, эти примеры тоже взяты из практики).

— Мы приносим вам свои извинения. Я обязательно доложу руководству о том, что у наших клиентов есть сложности с дозвоном в нашу компанию.
— Ирина Александровна, я вас поняла. Вы правильно сделали, что пришли. Сейчас мы решим этот вопрос.
— Сергей, все верно. Такого быть не должно. Я передам информацию по поводу сложностей с дозвоном руководителю Call-центра. Давайте посмотрим, как решить ситуацию с телефоном.

 

ШАГ 3. ПРЕДЛОЖИТЬ ОДИН ИЛИ НЕСКОЛЬКО ВАРИАНТОВ РЕШЕНИЯ ВОПРОСА.

Я уже писала о волшебных возможностях фразы «Мы с вами», в данном случае ее применение будет уместным.

— Давайте мы с вами сейчас определимся по времени, когда к вам может приехать служба ремонта. Вам будет удобно, если они приедут завтра с 2 до 3 часов дня?

Кстати, именно на третьем шаге есть опасность разжечь конфликт заново, если клиента не устроят предложенные вами варианты:

— Я работаю до 6 вечера, каждый божий день, у меня выходной только в воскресенье. Еще раз отпрашиваться с работы я не стану. Не хватало мне еще проблем на работе из-за вас. Я готов вас встретить в любой день, но только после шести, либо в воскресенье.

Вот здесь и кроится искорка, готовая разжечь конфликт заново. Клиент в данном случае поставил под сомнение всю искренность. Почему? В начале разговора, он вам отчетливо дал понять, что вынужден был отпроситься с работы: «…Почему я должен отпрашиваться с работы, из-за того что вы работаете только до шести? Я дозвониться до вас не могу…»

И если вы предлагаете ему время ремонта, когда он работает, значит, вы его не услышали.

В этом случае мы подбираем варианты (сегодня до шести, завтра в обед, в выходные и т.д.) или (а у сотрудника для таких ситуаций должны быть необходимые полномочия!) делаем исключение и назначаем ремонт на то время, которое нужно клиенту.

Поиски альтернативных вариантов возвращают клиенту уверенность в вашей заинтересованности и желании помочь. И зачастую он соглашается даже на ранее предложенное «неудобное» для него время, если видит, что вы реально ищите возможность исправить ошибку компании и ради него «поставили на уши» отдел ремонта.

В таких ситуациях люди ждут особого отношения к себе, особенно если считают, что компания «провинилась» перед ними. Не тратьте время на разубеждение и споры, уделите внимание клиенту и оперативно решите вопрос.

Copyright © 2010—2011 Кузнецова Татьяна

Источник http://tktrener.ru/konflikty-v-servise/tri-legkix-shaga-k-razresheniyu-konflikta.html

Поделиться:

А как бы Вы ответили на месте продавца палатки, к которой (жарко, вечер) пристал неказистый мужичок, видимо получая удовольствие от провокации:

- А что, у Вас нет этого пива? А почему стоит на витрине? Уберите! Я вот в инспекцию позвоню, заодно у  тебя регистрацию проверят! и т.д. и т.п.

Я его словесно удалила всего одной фразой (корректно) когда он уже вывел-таки тётушку-продавщицу до истеричного обиженного крика "Ну и пишите куда хотите! Сам такой!" и т.д.

Как бы лично ВЫ на месте продавца локализовали конфликт?:-)

 

www.stcg.ru Оutsourcing-Chief STCG, к.э.н., практик, Автор книги и одноимённой методики "Upgrade продаж",  55-00@bk.ru

Татьяна, спасибо за пример. С такими ситуациями сталкиваюсь в процессе обучения на рабочем месте: категорично говорю, что вызываю милицию (или охрану), беру телефон и начинаю набирать номер. Работает. С пьяными, агрессивными, неадекватными (например, психически больными) людьми, действительно, нужна не схема, а одна фраза. Так что Вы подкинули идею для поста.

Было бы смешно (а иногда и опасно) выяснить имя такого человека и пытаться наладить контакт. Кстати, а Вы поделитесь своей фразой?

Считаю, что прямая конфронтация - это затраты нервов, это говорит о том, что тебя вывели-кати, развели - из спокойного состояния. Лучше спровоцирвоать оппонента спокойным голосом. Человек в нервном состоянии обязательно сделает ошибку или ляпнет что-то. А если чела сначала расслабить позитивными вопросами, затронуть приятную для него тему, а потом...необижиданно впечатать быстро каверзный вопрос - можно получить нужную инфо на автомате:-) Принцип провокации.

Какие фразы? Главное - понять его внутреннюю мотивацию, какой мотив его лично зацепит. Т.е. сыграв на его профиле - можно быстро локализовать конфликт. Ну....сначала быстрый сканер объекта - прежде всего социальный статус (способ мышления, установки) и его возможные точки применения воздействия. Если видно, что стоит мужчина делового формата, с портфельчиком, весь такой подтянутый  и акуратный, но видно, что выплескивает от усталости негатив на ту тётеньку - просто напомнить про его статус "Мужчина, Вы так солидно выглядете, а такие фразы себе позволяете". И переключить его внимание "Вы разве не понимаете, что не от тётеньки зависит выкладка на полках, что её точку обслуживает торговый представитель, который и отвечает за наличие товара в точке" и т.д. Если стоит пенсионер, с медалями - значит борец за справедливость. Ему, наоборот, можно подыграть "Да, раньше такого бардака не было. Но зачем так нервничать, жарко, давление итак не в норме, да плюньте Вы на неё". Если подросток, играющий на толпу стоящей за его спиной групы поддержки: "Ну что ты ут на публику вы...шься. В одиночку так и вякнуть постеснялся бы наверное". или "Слушай, парень, у тебя же есть мама? она в офисе рабатет? а там жарко? да? так что ты пристал к тётке - не видишь ей и так там хреново в душной палатке сидеть". Т.е. взываем к совести.

Да вариантом масса, смотрим на профиль человека и примерно прикидываем в какую его внутреннюю черту нужно попасть - и только затем конкретная фраза.

А про вызов милиции:-)))) А если Вам ответят в запале "Вызывайте! Напугали!" Вы готовы потратить час времени, написать заявление, указав свой адрес, а потом ещё и в суд явиться - если признают административное правонарушение?":-) или оплатить ложный вызов, если чел уйдёт?:-) А вы ка кего удерживать-то будете:-)? Вцепитесь руками?:-)

А тому седеющему мужику за 40...неухоженному в дешёвых сандалиях, застиранных носках, видимо неженатому, с пакетом в руках, с пивным животом (он же пиво выбивал у продавщицы палатки) я просто в лоб припечатала что мол нечего срываться на работающей женщине, если с ними у него,безработного неудачника не складывается - стоит тут моральное удовольствие от ОСКОРБЛЕНИЙ получает. Я-то была тогда в форме, ехала с деловых переговоров. Кстати, я вмешалась когда он стал её осокрблять, пугать проверкой регистрации и сказала, что никуда не тороплюсь и ради принципа могу остаться и организовать проверку его личности. Как-то он сразу смотался.

 

www.stcg.ru Оutsourcing-Chief STCG, к.э.н., практик, Автор книги и одноимённой методики "Upgrade продаж",  55-00@bk.ru

Татьяна, понравилась Ваша классификация, хорошо у Вас "сканер" работает. Предположу, что и жизненный опыт, и профессиональный -  у Вас большой. Я часто работаю с менеджерами, продавцами, кассирами и операторами, которым от 18 до 22, многие только вуз закончили или еще учатся. И то, что нам легко и очевидно, не всем в этом возрасте дается легко. Поэтому обучение в работе с конфликтами начинаю с инструкций в формате 3-х шагов, а потом, когда они освоены, у сотрудников (фронт-офис) уже появляется база, которая через несколько месяцев или год тренировки (в работе, конечно) позволяет уже вести себя так же уверенно, как это делаете Вы.