Сколько стоит проект CRM-системы?

Аватар пользователя Piter-Consult

Сколько стоит проект CRM-системыКручинецкий Сергей

В статьях, объединённых тематикой «Сколько стоит консалтинг?», мы не обсуждаем все разнообразные  подходы к ценообразованию на консалтинговые услуги, а обращаемся к тем читателям, которые хотят разобраться в структуре себестоимости, понять, из чего складывается трудоёмкость той или иной работы. В этой статье речь пойдёт о стоимости такой услуги, как разработка функционального проекта информационной системы CRM-класса.


О том, зачем нужен функциональный проект CRM, было написано в статье «Проектирование функционала CRM». Ниже мы определим, от каких факторов зависит трудоёмкость, а значит стоимость разработки проекта CRM типичной оптовой торговой компании. Если попытаться ответить на этот вопрос предельно кратко, то важнейшим фактором является

 1. Список и сложность поддерживаемых CRM бизнес-процессов

 Несмотря на то, что для иллюстрации мы взяли не самый сложный тип CRM-системы (так называемый SFA - Sales Force Automation), полный список поддерживаемых ею процедур,  весьма велик. В него входят и традиционные бизнес-процессы

  • планирования и регистрации контактов,
  • управления отношениями на базе «воронки продаж»,
  • сопровождения договоров и сделок,
  • анализ маркетинговых акций

и менее распространённые, такие как

  • управление претензиями,
  • управление «сложными продажами»,
  • контроль полноты и корректности вводимых данных и многие другие.

Трудоёмкость процедуры описания и оптимизации бизнес-процессов рассмотрена в статье «Сколько стоит описание бизнес-процессов?». Нет сомнения в том, что параметры этой работы для конкретной компании окажут большое влияние на стоимость проекта в целом.

2. Система показателей

 Трудоёмкость этого этапа рассмотрена в статье «Сколько стоит разработка системы показателей?». Обратим только ваше внимание на то, что система показателей (СП) блока продаж должна быть подчинена СП компании в целом. В свою очередь СП компании разрабатывается для воплощения в жизнь стратегии предприятия. Если эти документы в организации отсутствуют, ими нужно заняться. В противном случае СП продающих подразделений «повиснет в воздухе», так как не получит обоснования на более высоких контурах управления.

3. Управление полями данных

 В результате разработки бизнес-процессов и системы показателей может выясниться, что типовая конфигурация выбранной вами CRM не предусматривает полей для ввода всех требуемых исходных данных. Современные ИС позволяют добавить необходимые поля путём настроек, которые нужно описать в составе проекта.

Эффективность любого программного инструмента напрямую зависит от качества введённых в него исходных данных. Для повышения достоверности первичной информации CRM необходимо предусмотреть автоматический контроль при вводе данных. Как правило, этого оказывается недостаточно и введённые данные нужно периодически контролировать путём анализа отчётов, помогающих выявить ошибки.

К вопросам управления полями относится также определение прав доступа к окнам и отдельным полям.

Список новых полей, права доступа к ним, правила контроля корректности данных и отчёты, предназначенные для этой же цели, должны войти в состав проекта. Я бы не рекомендовал экономить на этом этапе работы, так как достоверность данных является обязательным условием успеха внедрения ИС.

4. Прочие материалы проекта

 В функциональном проекте CRM должны быть также представлены ряд других данных, таких как форматы печатных форм, описание ролей пользователей, сценарии обучения и ряд других.

Если подготовку всех этих данных заказчик поручит консультанту, бюджет проекта, конечно, увеличится. Но уверенность в успешном внедрении увеличится в ещё большей степени.

Список работ по проекту CRM мы завершаем этапом, с которого собственно начинается внедрение ИС и этот этап называется

5. Диагностика системы управления

Мы не случайно поместили этот этап в конец статьи. Тот, кто заинтересовался трудоёмкостью работ по описанию бизнес-процессов и разработке системы показателей, уже познакомился с нашими аргументами в пользу проведения диагностики. При внедрении CRM нельзя игнорировать сложившиеся в компании традиции управления, уровень корпоративной культуры, состояние социально-психологического климата и ряд других факторов. Для изучения этих факторов и предназначена диагностика системы управления - обязательный этап внедрения любой ИС. Трудоёмкость этой процедуры рассмотрена автором в статье «Сколько стоит диагностика системы управления?».

Мы постарались в этой статье перечислить основные факторы, влияющие на трудоёмкость работы по проектированию функционала CRM-системы. Если вы решите привлечь к этой работе внешнего консультанта, этот материал, с одной стороны, должен предостеречь вас от необоснованной экономии, а с другой, - подсказать рациональные пути оптимизации расходов.

Поделиться:

Т.к. часто работаю ан проектах "Апгрейд продаж" у наших клиентах - знаю все "засады" с CRM. Часто вижу, что денег бухнули, а CRM используется как только планинг. Причины:

1. Разаработчики большинства CRM - не продажники. В зависимости от фин.возможностей разработчика - выбирается непродвинутый  "движок" - платформа CRM. в котором и пишется CRM. Большинство имеющихяс сейчас на рынке CRM - именно из-за таких утстаревших "платформ" выполняют не интересы продавцов, а воплащают ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ лишние дейтсвия, от которых сонут менеджеры.

Примеры:

- CRM "Tarrasoft" (лично высказала как-то разработчикам: Почему, чтобы провести ОДНО дейсвие по клиенту - надо до 7 раз кликнуть в разных окнах, менюшках и т.д.

- другие "на коленке" CRM: распределённые базы данных, также приходится делать кучу кликов, сохранений и переходов даже на другие "Рабочие столы" чтобы увязать предыдущие гшаги с последними изменениями инфо.

2. Во многих CRM наблюдаю СЛАБУЮ ОТЧЁТНОСТЬ. Т.е. формы-то для ввода первичной инфо есть (действия, события, запланирвоанные мерпориятия - ЧАСТО БЕССИСТЕМНО ЗАВОДЯТСЯ, самые важные формы могут отсутствовать. Реже наблдаются аналитические поля, как:  - перспективность, нормы в днях по похождению этапа сделки и т.д.) Но потом наступает...УЖАС.

- можно сформировапть только "плоский" линйеный отчёт (1го уровня). Вынужденно выгружаем в Эксель и там уже обрабатываем: строим "Сводные" таблицы. ПЕРЕКРЁСТНЫЕ отчёты.

3. Наличие ТЕКСОВЫХ полей. Когда в одно поле забивается несколько параметров (напр., достигнутый резултат, досье пеерегвооров с клиентом, ПДД - план дальнейших действий). Потом невозможно выгрузить такую кашу в отчёт (разделив по нужным параметрам).

4. Нечистоплотность Дилеров или первичных продавцов CRM:

- сначала продаётся "занедорого" ПО" (напр., по числу пользщовательских мест). А потом начинается КОШМАР по РАСКРУЧИВАНИЮ на деньги. "Каждый час консультаций у нас стоит денег", причём нехилых.

- резко возрастает стоимость дополнительной версии (под нового пользователя) со временем (лично видела такую ситуацию ...вчера у своего клиента, предложила смениь дилера выйдя на вендора:-)

 

ВЫВОД: Купите недорогую CRM-ку (наиболее успешно используемую на ВАШЕМ рынке). И...ДОПИШИТЕ, апгрейдите её. Это и дешевле и эффекивнее!!!

PS Оказывает помощь по донастройке Вашей CRM - с "подтягвиаем" нужных отчётов к НАШЕЙ модели мотвиации менеджеров (либо к Вашей системе мотивации). Sokolova@stcg.ru

www.stcg.ru Оutsourcing-Chief STCG, к.э.н., практик, Автор книги и одноимённой методики "Upgrade продаж",  55-00@bk.ru