Тест-драйв в малом бизнесе: бесплатно или за деньги? / Рыбаков М.
Об авторе. Все материалы автора.
Одна IT-компания предлагала некоторую услугу на пробу, за небольшие деньги. Желающих было мало. Предложили бесплатно – и число желающих увеличилось. Однако роста продаж так и не произошло.
Одна IT-компания предоставляла некоторую услугу в пробном режиме. Пока с клиентов требовали предоплату, даже небольшую, в символическом размере, желающих было очень мало. Перешли на бесплатное предоставление услуги – и число желающих «попробовать» заметно выросло. Однако роста продаж так и не произошло. Стали выяснять, в чем дело. Несколько звонков клиентам, бесплатно взявшим программу на пробу, показали – не заплатившие ни копейки руководители просто не интересовались эффективностью и экономической выгодой нового приобретения. Наши эксперты формулируют правила грамотного введения «тест-драйва» в малом и среднем бизнесе.
В каких случаях тест-драйв необходим для повышения продаж, а когда он просто не нужен?
Чем более зрелым становится тот или иной рынок, тем более изощренные способы приходится придумывать, чтобы привлечь клиентов на свою сторону. И тест-драйв – одно из самых эффективных средств. По сути, это способ облегчить клиенту принятие решения о покупке. И нужен он тогда, когда без него у клиента информации не достаточно. Я бы поделил все товары и услуги на 3 категории:
1. Тест-драйв обычно не нужен. Это все товары и услуги, содержание и качество которых кажется потребителю «и так понятным». Как правило, они относительно недороги. Например, все то, что можно купить через Интернет: книги, компакт-диски, шины для автомобиля и т.д.
2. Тест-драйв практически обязателен. Во-первых, это услуги и товары, которые сложны для потребителя. Особенно, если эти услуги еще и нематериальны (характерный пример – консалтинг, корпоративные тренинги).
Конечно, сложность субъективна, и разные потребители оценивают ее по-разному. Один человек спокойно покупает сотовый телефон или КПК через Интернет, другой – битый час мучает продавца с салоне, нажимает на все кнопочки, пробует изделие «на зуб». Но общее правило формулируется так: для «сложного» товара должна быть возможность «тест-драйва», хотя бы минимального, иначе вы потеряете многих потенциальных клиентов.
Во-вторых, это, наоборот, очень простые товары на сильно конкурентном рынке.
И в-третьих, это товары на рынке, где есть сложившаяся традиция предоставления «тест-драйва». Классика: если вы покупаете семечки или арбуз на базаре, то продавцы наверняка будут предлагать вам (часто навязчиво) попробовать их на вкус.
3. Тест-драйв возможен, но не необходим. Это все то, что находится между первыми двумя вариантами. Например, для шампуня тест-драйв не сильно нужен. Однако не зря же крупные фирмы вкладывают «пробники» в женские журналы. Это позволяет поднять продажи, перевести потребителя на свою марку.
Когда тест-драйв может быть бесплатным, а в каких случаях – только за деньги?
Здесь нет общих решений, но вот некоторые ориентиры.
Рентабельность акции. Оцените рентабельность введения тест-драйва. Причем учитывайте не только прямые затраты, но и рабочее время персонала и другие статьи расходов. Вполне возможно, что вы захотите хотя бы покрыть свои издержки от подобных акций, то есть «сработать в ноль» – и сделаете тест-драйв платным.
Дарите бесплатное. Если у вас есть некий продукт, тиражировать который вам ничего не стоит, – дарите его клиентам бесплатно. Некоторые делают это неявно, запуская в Интернет или на пиратские диски нелицензионную версию своего продукта, часто с ограниченной функциональностью, но уж точно со ссылками на компанию-производителя. Пример – компании ABBYY, продукты которой (FineReader, Lingvo) уже много лет можно найти в любом ларьке, но почти вся «нелицензионка» работает или ненормально, или недолго. Это же относится к видео-семинарам, аудио-книгам бизнес-тренеров и т.д.: любая пиратская копия, по сути – бесплатная реклама. Кому надо – все равно придут и заплатят деньги.
Рост «халявы». Тенденция современного мира – резкое увеличение количества «халявы». Сказывается влияние Интернета, где бесплатно можно получить практически любую информацию и многие услуги. В последнее время увеличивается количество коммерчески успешных проектов, основанных на какой-то бесплатной программе/услуге. Например, ICQ, Skype, WinAmp, все поисковые системы, почтовые службы типа MAIL.RU, сайты новостей типа RBC и т.д. Сейчас многие подобные проекты разрослись до огромных размеров и являются весьма прибыльными. Но все равно в основе таких систем – некая ценная для клиента бесплатная услуга, которая постепенно «обвешивается» платными сервисами. И этот сегмент будет развиваться бесконечно: на просторах рынка «халявных» услуг сейчас идет нешуточная битва таких титанов, как Microsoft и Google. А новички пытаются занять свое место под солнцем, как, например, компания ZOHO, дерзнувшая бросить вызов гигантам. Если рыночная ниша найдена удачно, и все сделано грамотно, то именно бесплатность начального продукта позволяет проектам взлетать с космической скоростью при небольших затратах. Вспомните «Одноклассников» ;)
Шансов не останется. Во многих сферах, например, в сегменте b2c IT-бизнеса (ориентированном на физических лиц), скоро у вас не будет никаких шансов, если вы не предоставляете клиенту что-то ценное бесплатно. Так, уже много лет все антивирусные программы можно скачать с сайта производителя бесплатно, а уже потом купить к ним ключ, который дает право пользоваться программой некоторое время. Причем долгое время Интернет наводнен пиратскими бесплатными ключами, а потом в один миг, когда клиенты уже «подсели» на продукт, «халява» заканчивается, и за любимый продукт приходится платить.
Что должен учитывать руководитель, который собирается ввести тест-драйв?
Общая схема может быть такой:
1. Тщательно проанализировать свою продуктовую линейку: найти те продукты, для которых есть смысл делать тест-драйв. Критерии: сложность продукта, бесплатность или минимальная себестоимость организации «тест-драйва», состояние данного рынка, а именно его традиции и количество «халявы», предлагаемой конкурентами.
2. Разработать максимально дешевые для вас (желательно бесплатные) способы предоставления клиенту тест-драйва. Примеры смотрите выше. А вот еще совет. Идеальное решение – «сесть» на какой-либо уже существующий канал, который практически бесплатно для вас и без усилий с вашей стороны донесет продукт до потребителя. Например, пираты, если вы выпускаете софт. Или глянцевые журналы, если вы выпускаете косметику. Вы нужны им не меньше, чем они вам: им же надо чем-то наполнять свои диски и издания! А деньги они будут зарабатывать не на вас, а на клиентах.
3. Собственно организовать процесс. Можно рекламировать тот факт, что вы предоставляете клиенту «халяву».
4. Сделать так, чтобы при получении тест-драйва клиент мягко и ненавязчиво (это важно!) получал намеки на то, какие преимущества он может получить, если купит ваш продукт в полном объеме.
5. Естественно, ведите статистику по тест-драйвам. Например, полезно бывает регулярно оценивать «коэффициент конвертации» потенциальных клиентов, которые воспользовались «тест-драйвом», в реальных покупателях.
6. А дальше работать как над повышением этого коэффициента, так и над увеличением количества «бесплатников», которые знакомятся с вашими продуктами. И, естественно, следить за рентабельностью всего данного способа продвижения.
ПРОВЕРЕНО НА ПРАКТИКЕ | ||||
Бесплатный сыр: пусть первый не станет последним!
Зачастую другого способа привлечь покупателя, чем предоставить ему временный бесплатный доступ к продаваемому продукту, просто нет. Ничего не поделаешь – конкуренция на рынке слишком высока. Особенно это касается рынка продаж бухгалтерских и правовых компьютерных программ. Но увы, просто бесплатного тест-драйва недостаточно. Чтобы завоевать лояльность клиента, необходимо обязательное выполнение нескольких условий. |
Источник www.nastol.ru/Go/ViewArticle
Поделиться: |
|
- Категория:
- Авторы:
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии